Индийский флот ожидает российской поддержки (Дели хочет строить атомные субмарины и корабли-невидимки вместе с нашей страной)

отметили
54
человека
в архиве
Индийский флот ожидает российской поддержки (Дели хочет строить атомные субмарины и корабли-невидимки вместе с нашей страной)
Индийская компания Reliance Infrastructure хочет найти в России партнера для создания совместного предприятия по строительству атомных субмарин, а также кораблей по технологии «стелс». Об этом 22 мая сообщила индийская газета Economic Times.

По данным издания, топ-менеджеры компании уже встретились в Москве с высокопоставленными представителями Минобороны РФ. Близкий к переговорам источник сообщил, что они могут посетить главу ведомства Сергея Шойгу и назвать потенциального российского партнера, обладающего необходимой технологической экспертизой.

Как сообщила Lenta.ru, в российском конструкторском бюро (КБ) «Малахит» (создавшем, в частности, новые субмарины проекта 885 «Ясень») заявили, что при одобрении со стороны правительства готовы участвовать в этом проекте.

— Наше бюро обладает всеми необходимыми компетенциями и ресурсами. В нашем КБ была спроектирована лодка, которая сейчас находится в лизинге у Индии, — цитирует портал представителя «Малахита».

Возможно ли в действительности сотрудничество между РФ и Индией в сфере строительства современных подводных и надводных кораблей?

Как замечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, до нынешнего момента РФ никогда не продавали атомные подводные лодки Индии, а только сдавала субмарины в лизинг или в аренду.

— Так, подлодка К-152 «Нерпа» третьего поколения проекта 971 «Щука-Б» сейчас находится на вооружении ВМС Индии по договору о лизинге. В январе 2015-го СМИ сообщили о том, что Дели возьмет в лизинг и второй подводный атомоход – лодку К-322 «Кашалот» проекта 971. Так что, я не думаю, что для нас будет чувствительным передача каких-то технологий по строительству субмарин с атомной двигательной установкой. Наивно полагать, что эксплуатируя «Нерпу» (которая у них – «Чакра»), индийцы совершенно ничего в ней не поняли. К тому же, они строят свои атомоходы с БРПЛ, к примеру – типа INS Arihant с ракетами K-15 Sagarika. Поэтому полностью исключать российско-индийский тандем в области подплава нельзя.

Кроме того, наша главная проблема сейчас в строительстве кораблей, как надводных, так и подводных – это нехватка производственных мощностей, расширять которые крайне дорого и вообще проблематично. В течение многих лет мы работали на экспорт, а теперь, когда появился внутренний заказ, получилось, что ни одно, ни на другое мощностей не хватает. Поэтому теоретически для нас может быть интересен вариант строительства надводных и подводных кораблей на индийских верфях, тем более, индийцы строят свои подлодки. Если, конечно, у них есть места – потому что они вроде как собираются строить шесть неатомных подводных лодок, оборудованных воздухонезависимыми энергетическими установками. Но это уже другой вопрос………
Добавил Никандрович Никандрович 25 Мая 2015
проблема (1)
Комментарии участников:
Никандрович
+1
Никандрович, 25 Мая 2015 , url
Продолжение

Президент Академии геополитических проблем, капитан 1-го ранга Константин Сивков указывает на то, что корабли по технологии «стелс», к примеру, в ВМФ РФ представлены фрегатами проекта 20350 и корветами проекта 20380.

— Между Россией и Индией существует договор о военно-техническом сотрудничестве, также наши страны имеют богатый опыт совместных разработок вооружений и военной техники, вспомним хотя бы противокорабельные ракеты «BrahMos».

Индия сейчас стремится выстроить свой военно-морской флот автономно, не закупая готовые корабли у других стран. У России хватает технологий, поэтому стремление Индии создать совместное предприятие с Россией для строительства атомоходов и надводных кораблей новейших проектов – вполне естественное желание. Понятно, что совместное предприятие будет организовано не с частником, а с государственным предприятием. Но даже если и будет создана какая-то частная контора, то это будет лишь прикрытием для работы госкомпанией – и не более того. И то, что представители Индии могут встретиться с министром обороны РФ – логичный шаг, значит, речь может идти абсолютно о легальном пути военно-технического сотрудничества.

Что касается передачи технологий, то всегда, когда мы продаем оружием, идет и передачи технологий. Естественно, речь не идет о передовых наработках, продаются так называемые технологии второго порядка, которые уже отработаны. Индия – наш давний и проверенный многим и десятилетиями партнер в сфере ВТС и не только. И усиление Индии в регионе в полной мере отвечает нашим стратегическим интересам, поскольку индийский флот будет являться противовесом американскому.

Отмечу также, что Индия сама строит стратегические подлодки с БРПЛ. Правда, их ракеты K-15 Sagarika, судя по всему, имеют относительно небольшую дальность стрельбы – от 750 до 1500 километров. Но это только пока…

Главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко считает, что сообщение Economic Times может быть либо информационном всбросом, либо зондированием.

— Понятно, что решения такого уровня находятся в компетенции глав государств, и, разумеется, никакая фирма в индивидуальном порядке не может вести такие переговоры ни от своего собственного лица, ни от лица страны. В принципе, Индия, которая сейчас активно строит свой флот, заинтересована в подобных вещах, однако технологиями строительства атомных подлодок все-таки обладает небольшое количество стран, которые можно пересчитать по пальцам. Пока мы предоставляли Дели атомоходы только в лизинг, для того, чтобы дать возможность индийским экипажам приобрести опыта в эксплуатации подобного класса субмарин. Однако это были не стратегические атомные ракетоносцы, а многоцелевые лодки. Думаю, развитие стратегических ракетных программ Индии, как и вопросы развития атомного флота, будут базироваться все-таки на национальных индийских разработках.

Отмечу, что Россия готова к сотрудничеству с Индией в другой «чувствительной» области. Например, в создании системы воздушно-космической обороны, которая включала бы в себя, во-первых, мощные РЛС загоризонтного обнаружения целей и предупреждения о ракетном нападении. Во-вторых, соответствующие огневые средства поражения целей, в том числе зенитно-ракетные системы большой дальности. В-третьих, увязку всего этого с автоматизированными комплексами обработки информации.

Соответственно, сотрудничество с Индией может осуществляться и по другим разделам программ комплекса ПВО малой и средней дальности. Сейчас на индийском рынке сильно активизировался Израиль, который предлагает различные варианты совместных программ в области ПВО-ПРО, но Россия в этой сфере находится не просто на уровне США, но даже опережает американцев. Создание Россией комплексной воздушно-космической обороны Индии обеспечивало бы существенные преимущества этой страны с точки зрения нейтрализации любых ракетных угроз.

Руководитель экспертного совета по обороне Государственной Думы, кандидат военных наук, капитан 1-го ранга Борис Усвяцов отмечает, что в данном вопросе больше даже больше политических моментов, поскольку усиление военной мощи Индии всегда нервирует Китай.

— Конечно, участие России и передача каких-то технологий Индии возможно, учитывая давние связи Москвы и Дели, однако о строительстве надводных и подводных кораблей для ВМФ РФ на индийских верфях не может быть и речи: по правилам Государственной программы вооружений свои корабли мы строим только у себя.

Член Общественного совета ВПК Виктор Мураховский обращает внимание на одну индийскую контрактную особенность – подрядчиком может быть только индийское предприятие.

— Поэтому зачастую люди и различные «фирмочки», которые прикормлены их военным ведомством, выступают посредником, иногда да же не владея какими-либо технологиями и т.д. Мне известны такие факты по вопросам модернизации бронетехники, кораблей, авиации.

Что касается атомных подлодок – то Индия единственная страна в мире, которая получила в аренду субмарины от РФ. Не исключено, что российские предприятия действительно будут участвовать в этом проекте. Я на 100% убежден, что по вопросам атомной энергетической установки без участия России не обойдется никак.

Что касается надводных кораблей, то Индия планировала продолжить строительство фрегатов «Тальвар» проекта 11356, которые она закупала у нас, на своих верфях. Понятно, что в таком случае калининградский судостроительный завод «Янтарь» обязательно выступит партнером той индийской фирмы, которая будет главным подрядчиком.

Отмечу, что Россия в это дело будет вкладываться либо своими технологиями, либо частичными инвестициями, но речь о совместном строительстве кораблей не идет. По поводу «чувствительности» передачи технологий скажу следующее: без тщательной экспертизы и без заключения Минобороны, МИД, ФСБ, ФСВТС ничего отдано не будет.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать