Новосибирские ученые изобрели «пушку» для защиты сплавов

отметили
30
человек
в архиве
Технология детонационного напыления, разработанная в Институте гидродинамики им. Лаврентьева СО РАН, увеличивает срок службы стали в 10 раз, а титановых сплавов — в 30. Разработки института, которые сейчас используются для создания современного авиадвигателя, ученые представят на форуме «Технопром».

Сам тип установки в научном мире называется gun — английское слово, которое имеет несколько толкований в русском языке, так или иначе связанных с оружием. В Институте гидродинамики привыкли называть свое детище детонационной пушкой, или даже пулеметом: принцип работы действительно напоминает оружейную очередь. Основа установки — ствол, заполненный взрывчатой газовой смесью, и несколько устройств подачи специального порошка, который собственно, и является материалом напыления. При подрыве порции взрывчатых веществ температура газа в стволе поднимается до 4,5 тысячи градусов, невероятно увеличивая давление. Все это происходит за одну тысячную долю секунды. Газ вылетает из ствола со скоростью больше километра в секунду и по пути захватывает частицы порошка размером в несколько десятков микрон. Они двигаются со скоростью пули, после чего происходит следующий «выстрел». Так что прозвище «пулемет» появилось неспроста. При соприкосновении с поверхностью детали порошок буквально приваривается к ней.

Специализированный промышленный робот, который «вооружен» новосибирской пушкой, в автоматическом режиме способен обрабатывать самые разнообразные поверхности: от каких-то простых заготовок до сложнейших деталей авиационных двигателей и турбин.

Скажем, дробящие элементы бурового оборудования без напыления неспособны выдержать более или менее длительный срок работы, ведь сама по себе сталь, из которой они изготовлены, изнашивается довольно быстро. Детонационное напыление увеличивает срок службы самой лучшей стали минимум в десять раз, а титановых сплавов, которые используются в авиационных двигателях, — в тридцать.

Разработки института сейчас используются для создания первого российского авиадвигателя. Именно российского — сейчас в этой области главенствуют еще советские технологии.

Кроме того, институт участвует в разработке программы ипортозамещения по двум технологиям, обеспечившим в свое время сланцевую революцию и в конечном итоге удешевление нефти. Об этом «РГ» рассказал врио директора НИИ Сергей Головин: «Горизонтально-наклонное бурение и технология гидроразрыва пласта: сейчас обе эти технологии, необходимые для интенсификации добычи нефти, в России ориентированы на западные сервисные компании. На недавнем совещании Минпромторга мы обсуждали возможности создания, при действующих санкциях, российского аналога зарубежным технологиям. Это позволит создать основу безопасности России в добыче сланцевых ископаемых». Свои наработки в этой области, равно как и уникальную детонационную пушку, Институт гидродинамики СО РАН представит на выставке третьего международного форума «Технопром».

Жаль, говорят ученые, что на выставке во всей красе невозможно показать еще одну разработку института: сварку в
Добавил 1sr 1sr 30 Мая 2015
проблема (1)
Комментарии участников:
1sr
+9
1sr, 30 Мая 2015 , url
Жаль, говорят ученые, что на выставке во всей красе невозможно показать еще одну разработку института: сварку взрывом. Этот метод позволяет соединять металлические поверхности большой площади практически мгновенно. При этом место соединения, которое и швом-то не назовешь — разный металл буквально становится единым целым — будет прочнее, чем самый слабый из компонентов. «Условно говоря, — поясняет ведущий научный сотрудник ИГиЛ СО РАН Вячеслав Мали, — если вы приложите соответствующую силу, чтобы разорвать, скажем, две спаянные нашим методом трубки, то отломите кусок в самом слабом месте, а не в месте соединения. Оно останется целым».
asterfisch
+2
asterfisch, 30 Мая 2015 , url
Как это изобрели?! Видимо ценность их работы в чём-то другом. Скорее в этом направлении:

в автоматическом режиме способен обрабатывать самые разнообразные поверхности

Теме детонационно-газового напыления (оно же «detonation coating/spraying») больше десятка лет. В своё время я научным соискательством на тему автоматизации (мат. моделирование) этого процесса занимался. Ещё тогда износ на автомобильных валах таким образом восстанавливали.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать