Амбициозный, но провальный российско-американский космический проект «Морской старт» хотят заморозить. Санкции ни при чем

отметили
27
человек
в архиве
Амбициозный, но провальный российско-американский космический проект «Морской старт» хотят заморозить. Санкции ни при чем
Санкции, принятые в отношении России из-за украинского кризиса, не мешают реализации амбициозного проекта «Морской старт» — коммерческие интересы оказались весомее. Американцы по-прежнему желают видеть стартовую платформу и инфраструктуру на своей территории, а днепропетровский «Южмаш» уверяет, что будет и дальше производить для него ракеты «Зенит-3SL». Однако существованию проекта угрожает его хроническая убыточность и нехватка коммерческих контрактов на запуски.

Президент Украины Петр Порошенко запретил всякое сотрудничество с Россией в сфере военно-промышленного комплекса еще 10 дней назад. Однако на «Южмаше» очень хорошо понимают, что прекращение производства ракет для совместного с Россией проекта может привести к полному закрытию предприятия.

«Предугадать, как будут развиваться геополитические процессы на Украине сложно, однако с большой уверенностью можно говорить о том, что „Южмаш“ заинтересован в продолжении проекта „Морской старт“. Логика здесь проста: без заказов по „Морскому старту“ завод, на котором работают 10 тысяч человек, вероятнее всего, будет закрыт», — рассказал «Интерфаксу» информированный источник в российской ракетно-космической отрасли.

Готовность выполнять обязательства подтвердил и глава Государственного космического агентства Украины Юрий Алексеев. «Украина все, что необходимо для Sea Launch (»Морского старта"), поставляла, поставляет и готова поставлять. Для Sea Launch — без проблем", — заверил он.

— «Морской старт» как пример того, как не следует вести космический бизнес

Не теряют заинтересованности и американские партнеры международного проекта. Они бы хотели, чтобы платформа для запуска Odyssey, корпус подготовки спутников и сборочно-командное судно SeaLaunchCommander по-прежнему оставались в Калифорнии.

«США заинтересованы в том, чтобы порт „Морского старта“ оставался в Лонг-Биче. Об этом американцы сказали российским партнерам по проекту», — сказал информированный российский источник.
Добавил sant sant 26 Июня 2014
Комментарии участников:
sant
+3
sant, 26 Июня 2014 , url
«Морскому старту» предлагают прописаться в Крыму или Владивостоке

Вместе с тем в России уже подыскивают платформе новый порт приписки. Еще в феврале вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил о возможном переезде «Морского старта».

«Если правительство получит всю необходимую информацию, мы сможем на основе этой информации определить целесообразность сохранения за нашей страной такого стартового комплекса. Но что-то подсказывает мне, что если мы решимся на это, то, конечно, пункт базирования поменяется, скорее всего. в пользу российского Востока», — высказался Рогозин.

На данный момент, уточняет «Интерфакс», никаких решений по судьбе «Морского старта» не принято, изменений в статусе программы нет. Однако новые предложения продолжают поступать.

В начале июня глава РКК «Энергия» Виталий Лопота выступил с предложением перебазировать «Морской старт» в Крым и там же создать инфраструктуру для обслуживания комплекса. На эти цели можно было бы направить финансирование, обещанное Крыму в рамках поддержки промышленности. Специалисты Роскосмоса, напомнила газета «Известия», еще в прошлом году пришли к выводу, чтоб обслуживание в США ограничивает возможности использования комплекса в российских интересах. Создание в новом порту базирования инфраструктуры тогда оценили в 1 млрд долларов. В этом году предложения Лопоты не нашли поддержки, возможно, потому, что он стал фигурантом уголовного дела о причинении ущерба на сумму 41 млн рублей.

Проект могут законсервировать до 2016 года

Теперь, утверждает источник РИА «Новости», решается вопрос о консервации «Морского старта» до 2016 года. «Причина в том, что производство ракет-носителей „Зенит-3SL“ находится на Украине, в Днепропетровске, а проект „Морской старт“ в настоящее время располагает только четырьмя ракетами разной степени готовности. Сам украинский производитель — »Южмаш" — был бы рад продолжить многолетнее взаимовыгодное сотрудничество, однако пока непонятно, как в перспективе развития событий на Украине оно будет складываться", — пояснил источник в космической области.

Если такое решение будет принято, стартовая платформа и командное судно останутся в Лонг-Бич. Численность команды будет уменьшена в несколько раз, остальных специалистов переведут в режим ожидания. В этих условиях подготовка к новому выходу в океан и пуску ракеты будет занимать более длительное время, чем обычно.

В качестве альтернативы рассматривается возможность налаживания производства ракет-носителей на российских предприятиях.

«Конструкция „Зенитов“ отработана до совершенства. Двигатели с летной квалификацией есть, система управления — тоже. Эту ракету можно при наличии желания начать выпускать на территории РФ в кооперации при участии ЦСКБ „Прогресс“, Центра имени Хруничева и „Красмаша“, — полагает источник.

»Сам плавучий стартовый комплекс, конечно, можно при необходимости перевести из порта прописки в Лонг-Бич, например, во Владивосток. Но надо понимать, что лучшее место базирования для него — именно в Калифорнии, так как там поблизости располагаются множество компаний-производителей полезной нагрузки, в том числе и для «Морского старта». Кроме того, идти из Владивостока к экватору дольше, чем из Калифорнии, что также увеличивает стоимость доставки, а в конечном итоге может повлиять на цену запуска в целом", — добавил собеседник агентства.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, отметим, на прошлой неделе говорил, что у него есть план полного импортозамещения военной продукции с Украины.

В настоящее время в рамках «Морского старта» планируется вывод за орбиту спутника компании EchoStar, ангольского телекоммуникационного спутника AngoSat и российского связного аппарата «Энергия-100». Однако специалисты полагают, что первый из запусков будет перенесен с начала 2015 на 2016 год в связи с неготовностью EchoStar к старту.

«Морской старт» как пример того, как не следует вести космический бизнес

Проект и одноименный международный консорциум «Морской старт» был создан в 1995 году и стал, по выражению издания «Однако», символом того, как не стоит вести бизнес в космической отрасли, заслужив славу величайшего провала в истории космонавтики.

40% предприятия принадлежали американской корпорации Boeing, 25% — РКК «Энергия», 20% — норвежской судостроительной компании Aker Kvaener, 10% — «Южмашу» и 5% — КБ «Южное». На создание плавучей стартовой платформы и необходимой инфраструктуры было потрачено более 3,6 млрд долларов.

С самого начала было понятно, что проект может быть рентабельным только при осуществлении не менее пяти-шести безаварийных запусков в год при реализации двух-трех последовательных стартов за один выход на стартовую позицию. Первый запуск состоялся в 1999 году, однако на уровень рентабельности проект так никогда и не вышел.

К 2009 году долги «Морского старта» выросли до 2,7 млрд долларов, и он обанкротился. В этих условиях Boeing решил избавиться от проекта и оставил за собой лишь 3% акций, а большую часть ответственности пришлось взять РКК «Энергия», покрывая долги за счет Роскомоса.

На 31 мая 2014 года осуществлено 36 запусков, из которых только 32 были успешными. В этом году состоялось два запуска, февральский был неудачным, а майский — успешным.

Нестабильность результатов пуска вновь заставила специалистов говорить о ненадежности украинских ракет. В целом с 1985 года каждый шестой запуск ракеты «Зенит» был неудачным, и это не удивительно — ракета собрала все проблемы деградации советской и бывшей советской оборонки, не достигнув необходимой степени надежности, пишет «Однако».

Впрочем, российские специалисты с этой оценкой не согласны. Так, ведущий аналитик НП ГЛОНАСС Андрей Ионин, комментируя в прошлом году «Известиям» возможность отказа РКК «Энергия» от использования украинских ракет, назвал «Зенит» самой совершенной ракетой в мире для своего времени. И теперь источники в ракетно-космической отрасли называют ракету «великолепной».

Отметим, альтернатива «Зенитам» — ракета «Ангара» — создается уже почти 20 лет. В нее вложено более 5 млрд долларов, однако она до сих пор не летает. К слову, очередной первый пуск «Ангары-1.2ПП» назначен на пятницу, 27 июня. Жителей Камчатки уже попросили три дня не выходить из своих домов в связи с возможным падением ступеней ракеты.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать