Одно из трех крупнейших мировых информационных агентств Associated Press вчера сообщило, что масштабы плагиата материалов агентства достигли угрожающих масштабов, из-за чего AP несет колоссальные убытки, что особенно значимо в условиях экономического кризиса. Два других крупных агентства, France Presse и Reuters, пока хранят молчание и к инициативам AP не подключаются, однако о своей поддержке позиции AP заявил медиамагнат Руперт Мердок, обвинивший разнообразные новостные агрегаторы в незаконном сборе новостного контента и паразитировании на чужой интеллектуальной собственности.
В Associated Press говорят, что приняли решение о начале нескольких судебных исков в отношении ряда порталов, названия которых пока не разглашаются. Поддержит ли News Corp данные инициативы пока неизвестно.
Строго говоря, проблема плагиата информационного контента не уникальна для западного интернета. По недавно опубликованным данным службы статистики новостей Яндекс.Новости почти 90% информационных ресурсов Рунета, позиционирующих себя как СМИ, являются не более чем плагиаторами чужих новостей, заимствующих контент без согласия первоисточника и без какой-либо ссылки на него. Еще хуже дела обстоят в украинском сегменте интернета — там проблема плагита (в основном российских сайтов) приобрела масштабы эпидемии, здесь практически все сайты, кроме нескольких официальных источников информации, — банальные копипейстеры без каких-либо понятий об этике.
Однако для крупнейших мировых агентств пока стоит острее проблема англоязычного копипейста. Больше всего, как обычно, достается самым большим и известным. Так, случилось и на этот раз — первые претензии были высказаны в отношении интернет-гиганта Google, поисковые машины которого втягивают весь доступный контент в сети.
Именно поэтому менеджменту Google вновь приходится оправдываться. Исполнительный директор интернет-компании Эрик Шмидт вновь попытался убедить издателей, что Google новостникам не враг, а наоборот, компания могла бы помогать увеличивать доходы СМИ и информагентств.
"Я предлагают всех (издателей) подумать о том, что именно хочет ваш читатель. Если вы будете чересчур опекать ваш контент, то это будет невыгодно вам — вы просто останетесь без читателей", — говорит Шмидт на ежегодной конференции Ассоциации американских издателей. "С нашей точки зрения, вопросы о справедливости и несправедливости использования контента всегда должны решаться в пользу потребителя, но при соблюдении баланса интересов сторон". — уверен CEO Google.
Однако с такой позицией не согласны аналитики Outsell. По их мнению, говорить надо не о том, как честнее и правильнее работать в интересах пользователей. "Настоящий вопрос заключается в том, насколько справедливо для новостных компаний производить контент, зная, что львиную долю прибыли от его наличия получат не они, а Google, не имеющая отношения к этому контенту", — говорят в Outsell.
"Пока стороны по-разному толкуют само понятие справедливого использования контента", — говорит аналитик Outsell Кен Доктор.
В Google говорят, что их компания, равно как и другие крупные порталы, обеспечивают финансовые механизмы для газет и интернет-СМИ через рекламу. "Мы предоставляем трафик и рекламу, в обмен на поддержку существующей модели бизнеса, причем совершенно неважно хранятся ли новости на наших или сторонних сайтах", — пишет в блоге компании юристконсульт Google Александр Макгиллврэй. "По нашим данным, Google обеспечивает более миллиарда заходов на сайты СМИ по всему миру ежемесячно".
Тем не менее, СМИ говорят, что Google заметно манипулирует фактами — зачастую на страницах новостных разделов Google размещается реклама, с которой правообладатели конента не получают ничего. "Google замечательная компании и делает прекрасные вещи, как новостной агрегатор и поисковик, но проблема заключается в модели работы всей этой системы — тот, кто делает последний клик, получает все. Настало время изменить этот подход". — говорят в Outsell.
"В Google говорят, что дают нам дополнительную рекламу, но когда вы располагаете таким брендами, как New York Times или Wall Street Journal, нужна ли вам эта дополнительная реклама?", — задается вопросом Руперт Мердок.