В последнее время набирают популярность интернет-фэнзины – альтернативные медиа, авторов которых не сдерживают никакие законы, этические кодексы или пожелания рекламодателей

отметили
32
человека
в архиве
В последнее время набирают популярность интернет-фэнзины – альтернативные медиа, авторов которых не сдерживают никакие законы, этические кодексы или пожелания рекламодателей
Независимость от официальной культуры, специфическая аудитория и конкуренция с традиционными СМИ роднят их с советскими самиздатовскими журналами.

Статьи интернет-фэнзинов предназначены для 20-30-летних читателей, которые испытывают потребность в альтернативных и независимых источниках информации. В основном это студенты или недавние выпускники гуманитарных факультетов, а издатели и редакторы интернет-фэнзинов, собственно, и сами являются таковыми.

Существует два варианта фэнзинов нового типа: либо простые, но стильные сайты, либо публичные страницы в соцсетях. Затраты на них незначительны. Во многом этот фактор наравне с независимостью от рекламодателей, законов, этики, информационных поводов увеличивает шансы на выживание по сравнению с традиционными СМИ. Кроме того, фэнзины не подстраиваются под постоянно меняющиеся запросы массовой аудитории.

Их сущность как явления вполне укладывается в определение «гражданская журналистика» (если точнее – субкультурно-гражданская), сфера деятельности которой – сбор и распространение интересной или социально значимой информации непрофессиональными журналистами на общественных началах. При этом фэнзины нельзя назвать блогами: они создаются коллективом авторов, к тому же есть редакция и общая политика издания, а блог – это онлайн-дневник одного человека, носящий временный характер.

Российские издания, многое перенявшие от Answer Me!, можно условно разделить на культурно-развлекательные (их большинство) и общественно-политические. Они, как и американские зины, пишут о культуре, искусстве, обществе и политике, но при этом не концентрируются на какой-то определенной теме или субкультуре.

Популярные фэнзины рунета – W-O-S и «Метрополь». Последний выходит еще и в печатной версии (не путать с советским самиздатовским альманахом!). В них часто встречаются пространные развлекательные тексты: эссе, рейтинги, обзоры, посвященные искусству, анализу массовой культуры, образу жизни. Нередко авторы ерничают над объектом статьи или самим читателем. «Метрополь» зачастую использует ненормативную лексику. W-O-S интересен своими заметками про секс и рубрикой «Как быть кем-то и не облажаться».

К популярным интернет-журналам можно отнести еще и «Луч», недавно опубликовавший статью «Гомосексуализм для детей. Учебник с картинками» и эротические фотографии обнаженных мужчин.

Помимо развлекательно-интеллектуальных материалов в российских э-зинах встречаются философские тексты, которые разбавляют на первый взгляд несерьезный стиль. Например, в «Метрополе» публикуются выдуманные интервью с Михаилом Кругом, в которых он представлен как поэт-постструктуралист.

У создателя «Метрополя» критика Антона Кораблева есть еще два похожих проекта – Chewbakka и «Ваш Macguffin». Они очень отличаются друг от друга. Chewbakka отдаленно напоминает Answer Me!
Добавил suare suare 16 Октября 2013
А не замутить ли нам интернет-фэнзин внутри новостной сети?
suare «Я слишком стар для этого дерьма» (3)
P66g разве у нас не такая же хрень? (2)
Комментарии участников:
suare
+1
suare, 16 Октября 2013 , url
источник: expert.ru
Название происходит от английского fan – «поклонник» и сокращенного magazine – «журнал». Изначально фэнзин (или зин) – это некоммерческие, непрофессиональные малотиражные журналы, которые, как правило, создают и распространяют непосредственно редакторы. Обычно их издает творческая интеллигенция, рассказывая о независимом искусстве внутри андеграундной среды. Зины могут писать про кино, музыку, литературу, изобразительное искусство, но бывают комиксами, литературными сборниками, альбомами с репродукциями

В СССР в качестве альтернативы официальному искусству соцреализма существовала андеграундная культура писателей, художников, зачастую аполитичных. Они издавали свои независимые журналы для узкого круга лиц. Среди наиболее известных – «37», «Часы», «Митин журнал», «Обводный канал». Их функция заключалась в популяризации «другой» культуры, развитии мышления внутри диссидентского сообщества, не желавшего потреблять официальное искусство.

У новых интернет-фэнзинов в России та же роль: они создают альтернативное информационное пространство для определенной аудитории, которая объединена интересом к неформальной культуре. Этим отечественные фэнзины отличаются от американских и британских, связанных принадлежностью к определенной субкультуре (панкам, хиппи, скинхедам и др.).

В 1980-е – 1990-е годы в США происходило сближение маргинальных радикалов и субкультур. Наиболее популярными стали не фэнзины, посвященные кино (Psychotronic Video, Film Threat), музыке (Flipside, Slash) или культуре в целом (Re/Search), а те, что затрагивали различные общественные явления. Идеологией того времени стал социальный нигилизм – отрицание традиционных общественных норм. Из наиболее заметных примеров – ежегодный американский журнал Answer Me!, который власти США запретили в 1994 году после размещения в четвертом номере иронических рассказов об изнасилованиях и убийствах детей.

ФБР начало серию расследований. Задержали одного из авторов издания, а магазин, продававший Answer Me!, получил судебный иск. Вероятно, истинной причиной запрета стал материал против феминистки Андреи Дворкин. Кроме человеконенавистнических статей в журнале появлялись публикации об андеграундной культуре и таких общественных явлениях, как церковь Ла Вэя (популярная секта среди яппи 1990-х годов). При этом, несмотря на специфику текстов, журнал пользовался популярностью: третий выпуск Answer Me! вышел тиражом 13 тыс. экземпляров.

Chewbakka отдаленно напоминает Answer Me! – там есть такие же забавные статьи об онанизме или о том, «каких деятелей искусств надо забыть» (редакция Answer Me! предлагала их убить). А «Ваш Macguffin» – это уже более серьезное издание о поп-культуре.

Кроме отдельных сайтов с активными публичными страницами (пабликами) в соцсетях есть фэнзины, которые публикуют тексты только в этих группах. «Спальные районы страны ОZ» (11 тыс. подписчиков) размещают небольшие абсурдные рассказы-зарисовки, а также картинки с ироничными подписями.

Answer Me! отпускал шутки об изнасилованиях. А в сети «ВКонтакте» страница «Мурзилка» (около 46 тыс. участников), публикующая криминальные новости, позволяет себе смеяться над участниками событий.

Пожалуй, самое известное издание, которое уже не раз светилось в федеральных СМИ, – «Спутник и погром», слоган которого – «Интеллектуальный национализм». Еще весной 2013 года он размещал тексты в социальной сети, а теперь стал хотя и альтернативным, но полноценным и серьезным СМИ. Не так давно его авторы объявили о том, что планируют размещать на сайте рекламу, что не согласуется с концепцией фэнзинов.

«Спутник и погром» – политическое издание, имеющее крайне ультраправо-монархическую гражданскую позицию. Оно публикует экстремистские по меркам российского закона эссе, необычные интервью или сатирические тексты, например весной были размещены воспоминания призрака Бориса Березовского от первого лица. Также появляются исторические статьи, рецензии и геополитические исследования.

В последние месяцы «Спутник» сосредоточился на информационной травле мигрантов и текстах о русской национальной самоидентификации. Интересно, что, например, в «Новой газете» стали печататься похожие материалы, только менее эмоциональные и более аргументированные. Кроме того, газета «Комсомольская правда» раскритиковала статью главного редактора «Спутника» Егора Просвирнина, посвященную годовщине начала Великой Отечественной войны: материал назвали «унижающим человеческое достоинство».

Часть текстов, публикуемых в фэнзинах, в обычных СМИ относят к шок-контенту, например летнее интервью с проституткой в «Метрополе». У специфической аудитории такие материалы могут вызывать не только интерес, но даже радость и умиление. Хотя по сравнению с классическими зинами такие издания кажутся мягкими. Например, в журнале для металлистов Ortodox Productions есть интервью, где металл-группа на вопросы авторов дает абсурдные, глумливые нецензурные ответы: «Существует ли внесоциальное измерение греха?» – «Я слишком стар для этого дерьма».

Если рассматривать тексты с точки зрения серьезности и сложности, то иногда материалы э-зинов стоят выше контента Esquire – на уровне «Русского пионера». Они затрагивают те сферы жизни и явления культуры, которые традиционные издания отразить не решаются.

Российские интернет-фэнзины сохраняют компромиссное положение мидлграунда. Иными словами, они представляют собой культуру протестную, неофициальную, но в то же время массовую, способную привлекать инвестиции и давать хорошую прибыль. Почти как рок-музыка.

Пример Lurkmore показал, что интернет-цензура против фэнзинов бессильна. Для существования таких проектов опасность представляет только уход в коммерциализацию с последующей гибелью оригинального контента. Но в любом случае за счет небольшого круга читателей зины сохраняют элемент сакральности, принадлежности к чему-то новому, независимому, альтернативному.

Вполне возможно, подобных изданий станет больше, вследствие чего часть аудитории таких журналов, как «Афиша», перейдет к фэнзинам. Если игры в новые медиа не закончатся и мода на них не пройдет, не исключено, что они станут одним из основных источников альтернативных знаний и мнений, влияющих на современное поколение.
suare
0
suare, 16 Октября 2013 , url
источник: expert.ru
Всеобщее отрицание
Политолог, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Гавра:
– Те, кто четыре-шесть лет назад был молодым, читал «Афишу» или «Собаку», выросли и достигли успеха. За прошедшее время появилась новая нонконформистская аудитория, и выигрывает тот, кто предлагает ей нужный контент. Все эти издания можно считать полноценными СМИ, которые занимают определенную нишу и отвечают запросам читателей. Они сами создают свою аудиторию с иными эстетическими потребностями. Статьи рассчитаны на внутреннюю интеллектуальную работу читателя, обсуждение и обдумывание прочитанного.

Настоящей субкультуры тут нет. Сами авторы, как и их читатели, носят брендовые вещи, читают ресторанную критику, отдыхают там же, где реализуется престижное потребление, и такие издания – вполне себе часть этого потребления. Демонстрация своей принадлежности к субкультуре через особый источник информации – это маркер. Мы видим, кто на что подписан, кто что «лайкает».

Данные СМИ вписываются в культурный контекст нового городского образовательного класса. Нонконформизм? Нет, скорее они отрицают любое противостояние официального и оппозиционного, предлагая альтернативу системе. Традиционная игра в духовных лидеров поколения, но вопрос в том, насколько хватит энергетики форм и понадобится ли в дальнейшем энергетика содержания. Это попытка поиска нового языка политической коммуникации. У подобных СМИ есть три пути развития: превратиться из андеграунда в мейнстрим, маргинализироваться или стать как Пелевин – практически полностью отсутствовать в оффлайне, сохраняя некую тайну.

Такие политические или досуговые издания будут удерживать свою аудиторию еще три-четыре года, а может, даже пять-шесть лет, пока читатель не повзрослеет и не вернется к традиционным СМИ. Тогда не исключено появление новой волны похожих проектов. При этом издания могут расти вместе с читателем.
источник: expert.ru
Параллельный интернет
Генеральный директор журнала «Эксперт Северо-Запад» Олег Третьяков:

– Фэнзины – это очередное явление в интернете, демонстрирующее постоянную тенденцию к тому, что большие СМИ не успевают реагировать на требования к подаче информации, которые предъявляет «продвинутая» аудитория.

Крупные информационные кластеры находятся под внешней и внутренней цензурой и не могут затрагивать темы, доступные для фэнзинов. Иногда кажется, что топовые информационные сайты рунета не обсуждают вещи, волнующие большое количество людей, ввиду цензуры и табуированности. Сейчас запрещают торренты и файлообменники, и приверженцы идеи свободного интернета начинают разрабатывать технологии анонимного доступа.

Следующий этап – уход фэнзинов в параллельный интернет (браузер TOR. – «Эксперт С-З»), где можно анонимно получать информацию. Как только пираты это разовьют, появятся фэнзины или другие сайты, которые смогут безбоязненно публиковать любую информацию. И конечно, по этой модели будут заказывать рекламу, а возможно, кто-то будет их анонимно финансировать.

Но сейчас фэнзины сдерживают себя, поскольку есть Роскомнадзор, который может блокировать любой контент на территории России. А вот когда другой интернет разовьется и наши информационные власти не смогут блокировать его ресурсы, начнется настоящий расцвет информационных проектов.
источник: expert.ru
Субкультура для всех
Главный редактор интернет-журнала «Бинокль» Алексей Управителев (до этого работал в андеграундном зине для металлистов):

– То, о чем вы говорите, – не фэнзины. Это просто развлекательное чтиво для студентов гуманитарных факультетов. Фэнзин – субкультурное издание, авторы которого преследуют не коммерческие, а образовательно-популяризаторские цели и заодно повышают собственные котировки в субкультуре. Такие издания распространяют свои среди своих – непосвященному человеку будут чужды информационные поводы, да и непонятны специфические термины.

Зин имеет четко очерченную уникальную целевую аудиторию с тем или иным ярким культурным предпочтением. Человеку «не в теме» фэнзин будет неинтересен (ну, разве что в культурологическом плане). Я держал в руках журналы футбольных фанатов, скинхедов, ролевиков, металлистов-сатанистов. Эти издания, естественно, распространяются в специализированных местах (в обычном ларьке их не купить) и бывают самого разного качества – от поверхностных заметок с досадными орфографическими ошибками до талантливейших работ с безупречным анализом и великолепным уровнем владения словом.

Неофициальный характер изданий оставляет большой простор методам, закрытым для официальной журналистики. Это, к примеру, перевод западных источников, осмеяние тех или иных информационных поводов, отчеты с мероприятий, посещенных под воздействием психоактивных веществ, и т.д. Целевая аудитория данных сайтов весьма размыта, а вместо размышлений об уникальной культуре там представлены материалы о культуре массовой, которая в большей или меньшей степени касается каждого.
ИмяФамилия
+3
ИмяФамилия, 16 Октября 2013 , url
Интересно если кому то удасться выгодно и при этом не дорого для себя монтезировать трафик. Такое уже несколько раз наблюдал. Например в момент роста популярности форума маил ру.

а так что — забавно. Подтолкнуло к знакомству с советским андерграундом.
Lim
+1
Lim, 17 Октября 2013 , url
слово-то, какое-то уродское.
группа лиц-похуистов, решила херачить безцензурные статейки. несколько других лиц сие подхватили. там-сям отметились, «ШОК! читать до конца».
И, вот обязательно надо любому ручьишку, даже не течению, прилепить некий ярлык, название… Что за перфекционист делает такие вещи? И, зачем, эта попытка все очертить неким кружком. Внутрь которого, эти авторы, то и дело не попадают, то одна выходка «не согласуется с концепцией», то другая. Мне кажется, авторам глубоко похеру, что вокруг них пытается упорядочить их буйную фантазию.
Слово исчезнет в небытие через год, максимум.

upd
«Фензин» — сайт о фэнтези и фантастике. Библиотека. Так что, думаю, уйдет термин. слово останется.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать