Заставит ли крушение «Боинга» чиновников ICAO задуматься об абсолютном приоритете безопасности полетов?
При всех разговорах о гибели «Боинга» над Донецкой Народной Республикой в какой-то момент неизбежно подходишь к центральному вопросу: почему погибший авиалайнер вообще оказался над зоной боевых действий? А ведь это обстоятельство, по сути, решающее во всей трагедии – куда более решающее, нежели сам факт продолжения карательной операции, на который как на фатальный ссылался в своем недавнем обращении Владимир Путин.
Киевское правительство формально ввело ограничение для полетов гражданской авиации в зоне АТО – до высоты около 7 километров. Но по сути это означает, что небо над зоной боев вообще не было закрыто. Представленное ограничение никак не касается международных рейсов, идущих транзитом над этим регионом: они, как и в мирные времена, шли на высоте эшелона около 10 километров. Безопасная ли это высота? Нет – даже при отсутствии высотной зенитной артиллерии.
Для полноты картины надо также напомнить, что еще 12 июля, за несколько суток до катастрофы, приказом министра обороны украинские средства ПВО были переведены в режим полной боевой готовности. Причем в качестве обоснования говорилось об «обстрелах опорных пунктов военных в Донецкой и Луганской областях системами залпового огня БМ-21 «Град». То есть «Грады» повстанцев для самолетов опасны, а более мощные, с более высотной траекторией «Смерчи» украинской армии – нет? Ведь дело в том, что до высоты 10 километров может (даже непреднамеренно, при стрельбе на большую дальность) достать артиллерия, в частности, используемые украинской армией 152-миллиметровые гаубицы, а также реактивные системы залпового огня «Ураган» и «Смерч». И это не говоря о полетах собственно военной авиации, которая, как уже достоверно известно, крутилась около малайзийского «Боинга», и о присутствии украинских зенитных ракет на боевом дежурстве.
Сейчас утверждается, что причиной была элементарная жадность: за пролет лайнера украинская навигационная служба «Аэрорух» получала около 1000 долларов. Даже если это правда и дело не в попытке организовать кровавую провокацию – все равно это просто поразительный случай глупости и безответственности. Действительно, вряд ли кто-то из украинских чиновников будет хоть как-то за это наказан.
Но ведь не одним украинским правительством исчерпывается список виновников. Ведь есть еще несколько международных организаций, обладающих в части регулирования воздушного движения и административными, и рекомендательными функциями. Есть даже всемирная организация по гражданской авиации – ICAO.
Вопрос, собственно, прост до неприличия: понимали ли в ICAO все риски при таком вот «недозакрытии» полетов над, как ее ни назови, зоной военных действий? И если как профессионалы наверняка понимали, почему тогда не порекомендовали настойчиво полностью закрыть зону для полетов? Ведь тем самым, вольно или нет, они фактически санкционировали кровавую провокацию.
Особенно пикантным все это смотрится на фоне введения ограничений на полет
проблема (2)