Комментарии участников:
Можно сколько угодно продолжать перечислять аналогичные факты, тем более что власти Османской империи, а впоследствии Турции и до и после этого нередко прибегали к массовой резне как к способу решения своих внутриполитических проблем. По всей видимости, считали в Высокой Порте, обильное кровопролитие является хорошим подспорьем для укрепления единства империи. Но все оказалось с точностью до наоборот.
Причем речь идет не о какой-то седой древности – в 1822 году на острове Хиос турки перебили 25 000 греков, в 1876 году во время подавления Апрельского восстания в Южной Болгарии башибузуки вырезали около 30 000 человек. Уже после падения династии Османов, в 1922 году возглавляемые Кемалем Ататюрком войска уничтожили около 200 000 греков и армян в Смирне. Во время Первой мировой войны, помимо армян, массовым преследованиям подверглись ассирийцы, проживавшие на территории Османской империи, – количество погибших оценивается различными исследователями в сотни тысяч человек. Словом, практика была отработана – если до Первой мировой войны в Турции христиане составляли треть населения, то сегодня 0,6%. Отголоски упомянутой практики можно проследить до середины XX века, когда Турция уже была вполне светским государством. В 1955 году в Стамбуле прошли массовые греческие погромы, в результате которых погибли десятки человек, а само греческое население бывшей столицы Византии сократилось с тех пор со 140 000 до двух-трех тысяч человек.
И все же преследование армян в 1915 году стоит особняком хотя бы по количеству жертв, поэтому вполне может называться геноцидом, что уже признали множество государств, в том числе Россия, Франция, Италия, Нидерланды, Швеция, Греция, Канада, Швейцария и другие страны, а также Совет Европы и Европарламент. В США из 50 штатов геноцид армян признают 43. На днях о готовности признать резню армян геноцидом заявил и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
К столетию трагических событий 1915 года сторонники признания геноцида армян получили мощную поддержку сразу с нескольких направлений. Говоря о преследовании армян, слово «геноцид» употребил в своей речи и папа римский Франциск I. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган расценил высказывание понтифика как «бред». Тем временем Европарламент напрямую обратился к Анкаре с призывом признать геноцид. Турецкая пресса сочла это решение Брюсселя «шоком» для страны. Давление на Турцию продолжается, но пока позиции наследников Ататюрка непоколебимы – геноцида, по их мнению, не было.
Хотя тот же Эрдоган стал первым турецким политиком подобного уровня, который принес в адрес Еревана соболезнования в связи с многочисленными жертвами среди армянского населения Османской империи. Конечно, слово «геноцид» в заявлении Эрдогана не прозвучало, а резню и депортацию 1915 года он предпочел назвать «событиями начала ХХ века». В свою очередь, президент Армении Серж Саргсян пригласил своего турецкого коллегу в Ереван на мероприятия, посвященные столетию геноцида. Эрдоган отмолчался, а глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу позже посетовал, что откровение турецкого президента «не нашло отклика у армянских властей».
С 1993 года Армения и Турция прекратили дипломатические отношения, а граница между двумя странами до сих пор остается закрытой. Но, несмотря на отрицание геноцида в Анкаре, по словам Чавушоглу, не собираются отказываться от попыток нормализации отношений с Ереваном. Правда, представить себе эту нормализацию без объединения позиций обеих стран в отношении событий 1915 года не представляется возможным.
В турецких школах, разумеется, тема геноцида армян практически не затрагивается, и турки очень болезненно реагируют, когда этот вопрос включается в школьные пособия в других странах. В прошлом году канадские турки собрали более двух тысяч подписей под петицией, призывающей исключить модуль по геноциду армян из учебной программы окружных школ Торонто. Однако местные власти им отказали.
А вот в турецких вузах эта тема поневоле всплывает. Так, в экзаменационном билете для студентов исторического факультета турецкого университета Диджле содержится следующее утверждение: «Османское государство не осуществляло геноцид. Часть сотрудничающих с русскими и наносящих османской армии удар со спины армян умерла за предательство, а другая часть – вследствие предложенного немцами переселения: от голода, болезней и холода. Другая же часть армян, из-за предательства, удалилась с русскими, и, таким образом, число армянского населения Турции уменьшилось». На это студенты должны ответить, отметив один из вариантов: «а» – правильно, «б» – неправильно. Большинство студентов, по понятным причинам, выбирают первый вариант.
В Турции, конечно, есть люди, причем весьма известные, которые признают геноцид 1915 года. Это, например, историк и публицист Танер Акчам, который с конца 70-х годов живет в Германии, где получил статус политического беженца. Или правозащитник и издатель Рагип Зараколу, в 2008 году признанный виновным турецким судом в «оскорблении основ Турецкой Республики» за издание книги, посвященной геноциду. Зараколу многократно был судим за свои убеждения и провел несколько лет за решеткой, а в 2012 году был номинирован на Нобелевскую премию мира. Одним из немногих представителей турецкой интеллигенции, открыто признавших геноцид армян, является и лауреат Нобелевской премии по литературе Орхан Памук. И все же в основной своей массе турки не разделяют позиций знаменитого писателя. Согласно последним соцопросам, только 9,1% опрошенных граждан Турции считают, что Анкара должна признать геноцид армян и принести извинения.
24 апреля утром в ереванском мемориале «Цицернакаберд» состоится памятная церемония, посвященная жертвам геноцида. В этот же день Турция с помпой (среди приглашенных Анкарой гостей принц Чарльз, принц Гарри, премьер-министр Австралии Тони Эббот, премьер-министр Новой Зеландии Джон Кей и другие) отметит столетие битвы при Галлиполи, хотя раньше годовщина сражения всегда отмечалась 23 апреля. Но на этот раз Турция решила затмить армянские мероприятия. Благо в истории у каждого найдутся свои поводы для торжеств или поминок.