20 лет назад, 25 декабря 1991 года Михаил Горбачев объявил об отставке, СССР прекратил свое существование

отметили
96
человек
в архиве
20 лет назад, 25 декабря 1991 года Михаил Горбачев объявил об отставке, СССР прекратил свое существование
Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование 25—26 декабря 1991 года. Россия объявила себя продолжателем членства СССР (а не правопреемником, как это часто ошибочно указывается) в международных институтах, взяла на себя долги и активы СССР и объявила себя собственником всего имущества СССР за границей. По предоставленным РФ данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 млрд $, а активы — в 110,1 млрд $. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов.

25 декабря Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину.

26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР.
Добавил aleksejtimofeev aleksejtimofeev 25 Декабря 2011
Комментарии участников:
lysь
0
lysь, 25 Декабря 2011 , url
не знаю, радоваться или наоборот
evenstar
-2
evenstar, 25 Декабря 2011 , url
Это пипец, Горбачёв на передовой, уже 10 голосов набрал…
IshuOtvety
0
IshuOtvety, 27 Декабря 2011 , url
Интересно почитать perevodika.ru/articles/20483.html
X86
-4
X86, 25 Декабря 2011 , url
Тем не менее я буду делать все, что в моих возможностях, чтобы соглашения, которые там подписаны, привели к реальному согласию в обществе, облегчили бы выход из кризиса и процесс реформ.
Пипец.
X86
0
X86, 25 Декабря 2011 , url
Судьба так распорядилась, что когда я оказался во главе государства, уже было ясно, что со страной неладно. Всего много — земли, нефти и газа, других природных богатств, да и умом и талантами бог не обидел, а живем куда хуже, чем в развитых странах, все больше отстаем от них. Причина была видна: общество задыхалось в тисках командно-бюрократической системы. Обреченное обслуживать идеологию и нести страшное бремя гонки вооружений оно на пределе возможного. Все попытки частичных реформ терпели неудачу одна за другой. Страна теряла перспективу, так дальше жить было нельзя. Надо было кардинально все менять. Вот почему я ни разу не пожалел, что не воспользовался должностью генерального секретаря только для того, чтобы поцарствовать несколько лет.
И конечно, самый лучший выход из экономического кризиса и кризиса идеологии — это распустить государство. Офигенная логика. Пусть американцам посоветует рецепт от кризиса: распустить штаты на независимые государства, вот они посмеются.
X86
+2
X86, 25 Декабря 2011 , url
Мы живем в новом мире. Покончено с холодной войной. Остановлена гонка вооружений. И безумная милитаризация страны, изуродовавшая нашу экономику, общественное сознание и мораль. Снята угроза мировой войны.
Мы открылись миру, отказались от вмешательства в чужие дела, от использования войск за пределами страны. И нам ответили доверием, солидарностью и уважением.
Народы, нации, получили реальную свободу выбора пути своего самоопределения
БЛЯЯ ))))
X86
0
X86, 25 Декабря 2011 , url
Короче, из видео сделал вывод, что он был человек хороший, но слабый и тюфяк. Если бы он сейчас был президентом страны, то при виде митинга 10 декабря сразу бы слился с «бла-бла-бла делайте правильный выбор сами, благословляю вас, а я ухожу во имя демократии, наши народы будут жить в процветающем и демократическом обществе».
Вот кого лунтиком надо было прозвать.
Таких людей нельзя в управление государством. Максимум: пост губернатора.
GreyWolf
0
GreyWolf, 25 Декабря 2011 , url
Какой пост губернатора, такого и начальником группы из одного человека делать нельзя…
V.I.Baranov
+1
V.I.Baranov, 26 Декабря 2011 , url
Я думаю Вы ошибаетесь. Горбачёв никогда не был слабым и слабость его показная, на публику…

А митинги он прекрасно сапёрными лопатками разгонял…
X86
-2
X86, 25 Декабря 2011 , url
Ельцин после развала СССР и отставки Горбачева 26.12.1991


Рассуждает как бы здраво, ведет себя адекватно. Еще «не битый». А потом как вкусил настоящей власти и давления со всех сторон: сразу спился, лошара.
jaik
+3
jaik, 25 Декабря 2011 , url
Почитал я ваш поток комментариев и понял, вы слушаете, но не слышите.
X86
-2
X86, 25 Декабря 2011 , url
А вы смотрите, но не видите. Конкретней, давайте, с чем конкретно вы не согласны в моих комментариях?
Mindwork
+3
Mindwork, 25 Декабря 2011 , url
Я не сомневаюсь, что вы были бы на высоте в такой ситуации!
Mindwork
+4
Mindwork, 25 Декабря 2011 , url
Уверен — он думал точно также до того как стал Президентом. Скорее всего и Путин думал также до того как пришел к власти и вначале своего правления.
pomorin
+1
pomorin, 25 Декабря 2011 , url
У вас все впереди.
GreyWolf
+2
GreyWolf, 25 Декабря 2011 , url
Если бы я стал Генсеком, я бы собрал бы 11 марта 1985 года всех министров в кабинете, и поставил бы рядом с каждым по сосновому гробу и по несколько телефонов. И сказал бы: «Товарищи коммунисты страна попала в затруднительную ситуацию, и пока положение не будет исправлено никто от сюда выйдет. Разве что, только в предоставляемом деревянном транспортном средстве ногами вперед. Если кто-то решил, что шапка досталась не по размеру, в ванной комнате есть мыло и веревка. Даю год, чтобы колбаса появилась в каждом магазине в достаточном количестве, каждая семья получила бы по квартире, везде был бы подведен телефон, чтобы из ЗиЛ'а получился Mercedes, из Волги — BMW, из ВАЗа — VW, a из Москвича хотя бы Opel. Если через пол года план не буде выполнен на 50%, из с/х министра сделают колбасу, а министра по строительству живьем в кремлевскую стену замуруют и т.д.». Да и их семьи сразу закрыл бы где ни будь на Лубянке, чтобы понимали серьезность положения в стране.
Rjnkzhcrbq
+1
Rjnkzhcrbq, 25 Декабря 2011 , url
Я ни сколько не защищаю Горбачёва, но вы переоцениваете его возможности.
GreyWolf
+2
GreyWolf, 25 Декабря 2011 , url
Либералы получая власть, не знают, что с ней делать. У них для этого воли нет и они боятся «А что обо мне подумают». Не разбив яйцо яичницу не прожаришь. Оппозиционер либерал будет тысячу раз кричать, что ты не прав и у тебя все не так, но никогда не скажет как сделать правильно, так как сам не знает. Помнится Навальный сидел в МГУ и что-то там критиковал (какой-то новый анти коррупционный закон). Когда его спросили что надо сделать, и какие законы принять. В его предложении профессора МГУ тут же нашли кучу дырок, больше чем дырок в текущем законе, который латали. Одно делать языком трепать, другое делом заниматься. Если бы хоть один оппозиционер сказал способ, как навести порядок на Кавказе, не развалив Россию — можно было бы хотя бы на заметку взять. То что они предлагают «все взять и поделить заново» в прошлом веке уже несколько раз проходили. Только все кончалось очень плачевно. У всех оппозиционеров одни популистские и заведомо не выполнимые лозунги… А выкинуть кучу денег на перевыборы чтобы получить тот же самый результат — это конечно самая лучшая их идея…
Zmei Garrinich
+5
Zmei Garrinich, 25 Декабря 2011 , url
Самый бездарный руководитель страны!!! Допустил развал мощнейшей империи. Если только не предатель.
aleksejtimofeev
+5
aleksejtimofeev, 25 Декабря 2011 , url
Путин про Горбачева и развал СССР: http://www.youtube.com/watch?v=a9qgR7wyFOY.

При всех недостатках Путина — главное его достоинство что он не сделал как Горбачев.
evenstar
+3
evenstar, 25 Декабря 2011 , url
Точно, спас от развала режим Ельцина, сдал Америке всё то что ещё не успели сдать Ельцин с Горбачёвым, в общем такой же «герой» как и его учитель Собчак )))
GreyWolf
-1
GreyWolf, 25 Декабря 2011 , url
Как раз он то не сдал, сдал америке и положил в свой российский карман — это хоть какая, но разница. По мне пусть лучше Путиниская мафия, нежели мафия Ротшильдов и Рокфеллеров. Первый хоть 2 раза в течении 4 лет о народе думает, а те совсем на российский народ забьют…
evenstar
+3
evenstar, 25 Декабря 2011 , url
Путин вместе с Кудриным как раз и держали деньги в американских банках, кроме того пенсионные фонды США скупили акции большинства российских сырьевых компаний и американские пенсионеры прекрасно жили во время запредельных цен на нефть, в то время как российские пенсионеры имели копейки и слова Путина и Ко о постоянной заботе о них.
GreyWolf
+1
GreyWolf, 25 Декабря 2011 , url
Та доля, что в американских банках, для Америки как слону дробина — она их не спасла. Да и это только деньги. Ходор, многими тут очень почитаемый, вообще хотел всю нефтепромышленность американцам продать, включая даже не разведанную нефть. Тогда бы вообще бы пенсионерам российским ничего бы не досталось. Было бы: нету денег и нет от куда взять, как в 90-е…
aleksejtimofeev
+1
aleksejtimofeev, 25 Декабря 2011 , url
Что путин сдал Америке? Можно конкретнее? Навального что ли с Прохоровым, :)…
evenstar
+2
evenstar, 25 Декабря 2011 , url
1) Закрытие военных баз СССР за рубежом
2) Затопление станции МИР
3) Сокрытие потопления подлодки Курск
4) Помощь США в проведении военных компаний на территории других государств

Достаточно?
aleksejtimofeev
+3
aleksejtimofeev, 25 Декабря 2011 , url
1) Закрытие военных баз СССР за рубежом

Сколько военных баз закрыл Путин, а сколько Горбачев с Ельциным? Не путин развалил Союз и гнобил армию в 90-е.

Затопление станции МИР


А что с ней надо было делать, если МКС построили?

Сокрытие потопления подлодки Курск

Какое сокрытие? Кто хочет знать подробности, тем давно уже все известно.

Помощь США в проведении военных компаний на территории других государств

Мы помогали США только в Афганистане, и это одно из лучших решений Путина. Взамен Пентагон укоротил ЦРУ и США прекратили финансирование чеченских боевиков. Путин как известно не ведет переговоры с террористами, а ведет переговоры с их спонсорами.

Где мы еще помогаем США? В Грузии что ли?
evenstar
+1
evenstar, 25 Декабря 2011 , url
Сколько военных баз закрыл Путин, а сколько Горбачев с Ельциным? Не путин развалил Союз и гнобил армию в 90-е.

При Горбачёве и Ельцине закрыли базы на территории стран Варшавского договора и в некоторых республиках бывшего СССР, Путин закрыл во Вьетнаме и на Кубе.

А что с ней надо было делать, если МКС построили?

Сохранить, специалисты давали заключения что она ещё могла работать на благо России.

Какое сокрытие? Кто хочет знать подробности, тем давно уже все известно.

В таком случае Верховный главнокомандующий должен был среагировать на вооружённую агрессию.

Мы помогали США только в Афганистане, и это одно из лучших решений Путина. Взамен Пентагон укоротил ЦРУ и США прекратили финансирование чеченских боевиков. Путин как известно не ведет переговоры с террористами, а ведет переговоры с их спонсорами.

Зачем укорачивать чеченских боевиков, когда сам президент Чечни боевик!? Он при первом же удобном случае выступит против России с тысячами своих головорезов, вооруженных на деньги России.
GreyWolf
+1
GreyWolf, 25 Декабря 2011 , url
При Горбачёве и Ельцине закрыли базы на территории стран Варшавского договора и в некоторых республиках бывшего СССР, Путин закрыл во Вьетнаме и на Кубе.
Там уже закрывать было нечего, там базы только на бумаге числились. Он только данные на бумаги с реальной действительностью свел…
Rjnkzhcrbq
+1
Rjnkzhcrbq, 25 Декабря 2011 , url
Может он и не гнобил армию в 90-ые, так как был мелким воришкой, но что же он не восстанавливал её потом, а под конец мы вообще получили Сердюкова и срыв оборонзаказа, при чём масштаб был такой, что даже президенту пришлось его всенародно признать. А после случая с подводной лодкой «Курск», лично я почти сразу поставил на Путине крест как на предателе, не больше и не меньше.
GreyWolf
0
GreyWolf, 25 Декабря 2011 , url
Сколько времени надо чтобы сжечь дом, а сколько надо чтобы его построить. Если бы у России был бы бюджет и ресурсы, как у США — то да запросто. А вот когда бюджет меньше чем у Британии, ох не простое дело…
al6855
+5
al6855, 25 Декабря 2011 , url
Просто модель СССР перестала эффективно работать не только снаружи, но и внутри. Вот он и развалился. Но слава Богу, уж не знаю, благодаря ли Горбачёву, — не по Югославскому сценарию. Сейчас можно вздыхать о том, какой был СССР большой и красивый — но бестолку. Ишак сдох.
pda
0
pda, 26 Декабря 2011 , url
Это что же за говно-страна такая была, что её сумел развалить всего один человек?
Zmei Garrinich
0
Zmei Garrinich, 27 Декабря 2011 , url
Какая бы ни был мощный, прекрасный, умный, послушный автомобиль, но если за рулём мудак, то авария неизбежна. горбач был руководителем страны. Уверен, что у Вас достаточно соображения, чтобы понять ассоциацию!
pda
0
pda, 27 Декабря 2011 , url
Достаточно соображения, чтобы понять, что эта аналогия никуда не годится. Страна не автомобиль из безмозглых деталей, слепо подчиняющихся водителю. Где был КГБ? Где был ЦК? Хрущёва они снять смогли, а Горбачёву аплодировали.
Zmei Garrinich
+7
Zmei Garrinich, 25 Декабря 2011 , url
По ишаку вздыхать бесполезно, а вот убийце ишака лишний раз накостылять не грех

jaik
+3
jaik, 25 Декабря 2011 , url
Винить Горбачева в развале СССР — это все равно, что винить в дефолте Кириенко.
GreyWolf
+3
GreyWolf, 25 Декабря 2011 , url
Я думаю ситуация, когда немцы под Москвой стояли, была посложнее нежели у Горбачева. Представте, что бы было с миром если бы в тогда Горбачев был бы Генсеком. Если бы он был честным человеком, он бы в 11 марта 1985 сказал бы честно: я слабак и дурак, и не достоин быть Генсеком. 4 года сидел и упивался властью, а когда жаренным запахло слился. Это называется — говно, трус и мудак… «Не виноватая я он сам пришел»…
begemoth
0
begemoth, 25 Декабря 2011 , url
Представте, что бы было с миром если бы в тогда
Завидую силе вашего воображения.

GreyWolf
0
GreyWolf, 25 Декабря 2011 , url
Было бы все просто он завел бы тактор и поехал бы на нем в США, и отдал бы немцам Украину, Беларусь и Россию до Урала…
begemoth
-1
begemoth, 25 Декабря 2011 , url
Поражаюсь вашей провидческой мощи. Не хотите свои силы попоробовать?

GreyWolf
+2
GreyWolf, 25 Декабря 2011 , url
Да не язвите.

В трудные ситуации надо быть решительным и жестким. А то что Горбачев, как двоечник «Я учил...» слился — это только показывает, что он всю жизнь был г@вном и бездарем. Всю брежневскую эпоху все троечки шли в комсомольцы и по партийной линии двигались (он один из них, прямо лидер, прямо прототип героя Райкина), вот теперь эти троечки у власти. Одни пердуны в правительстве, другие в партиях. Вы посмотрите сами кто позиция и кто оппозиция – козлы, для которых народ – это только способ попасть к кормушке. И срать они все хотели что на выборы, что на народ. Первые сейчас у кормушки сидят и боятся ее потерять, другие уже там были и опять хотят. Только при теперешних живется лучше, как бы вы ни крутили.
begemoth
-1
begemoth, 25 Декабря 2011 , url
Да не язвите.
Почему? )))

Одни пердуны в правительстве, другие в партиях.
Согласен.

он всю жизнь был г@вном и бездарем
Сомневаюсь. Говно и бездарь не решился бы менять систему. Да и эстетически он сделал огромный шаг из «совка».
Я считаю, что заслуга Горбачева в том, что СССР развалился относительно бескровно.

Только при теперешних живется лучше, как бы вы ни крутили.
Сомневаюсь, что в этом есть заслуга теперешних.

GreyWolf
+1
GreyWolf, 25 Декабря 2011 , url
Говно и бездарь не решился бы менять систему
Так он ничего не менял. Заменить не равно сломать.
Я не думаю, что вы были бы рады, если вы отдали машину в автосервис, чтобы поменять колодки, а вам вернули бы груду металлолома, и сказали бы: скажите нам спасибо, что мы сломали ее, а то вы ней могли разбиться…
begemoth
-1
begemoth, 25 Декабря 2011 , url
Так он ничего не менял.
Хм.

если вы отдали машину в автосервис
Я каждый раз не согласен с вашими аналогиями.
Вот как я это вижу: машина была спроектирована много лет назад, по довольно бесчеловечным чертежам, может быть на тот момент она и была своевременна. Но лицензия не подразумевала внесения изменений. Машина банально устарела, не могла больше конкурировать, буксовала, тупо сгнила. И когда в салоне еще было тепло и относительно сыто (благословенные 80-е), с водительского места уже был слышен стук движка и видна полная жопа впереди. Можно сколько угодно обвинять водителя в мягкотелости, нерешительности и т.д. Но, по крайней мере, он пытался. И не стал Чаушеску или Милошевичем, хотя возможности были несравнимо больше.

GreyWolf
0
GreyWolf, 26 Декабря 2011 , url
Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» Итог: экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет, переходу в разряд дефицитных продуктов, ранее бывших в свободной продаже (соки, крупы, карамель и пр.), резкому увеличению самогоноварения и росту смертности в связи с отравлениями поддельным алкоголем и суррогатами. К концу 1986 года потребительский бюджет был разрушен.
«Жильё—2000» — можно не комментировать ;)
«Об индивидуальной трудовой деятельности», «О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансирование», «О кооперации в СССР» — Большинство кооперативов занялись откровенной спекуляцией, либо финансовыми операциями по обналичиванию денег.
Увеличение бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17-18 млрд рублей, а в 1986 г. увеличился почти втрое.
Ещё более радикальные реформы предусматривалось провести в период после XIX партийной конференции, в 1988 г.
— это наверно был последний гвоздь в гроб СССР ;).
Внешняя политика: Однако ослабление противостояния было достигнуто во многом за счёт уступчивости советского руководства. М. С. Горбачёв и его окружение пошли на значительные уступки при заключении Договора о ракетах средней и меньшей дальности (подписан 8 декабря 1987 г. на состоявшейся в Вашингтоне встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачёва); своей пассивностью способствовали свержению коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе во второй половине 1989 года; в частности, не препятствовали объединению Германии. Старые предложения об одновременном роспуске ОВД и НАТО были забыты, после непродолжительных переговоров М.Горбачев и Э.Шеварднадзе согласились со включением бывшей ГДР в НАТО.
Показатели СССР 1985 год|1991 год
Золотой запас, тонн 2500|240
Официальный курс рубля к доллару 0,64 рубля|90 рублей
Официальные темпы роста советской экономики +2, %|-11%
Внешний долг, млрд. долларов 25|103,9

Умный человек делает реформы руководствуясь опытом (в частном случае опытом других стран), дурак — методом проб и ошибок.
Вот только у Горбачева было — что ни проба, то ошибка. И вы хотите сказать, что он умный человек?
begemoth
-1
begemoth, 26 Декабря 2011 , url
Хм. Вы мне википедию цитируете в качестве аналитического материала?
фейспалм.жпг

Это долгий и сложный разговор. Встревать не готов.

GreyWolf
+4
GreyWolf, 25 Декабря 2011 , url
У меня родственник служил офицером в ракетных войсках где-то в Сибири. Жили в бараках в тайге, а питались только соленьями, то что в тайге собирали и там всякие огородики. Военные 5 лет не получали зарплату. Это было в 90-е. Сейчас они получили квартиру и живут как люди. Разница колоссальная… В Москве может разницы особой в уровне жизни нет. А многие мои родственники побывали в шкуре героев фильма «Бумер» в реальной жизни. И на себе почувствовали прелести 90-х…
begemoth
-1
begemoth, 25 Декабря 2011 , url
Я жил в Подмосковье в 90-е. Да, были моменты, когда у нас нечего было есть. Спасали огороды.

Добавлю.
Меня искренне удивляет, когда люди обвиняют Горби в развале СССР. Это каким же надо быть Демиургом, какой мощью, влиянием, энергией обладать, чтобы за 6 лет (!) развалить гигантскую Империю. Ну это же абсурд. Я о нем неплохого мнения, но не столь высокого. :)

GreyWolf
+2
GreyWolf, 26 Декабря 2011 , url
Чтобы поломать, можно просто ничего не делать. Если не есть и не одеваться по сезону, можно помереть ;). 6 — лет это очень большой срок. Даже Ельцин не смог Россию добить за больший срок ;)
begemoth
0
begemoth, 26 Декабря 2011 , url
Я в целом не очень верю в роль личности в истории. Я верю в процессы.

Zmei Garrinich
0
Zmei Garrinich, 25 Декабря 2011 , url
Полностью согласен с вами.
V.I.Baranov
0
V.I.Baranov, 26 Декабря 2011 , url
Посмотрел я на красный бантик на груди Горбачёва и почемуто сразу вспомнил белый бантик на груди Миронова… Интересно какие оссацииации возникли в моей подкорке… что почувствовал не разум, а нюх?


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать