Российский авиасалон показывает неорганизованность государства («The Wall Street Journal», США)

отметили
103
человека
в архиве
Российский авиасалон показывает неорганизованность государства («The Wall Street Journal», США)
Россия продемонстрировала последние достижения своей авиационной индустрии на этой неделе на авиашоу МАКС, которое проходит недалеко от Москвы, но большинство сделок на сумму в десять миллиардов долларов были заключены между российскими государственными компаниями, в то время как посетителям вновь напомнили о нехватке организованности в стране.

За последние десять лет Кремль направил некоторую часть сверхдоходов от продажи нефти на авиастроительную индустрию, надеясь снизить зависимость экономики от сырья, перейдя к технологической модели, и показать российскую силу на мировой арене.

В среду на МАКСе премьер-министр Владимир Путин обследовал последние российские новинки, такие как истребитель пятого поколения Т-50 и среднемагистральный самолет «Сухой Суперджет-100».

По иронии, авиасалон стал напоминанием того, как история повторяет саму себя. На шоу стала предельно ясной экономическая модель, которую Путин предпочитал в течение десяти лет у власти: огромные госкорпорации, поглощающие маленьких игроков рынка, разбивая конкуренцию и стимулируя непродуктивность.

Всего лишь через несколько минут после того, как Путин похвалил великий прогресс в российской авиационной индустрии, истребитель МИГ-29 был вынужден прекратить свое выступление в связи с технической неполадкой. Менее чем через сутки российское агентство «Роскосмос» сообщило о том, что потеряло связь с крупным телекоммуникационным спутником, «Экспресс-АМ-4», всего лишь через несколько часов после запуска.

Для зрителей авиасалон стал напоминанием о недоразвитой инфраструктуре России и всеобщей неорганизованности. Расстояние из Москвы до места проведения авиасалона — 35 километров, но дорога занимает 2,5 часа на общественном транспорте.

Добираться на машине ничуть не лучше. Московская транспортная полиция сияет в своих белых формах, но она забывает о своей работе по регулированию движения, что приводит к образованию огромных пробок. В этом году организаторы предвидели недостаток парковочных мест, но вместо того, чтобы предоставить дополнительные, они решили справиться с проблемой, взимая 2700 рублей за место.

Обход всех 12 павильонов с сотнями экспозиций компаний также представляет собой трудную задачу. Организаторы не предоставили никакой информации о том, где какая компания расположена, а когда вопрос был задан в киоске информации, неосведомленная девушка предложила купить программу салона за 700 рублей.

И, конечно же, вечная проблема России: они забыли про туалеты! Ни одна из карт авиашоу не показывает ни одного туалета, а после 20-минутного поиска нашелся единственный переносной туалет – конечно, без туалетной бумаги.

Может, часть тех миллиардов долларов, которые направляются госкорпорациям на разработку высокотехнологичных самолетов, возможно также использовать для предоставления зрителям базовых услуг: общественного транспорта, сносных дорог, парковочных мест и туалетов.
Добавил NoMan NoMan 21 Августа 2011
проблема (7)
Комментарии участников:
Никандрович
+2
Никандрович, 21 Августа 2011 , url
Автор Гронхольт-Педерсен:)
begemoth
0
begemoth, 21 Августа 2011 , url
Обхохочешься.

deoxyribonucleic
+10
deoxyribonucleic, 21 Августа 2011 , url
Все как есть-из песни слов не выкинешь… Российская действительность сурова…

Никандрович
-3
Никандрович, 21 Августа 2011 , url
Ну не интересно мне мнение этого Педерсена.
Да и нового он для россиян ничего не открыл((
syschel
+9
syschel, 21 Августа 2011 , url
Зато про медведей играющих на балалайке и пьющих воду из ведра не написали, а я так ждал. Эх… :(

notfidel
+8
notfidel, 22 Августа 2011 , url
— Дорогая, я дома!
— Почему так поздно?
— По дороге медведь ногу вывихнул — пришлось водкой отпаивать.
— Садитесь все! Давайте выпьем водки.
— Мам, я пойду поиграю с медведем.
— Хорошо, только сначала выпей водки.
— А где наш дедушка?
— Он вторую неделю стоит в очереди за талонами на талоны.
— Хорошо, что он перед этим выпил водки. И ты без дела не сиди — иди тоже выпей водки.
— Ладно, иди, погуляй, сынок, и не забудь написать вечером отчёт в КГБ! А по пути домой не забудь купить водки — она заканчивается.
— Дорогая, что-то жарко. Выключи, пожалуйста, атомный реактор.
— Сейчас водку допью и выключу, а ты пока сыграй на балалайке.


riba-kot
+3
riba-kot, 22 Августа 2011 , url
ну это старрейшая гармонь!!!
syschel
+2
syschel, 22 Августа 2011 , url
Странно что про неё забыли.
lulhuh
0
lulhuh, 22 Августа 2011 , url
он как бы не для россиян пишет ;)
deas2006
-1
deas2006, 22 Августа 2011 , url
Тут другое дело. Аиасалону не интересно ваше мнение. А вот мнение западных журналистов и иностранцев очень важно. Ведь для них все и организовывали
HUKS
-1
HUKS, 21 Августа 2011 , url
Если изложенные факты соответствуют действительности, тогда действительно дела идут неважнецки.
Ну а если автор сбрехал, то, конечно, он оправдывает свою фамилию:-)
nehitraya
+1
nehitraya, 22 Августа 2011 , url
Свидетельствую: в понедельник, 15 августа, разворот из пос. Островцы по Ново-Рязанскому шоссе занял вместо обычных 5-ти минут 2 часа (!) Поскольку ВСЕ левые повороты были закрыты, для разворота пришлось доехать до вновь построенной шикарной развязки на Жуковский ( кому она нужна — мне пока неясно) и в обратку путь длиной 3 км занял полтора часа. И это при том, что открытие салона намечалось лишь на следующий день!!! Всю неделю я туда не совалась, об обстановке судить не могу. Но попытка излить в тот понедельник недовольство потрерянным временем на сотрудника ДПС, (они, кстати, стояли примерно через 100 метров) вызвала встречный поток брани со стороны «гайца», вынужденного всю неделю работать в таком режиме с трех ночи, слушая стенания ни в чем не повинных водителей… В свою очередь, он стал выкрикивать мне риторические вопросы без ответа: мол, кто из членов верховной власти ( фамилии были перечислены) компенсирует ему и его семье потери времени и моральный ущерб?..
Зато шоу, говорят, было ооочень зрелищным… (для тех, кто понимает)
HUKS
0
HUKS, 22 Августа 2011 , url
Ну вот, факты, к сожалению, подтверждаются (хотя бы частично). Причем получается, что и гайцы тоже были в числе недовольных организацией всего этого действа.
Всё это может показаться мелочью по сравнению с грандиозностью самого салона, однако подъезд-подход, туалеты, горячее питание и т.д. — ИМХО, необходимый минимум, не освоив который, не следует вообще что-либо затевать.
NoMan
+6
NoMan, 21 Августа 2011 , url
Всё чётко написали имхо, достаточно объективно. Как нам на это реагировать?
Можно
1. Поглумиться над именем автора статьи, обидеться на его критику.
Или
2. Сделать выводы, исправить ошибки.
godzila
+9
godzila, 21 Августа 2011 , url
Последний день. Т-50 не взлетел, по какой причине не знаю, но выглядело все достаточно глумливо, сели в лужу. Как добираться — два года назад на вокзале было гораздо больше указателей. Но, можно спросить, покажут, пропасть очень сложно. Электричек прибавили, добраться можно было без проблем. Автобусов много, все работало достаточно четко. Может быть людей было не очень много, дождь, но претензий нет. Туалеты были, много, бумаги не было, что правда, то правда (рекламные буклеты слишком жесткие для этого). С орентацией — да, где что располагается было понять сложно, по хорошему нужно раздавать програмки-карты на входе, не такие это и большие расходы. По поводу организаций экскурсий — пусть учаться у американцев, у тех все было отлично, у наших никак. Т.е. вообще никак. А в целом — дождь.

notfidel
+1
notfidel, 22 Августа 2011 , url
У Т-50 случился помпаж двигателя. А двигатель не его родной там стоит, а временный.
В целом серьезно к нему относиться не стоит, пока это летающий макет.

Бумага была в стационарных туалетах, по крайней мере я её там видел)

И я бы не сказал, что организация совсем никакая, все таки она была, хоть и с местными особенностями.
efys
+2
efys, 22 Августа 2011 , url
Дождивики по 300р это издевательство. Пиво я не пил, но всё же продавать банку старого мельника, или чего там было, по 200р это скотство. Продавать мерзкие бутерброды по 200 это скотство. Продавать обычную воду по 150 это опять же скотство.
А вообще я люблю МАКС со всеми его недостатками, но в этот раз всё испортил дождь.
godzila
+1
godzila, 23 Августа 2011 , url
Мы, уже зная эти приколы, были со своими дождевиками ( по 10 руб), со своими бутербродами и термосами. Что же, жадность российских барыг, изо всех сил разыгрывающих из себя мальчишей плохишей не знает границ на всех уровнях. Это правда.
efys
0
efys, 23 Августа 2011 , url
Да мы тоже. Но вот например вино. Его наши девушки любят, а где его там взять за вменяемые деньги?
yache
+4
yache, 22 Августа 2011 , url
Не дали мужику посрать, он обиделся…
Netto
0
Netto, 23 Августа 2011 , url
Весь год того ждал, а тут на тебе…
Googenot
+6
Googenot, 22 Августа 2011 , url
В этом году организаторы предвидели недостаток парковочных мест, но вместо того, чтобы предоставить дополнительные, они решили справиться с проблемой, взимая 2700 рублей за место.
Это вообще принцип управления и решения всех проблем у нас стал.
efys
0
efys, 22 Августа 2011 , url
Гонево, парковки были по 1600. Перехватывающие парковки от которых можно было бесплатно доехать на машине были бесплатными.
Я купил место за 1600 и вообще без единой пробки припарковался на 3 стоянке у самой статики.
Googenot
-2
Googenot, 22 Августа 2011 , url
Не был, утверждать не буду. Я к тому что у нас проблемы решают удорожанием чтобы меньше могло себе позволить, я в этом плане имел ввиду
efys
+1
efys, 22 Августа 2011 , url
Как не крути а парковки не резиновые, хотя я бы туда ещё бы разрешил ставить машины, место по моему было. Друг кстати пытался купить место на парковку, мест уже не было.
Stas911
+2
Stas911, 22 Августа 2011 , url
Половина описанного автором — гониво. Был в субботу.
Дорога заняла около часа — на обычной электричке от Казанского до пл. 42км. Далее минут 10 автобусами. Долго занял проход на выставку — около часа, это да. Туалетов было штук 100 (это только один блок, возможно были еще). Очередь в туалет была человека 2-3, бумаги не было.
Nightingale
-2
Nightingale, 22 Августа 2011 , url
Менее чем через сутки российское агентство «Роскосмос» сообщило о том, что потеряло связь с крупным телекоммуникационным спутником, «Экспресс-АМ-4», всего лишь через несколько часов после запуска.
Уж чья бы корова молчала про космос. Из 4-х построенных для полетов шаттлов у них уцелело только 2. А вообще обозревателям Wall Street Journal видимо все не дает покоя мысль что их замечательная страна сейчас тупо не может людей в космос вообще никак отправить без участия России. Не первая статья уже.
fakenews
0
fakenews, 22 Августа 2011 , url
кроме туалетов нечего обсудить?

лейтмотив статьи

По иронии, авиасалон стал напоминанием того, как история повторяет саму себя. На шоу стала предельно ясной экономическая модель, которую Путин предпочитал в течение десяти лет у власти: огромные госкорпорации, поглощающие маленьких игроков рынка, разбивая конкуренцию и стимулируя непродуктивность.

есть возражения?
agaranin
-1
agaranin, 22 Августа 2011 , url
наличие 2х авиапроизводителей ДЕШЕВОЙ военной техники в одной стране приводит к демпингу (они конкурируют друг с другом по цене), поэтому все они вошли в одну авиакорпорацию.
fakenews
0
fakenews, 22 Августа 2011 , url
ого, вот как оказывается всё просто то! зачем 2а производителя! оставим один! бггг

наличие 2х авиапроизводителей ДЕШЕВОЙ военной техники в одной стране приводит к демпингу (они конкурируют друг с другом по цене), поэтому все они вошли в одну авиакорпорацию.

прокремлёвские товарищи как всегда умеют блеснуть мощным интеллектом и смекалкой ))) на любой вопрос — готов ответ! а если еще освоить политические паттерны (вроде «личный контроль», «в кратчайшие сроки» и т.д.) то путь в политику открыт и вымощен желтым кирпичом.
KS5
+1
KS5, 23 Августа 2011 , url
Спасибо что напомнили, а то ведь народ что-то не смог «правильно» заакцентироваться

Ну а по сути — поглощения это общая мировая тенденция, примеры приводить?
fakenews
0
fakenews, 23 Августа 2011 , url
да неужели? то у нас свой путь то на мировые тенденции равнение, в зависимости от ситуации — что поудобнее. примеров я и сам могу наприводить.

А зачем германии аж 2а автоконцерна — БМВ и Мерседес, взяли бы в 1ин объединили, тупые немцы! А на кой хрен в силикон валлей в этих США столько компаний, сделали бы как у нас сразу одну но инновационную в духе модернизации мегакорпорацию — USNano вливали бы туда лярды, получали бы прибыль бешенную, не сразу канешно, а к 2015 максимум к 2020.
KS5
+1
KS5, 23 Августа 2011 , url
многие исследователи США и Великобритании, основываясь на анализе компаний, использующих стратегию слияний и поглощений более 15 лет, приходят к выводу, что такие компании показывают лучшие результаты деятельности по сравнению с компаниями, предпочитающими внутреннюю стратегию развития внешней.
Max Folder
+1
Max Folder, 23 Августа 2011 , url
зачем 2а производителя! оставим один!
Я не знаю экономической структуры этих предприятий, но подозреваю, что объединить их могли, чтобы из двух недопредприятий получить одно полноценное. Условно говоря, в конструкторском отделе должно быть 10 человек, в реальности на одном предприятии 3, а на другом 5, их объединяют и получают почти полноценный отдел.

А зачем германии аж 2а автоконцерна — БМВ и Мерседес, взяли бы в 1ин объединили
Если бы владельцы одного могли купить другого — они бы с радостью это сделали.
Вот, например, во Франции Peugeot и Citroën с 1976(!) года одна компания PSA Peugeot Citroën, а я только сегодня узнал.
godzila
+2
godzila, 23 Августа 2011 , url
И еще рено — забыли? Ну да, очень легко забыть такие вещи.
Max Folder
0
Max Folder, 23 Августа 2011 , url
А что рено?
fakenews
0
fakenews, 23 Августа 2011 , url
канешно могли объединить не от хорошей жизни, однако у нас это с и с т е м н о куда не глянь — везде госкорпорации и присосавшиеся гроздья субподрядчиков. результаты их работы можно увидеть, оглянитесь по сторонам =) видите — ничего нет, а если даже/вдруг/внезапно есть, то работает кое-как.

на западе конкуренция не даёт зевать, покупки компаний часто вынужденная мера (чтобы не купили конкуренты, получить технологию, патенты и т.д.) ведь это по сути вложение денег и денег не малых, и то пример групона/твиттера/гугла/фэйсбука как бы показывает что не всегда владельцы бизнеса горят желанием или имеют возможность слиться с гигантами индустрии.
Max Folder
+1
Max Folder, 23 Августа 2011 , url
то пример групона/твиттера/
Всё-таки сравнивать предприятие с кучей станков, рабочих, патентов и контору с серверами и секретаршей не очень корректно. Опять же, случаи бывают разные — одно дело выпендриваться на взлёте, а другое — в *опе. Myspace вон не знают кому бы продаться и как бы денег заработать.
А конкуренция в условиях госфинансирования и невозможна, по-моему. Социализм развалили, капитализм не построили, так и живем на строящихся развалинах.
godzila
+2
godzila, 23 Августа 2011 , url
Только периодически антимонопольный комитет просыпается и делает самые настоящие разбиения :) тем, кто сильно допоглащался. IBM, AT&T, Микрософт чуть не попала под раздачу.

P.S. Вы любую чушь, идущую от господ правителей обязаны поддерживать? Сочуствую, но понимаю, голод не тетка, заставит сопливого любить.
KS5
0
KS5, 23 Августа 2011 , url
Вы любую чушь, идущую от господ правителей обязаны поддерживать?
Вы думаете — я на правительство США работаю? Хм… Хотя..., ваша логика понятна… (как в анекдоте: «О доме нужно думать, о доме!»)
godzila
0
godzila, 23 Августа 2011 , url
Вы думаете — я на правительство США работаю
Не прямо на них, у Вас есть посредники :)

О доме нужно думать, о доме!
Наш дом — что там было? Та это старый баян.
KS5
0
KS5, 23 Августа 2011 , url
А вы, похоже из органов? :)
Не прямо на них, у Вас есть посредники
godzila
0
godzila, 23 Августа 2011 , url
А вы, похоже из органов? :)
Состою. Из.

А Вы? Вольнонаемный?
agaranin
-4
agaranin, 22 Августа 2011 , url
Статья отлично показывает отношение наших заокеанских «друзей» к нам.

А то, что их самолеты хуже наших в статье они конечно не упоминали.
Googenot
+2
Googenot, 22 Августа 2011 , url
С чего вы взяли что их самолеты хуже наших? С заявления наших чтоли?
agaranin
-1
agaranin, 22 Августа 2011 , url
такое впечатление сложилось после чтения многих форумов и ru_aviation.

Хорошо, допустим наши самолеты не хуже ихних (а кто лучше — не будем выяснять). Наверно об этом в статье тоже стоило упомянуть, нет?
Googenot
0
Googenot, 22 Августа 2011 , url
На сколько я знаю, американцы уже имеют истребитель пятого поколения, у нас его еще нет. Поэтому на данном этапе пока наш истребок пятого поколения не будет поставлен на вооружение и стабильно летать, то надо думать их пока что лучше. Если взять гражданскую авиацию то насколько мне видится, их самолеты все же превосходят наши. На сколько я знаю мы были лидерами в военной авиации но времена те к сожалению прошли что будет дальше пока не знаю.
Речь в статье о неорганизованности и падении страны вниз, при чем тут упоминать лучше наши или хуже в плане техники? На сколько я видел они и про себя не говорили что мы лучше)
agaranin
0
agaranin, 22 Августа 2011 , url
идите в ru_aviation и спорьте там, я не спец.
Googenot
+1
Googenot, 22 Августа 2011 , url
я с вами не спорю, я тоже не спец, но просто я к тому что не стоит верить нашей пропаганде сейчас.
agaranin
0
agaranin, 22 Августа 2011 , url
я не на пропаганде базировался а на словах людей в форумах и ЖЖ.
agaranin
+7
agaranin, 22 Августа 2011 , url
А вот вспомниания ч-ка от Фарнборо 2009:
ru-aviation.livejournal.com/1984554.html:

Сегодня удалось съездить на авиашоу в Фарнборо. Компанию мне составил все тот же венгр, которого вы уже знаете по Ворвику и другим местам. К сожалению, в силу ряда причин мы немного задержались с выездом из деревне и были в пути только в 10-45. Затем начался настоящий ад на автострадах, в результате которого дорога до Фарнборо заняла 3.5 часа вместо планируемых 1.5-2 часов. На некоторых участках скорость движения не превышала 5 миль в час. С учетом времени на парковку и тд на само авиашоу мы попали только в 3 часа, причем закрывалось все в 5-30. Вот такое вот было нерадостное начало.

[..]
Где-то в 7 часов мы вернулись на автостоянку и примерно полчаса ждали возможности выбраться оттуда. На обратном пути решили ехать не автострадой, а проселочными дорогами. Доехали без проблем примерно за 2 часа чистого времени в пути.

——-
Ну и все посетившие фарнборо и МАКС говорят что программа полетов на МАКСе была на порядки интересней и зрелищней.
pomorin
+4
pomorin, 22 Августа 2011 , url
Поехал я на выставку воздушных шаров, миль 50 всего. Дорога была так себе, но без пробок. Но, входной билет стоил 30 долларов. И это — только чтобы пройти на аэродром, где они располагаются! Чтобы полетать на шаре, надо было еще отдать 200. Плюнул, развернулся и поехал обратно. Вот тута: www.balloonfestival.com/
Так что это, похоже, извечная беда всех авиашоу.
:)
efys
0
efys, 22 Августа 2011 , url
Билеты на МАКС стоят конечно не дёшево, но к слову они доражают не так быстро как могли бы.
Примерно на 50-100р в год. Да и потом зачем их делать сильно дешёвыми когда и так там от народа непродохнуть.
notfidel
+3
notfidel, 22 Августа 2011 , url
Ну и что? Мы не знаем, что в США все лучше организовано?

Был внутри МАКСа последний раз до этого в 2005 году и как мне показалось организация стала значительно лучше.
В очередях не стоял совершенно, везде было свободно — пришел в субботу к часу дня, возможно с утра и были очереди.
На досмотр организовали отдельную очередь для людей с детьми, чего раньше не помню.
Туалетов было много, очередей тоже особых не было.

Как всегда элементы бардака присутствуют, конечно, куда без этого, но все терпимо по нашим меркам.
rusinvent
-4
rusinvent, 22 Августа 2011 , url
Руководству не до МАКСа: строительные силы страны брошены на будущую демонстрацию спортивных достижений в Сочи в 2014. Только вот чьих достижений?
mmarik
+6
mmarik, 22 Августа 2011 , url
Какой то развод а не статья, что называется из пальца высосана, видимо авторы не были на МАКСе, а писали из далека.
Туалетов там было до задницы, на каждом шагу, и в зоне видимости всегда находились синие кабинки!
Дороги тоже разные, извините меня, когда за выхи МАКС посещают 250 тыщ человек, эт ни какие дороги не выдержат, были предусмотрены пути подъезда по новорязанскому шоссе, через аэропорт Быково, где можно было БЕСПЛАТНО оставить авто, и пересесть на бесплатный автобус на МАКС, которые курсировали постоянно.
А то что, что то не взлетело, взлетело раньше\позже как и село, дак это не оргументация, это один из крупнейших в мире авиасалонов, заминки неизбежны…
Я считаю что МАКС это вполне достойное событие для просторов нашей необъятной, а критиковать всё можно, и с основаниями и без.
agaranin
+2
agaranin, 22 Августа 2011 , url
кстати вон у англичан на авиашоу один истребитель на этой неделе разбился нафиг.
godzila
+3
godzila, 22 Августа 2011 , url
Кто же спорит, действительно достойное и замечательное событие. Там было много захватывающего и интересного. И т-50 действительно облажался. Тут тоже не прибавить и не убавить.Огорчительно, но не вижу в этом большой трагедии. Учитесь видеть мир в разных оттенках.
smartov
+1
smartov, 23 Августа 2011 , url
Что за ерунда? Значит когда МИГ и Су становились лучшиими самолётами в стране наверное была демократия и негр-президент? Когда на Ту в Москву из Омска мог слетать любой работающий человек, это видимо было при царе?

Глупая, неверная логика. Кто-то притягивает за уши.

Зато эта статья отлично демонстрирует как прав американец из статьи рядом. Вы все ненавидите свою страну.
plz
+1
plz, 23 Августа 2011 , url
как бывший на максе:

> Расстояние из Москвы до места проведения авиасалона — 35 километров, но дорога занимает 2,5 часа на общественном транспорте.

у нас на дорогу ушло около часа — метро и электричка, каким образом люди тратили 2.5 часа на общественном транспорте мне не понятно

> Обход всех 12 павильонов с сотнями экспозиций компаний также представляет собой трудную задачу. Организаторы не предоставили никакой информации о том, где какая компания расположена, а когда вопрос был задан в киоске информации, неосведомленная девушка предложила купить программу салона за 700 рублей.

частично правда, нам программку предлагали за 50 рублей, у каждого павельена была схема, где и что находится

> И, конечно же, вечная проблема России: они забыли про туалеты! Ни одна из карт авиашоу не показывает ни одного туалета, а после 20-минутного поиска нашелся единственный переносной туалет – конечно, без туалетной бумаги.

бред, были отмечены на схеме салона и просто видны почти отовсюду, были небольшие очереди, ну а туалетная бумага — кто ее видел хоть на одном крупном мероприятии (не считая самого его начала)?

странная статья, такое впечатление что писал человек, который там не был или просто не адекватен

знакомые были как на открытой части (и я тут был, как и на последних 3ех максах) так и на бизнес днях. На открытых — дождь и сворачивающиеся павельены обломали кайф, плюс фейл Т50. На бизнес днях — довольно много интересного было. Хоть и есть мнение что макс немного сдулся (в основном от людей, которые не были на бизнес днях), но это скорее из-за того что за несколько лет в этой отрасли сложно сделать что-либо новое, а люди это ждут.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать