Есть ли будущее у российского IT?

отметили
9
человек
в архиве
В 2012 г. «The Wall Street Journal» и «New York Times» назовут Россию мировым лидером в разработке программного обеспечения. Об этом заявляет Эстер Дайсон — президент холдинга EDventure, экс-председатель верховного интернет-координатора ICANN и просто технопророк. За этот прогноз Дайсон готова финансово поручиться — если мировые лидеры деловой прессы в 2012 г. обойдут своим вниманием факт, который очевиден Дайсон уже сегодня, она проспорит $5000 председателю совета директоров софтверной компании Intuit Биллу Кэмпбеллу. Приятно, конечно, что представители зарубежных компаний так уверены в успехе российского IT и даже делают ставки, но так ли безоблачно будущее инфокоммуникационного рынка России и есть ли оно вообще?

Нужно ли России развивать свой IT рынок? Может быть — это вообще не наша сфера? Вот в Советском Союзе производили для внутреннего рынка абсолютно всё, так как страна должна была использовать только продукцию отечественного производителя. Чем это кончилось – все мы помним. Может быть России будет выгоднее и дальше пользоваться разработками, продукцией, услугами зарубежного производителя? Возможно, нет смысла вкладывать средства в развитие российского IT? Зачем нам это – в России есть ресурсы, мы можем их использовать (продавать) дальше ещё n-количество лет и не морочить себе голову с развитием (созданием) собственного IT рынка. Ведь, по большому счёту, в этой сфере на данный момент у России нет конкурентных преимуществ, а чтобы пробиться на мировой рынок IT – нужны многомиллионные вложения. Будем и дальше заниматься атомной энергетикой, самолётостроением и продажей российских природных ресурсов – здесь у нас преимущества есть.

Но наше Государство решило «слезть с нефтегазовой иглы» и признало, что развитие собственного IT рынка – один из действенных способов для решения этой проблемы. Не буду перечислять все меры, предпринятые нашим правительством по данному вопросу. Все мы знаем о программе развития Интернета в России и слышали о многих других «проектах» (которые пока остаются лишь проектами). Я не считаю, что предпринятые меры не имеют эффективности. Но, мне кажется, что развитие (создание) российского IT рынка не поддерживается в должном объёме, действия ведутся далеко не по всем направлениям отрасли, инвестиции недостаточны.

Рассмотрю лишь несколько направлений, которые мне кажутся довольно значимыми для данного сегмента рынка. Дата центры: дата центры, обеспечивающие работу подавляющего большинства русскоязычных сайтов, оказываются недостаточно надежными. По мнению экспертов ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге (не говоря уже про регионы) нет надежных дата центров, способных гарантировать постоянную работу установленных в них серверов. Наши дата центры нельзя назвать «современными», так как от «действительно современных» мы отстаём (минимум) на два поколения. Создать «современные», надёжные дата центры в России, конечно, можно (нужно), но нет инвесторов.

Российский оператор космической навигационной системы ГЛОНАСС – или наш ответ GPS. Заявлено, что данная российская разработка будет конкурентоспособной – во всяком случае, инвестиции, выделенные на её развитие, впечатляют. В 2006 году на запуск ГЛОНАСС было выделено 4,73 млрд.руб., еще 9,88 млрд.руб.— в 2007-м. В этом году инвестиции должны были составить 10,28 млрд.руб., в 2009 году — 10,68 млрд.руб., а к 2011 году объем финансирования федеральной целевой программы (ФЦП) должен достичь 30 млрд.руб. Однако, весной этого года Минэкономразвития признало инвестиции в ФЦП “Глобальная навигационная система” неэффективными, отмечая, что программу необходимо откорректировать. Правительство РФ выделяет дополнительно 67 млрд.руб. на финансирование программы ГЛОНАСС. Пока сказать можно только одно – в заявленные сроки проект не уложился (система должна была заработать на территории России к 31 декабря 2007 года), «инвестиции оказались неэффективными». В общем – говорить о нормально функционирующем «российском GPS» — пока рано.

Не буду углубляться в рассмотрение вопроса производства отечественных сотовых телефонов, «железа» и т.д. – все кто использовал данную продукцию – и так знают. Попытки «наладить производство» — есть. Но пока они не увенчались успехом даже на российском внутреннем рынке — мало кто бросился поддерживать отечественного производителя, что вполне объяснимо. Об успешном выходе данных товаров на международный рынок пока не стоит и загадывать.

Государство решило поддерживать IT сферу, но налоги в стране никто не отменял. С 2010 года существующий налог заменят страховыми выплатами в три фонда: 26% на обязательное пенсионное страхование; 5,1% придется отчислять в фонд обязательного медицинского страхования, 2,9% – в соцстрах. В итоге общий тариф составит 34% вместо нынешних десяти или двух, в зависимости от зарплаты. Особенно остро это почувствуют российские IT-компании, потому что заработная плата сотрудников традиционно составляет в них большую, чем в большинстве отраслей, часть всех расходов. То есть, вместо обещанной «поддержки», российский IT бизнес будет «задушен» налогами. Ведутся переговоры о «налоговых льготах» для IT компаний, но вероятность их принятия «невелика». Выдвигается стандартная формула — сильнейшие IT компании выживут ( несмотря на налог), слабые – самоликвидируются.

В России есть один немаловажный ресурс, который мог бы эффективно использоваться отечественным рынком IT. Этот ресурс конкурентоспособен, неисчерпаем, его достоинства признаны мировым сообществом, он давно вышел на международный рынок IT. Это – интеллектуальный ресурс, которым мы несомненно гордимся, в образование которого «вкладывается» наше правительство, но… Интеллектуальные ресурсы используются Россией в том же направлении, что и природные — в большинстве случаев, за границей страны. Высококвалифицированные специалисты, выпускники российских вузов предпочитают мигрировать из России в те страны, где их способности оценят по достоинству, где им будут предоставлены: хорошая зарплат, условия жизни, возможность заниматься научной деятельностью.

Даже работая на территории России, наш «интеллектуальный ресурс» инвестируется из-за рубежа. Новая тенденция в сфере IT направлена не на получение «конечного готового продукта», а на «науку ради науки» — создание новых технологий и новых идей, на основе которых будут работать эти технологии. Мировые IT гиганты открывают в России новые лаборатории, они готовы инвестировать не только в софтверную разработку под корпоративные нужды, но и в фундаментальные исследования, не привязанные к конкретным проектам в ближайшей перспективе. Центры разработок в России: HP, Intel, Motorola, LG Electronics, Samsung, Siemens, Siemens Enterprise Communications, ЕМС, Google, Alcatel, Borland, Huawei – естественно, инвестируются из-за рубежа. А это значит, что все права и патенты на изобретения, технологии, разработки будут принадлежать, естественно, не Российским компаниям.

Мало кому известно, что эффекты, позволяющие создавать flash-память, были открыты в России. Видимо, подобная судьба будет ещё у многих «открытий» в сфере IT, сделанных нашими учёными и за рубежом, и в России. Почему мы позволяем утечку интеллектуального ресурса за пределы нашей страны? Потому что в России его (пока) много и мы готовы им «делиться» (здесь опять напрашивается аналогия с природными ресурсами).

«Данный сегмент инфокоммуникационного рынка РФ развивается высокими темпами и привлекает внимание инвесторов», — очень распространённое заявление многих представителей государственных структур, отвечающих за развитие отечественного IT. Стоит уточнить, что внимание «данному сегменту» оказывают, в основном, иностранные инвесторы и «высокими темпами» он развивается за пределами России. Сами госструктуры для масштабных государственных программ предпочитают привлекать зарубежные IT-компании, пренебрегая отечественными разработками. Если мы не можем отстоять свой собственный внутренний рынок, стоит ли говорить о выходе на международные масштабы?

Большинство российских IT компаний находится на полном самофинансировании, они могли бы развиваться за счёт продаж на внутреннем рынке страны, но внутренний рынок их не поддерживает. Конечно, чтобы производить «достойный», конкурентоспособный продукт компаниям нужны инвестиции. Желающих инвестировать компании (которые в дальнейшем будут продвигать именно российский рынок) – очень не много. Государство озабочено внедрением Интернета во все регионы России, разработкой «аналога американского GPS», введением системы электронного документооборота и системы электронного голосования – в общем, занято решением «других» вопросов сферы IT. Так что опять будет действовать формула: «сильнейшие – выживут, слабые – самоликвидируются». Вот только хватит ли «сил у сильнейших», чтобы выжить в подобных условиях?

Данная тема раскрыта не полностью, многие важные факты, моменты, аспекты – здесь вообще не учитывались. Мне кажется, что российское IT в данный момент находится в довольно плачевном состоянии, особенно, если учесть реальные возможности нашей страны. Прогнозы относительно «перспективного и безоблачного будущего» инфокоммуникационного рынка России – утопичны и далеки от действительности. Но это моё личное мнение, возможно, Вы с ним полностью не согласны. Я не являюсь экспертом в данной области, поэтому с удовольствием прислушаюсь к Вашим мыслями и аргументированным возражениям по данному вопросу.
Добавил texnik texnik 16 Ноября 2008
проблема (1)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать