Минобороны заканчивает согласование технической документации и объемов финансирования проекта многопозиционной разведывательно-информационной системы (МРИС). Источник в военном ведомстве сообщил «Известиям», что внедрение МРИС начнется в конце следующего года.
— Система способна обнаружить и отследить самолеты и корабли на расстоянии несколько тысяч километров. На больших расстояниях наше «всевидящее око» гораздо эффективнее существующих воздушной, космической, радиолокационной разведок, — заявил представитель Минобороны.
Технические характеристики чудо-системы остаются секретными. Но собеседник «Известий» поделился некоторыми основными принципами ее работы.
— Все гражданские и военные объекты на земле и в воздухе имеют несколько систем, излучающих радиоволны. Это радиолокационные станции (РЛС), комплексы связи навигации GPS и ГЛОНАСС, радиовысотомеры и т.д. Самолет излучает также тепловую и прочие энергии. От физических законов никуда не деться даже малозаметным для радаров американским B-2 и F-22. Задача МРИС — найти это излучение в пространстве, дать точные координаты и отследить передвижение, — сказал он.
По его словам, МРИС на нынешнем этапе уже способна отслеживать и классифицировать несколько видов излучения. Возможно, диапазон действия «всевидящего ока» расширится, и оно сможет контролировать передвижения и наземной техники.
— Поскольку МРИС просто слушает пространство, то нет излучения, а значит, противник не знает, что его обнаружили, — добавил представитель Минобороны.
Для размещения элементов МРИС требуется площадка в несколько десятков квадратных метров под антенны. Позиция системы, по словам собеседника, практически незаметна для воздушной и космической разведки.
— Первые испытания комплекса прошли в 2009 году. Тогда мы тренировались на самолетах и кораблях ВМФ России. Размешенный в Подмосковье позиционный пост обнаруживал и отслеживал разнотипные самолеты над Баренцевым морем. Совместив реальный курс самолета и его маршрут на индикаторах, МРИС выявила отклонения всего в несколько метров, — сказал офицер.
Аналогичный проект несколько лет осуществляет компания British Aerospace (BAE) Systems. Ее технология NAVSOP засекречена столь же серьезно, как и российская МРИС, и о самом факте разработки стало известно только в августе нынешнего года. Британцы официально признали в пресс-релизе, что традиционные технологии (имеется в виду GPS) не всегда эффективны, что «доказали последние инциденты на границах с Северной Кореей», когда системы ПВО Южной Кореи не заметили северокорейские ракеты.
NAVSOP является комплексным решением, указывает BAE, и включает в себя отслеживание излучения по вышкам сотовой связи, точкам доступа Wi-Fi, вышкам радиостанций, антеннам телесигнала и практически всем источникам радиосигнала.
Как говорят британские разработчики, эта технология будет использоваться только на военном оборудовании. А вот МРИС имеет двойное назначение……
проблема (1)