Комментарии участников:
Новая норма оказалась намного шире обещанной, отмечают эксперты. Дело в том, что она наделила банки правом «принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и иного имущества клиентов». И круг клиентов, за которыми банкам придется следить пристальнее, фактически не ограничен. «Это довольно распространено за рубежом, у нас в этом вопросе до сих пор был пробел»,— указывает господин Ливадный. Восполняя пробел, законодатели решили распространить на физических лиц перечень сведений, которые банки до сих пор собирали только с новых и действующих клиентов--юридических лиц. Это информация о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с банком, определение целей финансово-хозяйственной деятельности клиента, его финансового положения и деловой репутации.
Как реализовывать рекомендации закона — не ясно, говорят собеседники «Ъ» на банковском рынке. «Не может же идти речь о мониторинге страниц клиентов в соцсетях»,— иронизирует один из них. «У крупных банков, особенно розничных, насчитываются миллионы клиентов, и провести такую работу по каждому из них, не говоря уже об установлении их деловой репутации, будет, мягко говоря, нетривиальной задачей»,— отмечает вице-президент ВТБ 24 Игорь Венгеров.
«Наш приоритет — использование риск-ориентированного подхода, поэтому глубина проверки банков должна быть обусловлена потенциальным риском клиента»,— успокаивает Павел Ливадный. «Изучение источников происхождения средств — классический инструмент борьбы с отмыванием, рано или поздно он бы все равно начал применяться в России и распространился бы на всех клиентов»,— отмечает независимый эксперт по ПОД/ФТ Дмитрий Чистов.
Впрочем, особенность формулировки поправки может позволить определенному кругу банковских клиентов избежать неудобных вопросов. Совершенно ясно, почему говорится именно о праве, а не об обязанности банков проверять происхождение средств: амнистия капиталов затронет и высокопоставленных клиентов, отмечает один из специалистов в области ПОД/ФТ. Таким образом, власти вывели таких клиентов из-под риска дополнительных вопросов со стороны FATF при проведении проверки. У банков формально есть лишь возможность — но не обязанность — проверять клиентов. Информации об источнике благосостояния гражданина может не оказаться и у налоговиков. Согласно закону об амнистии капитала, лицо, заполняющее налоговую декларацию, вправе в произвольной форме раскрыть информацию об источниках денежных средств, зачисленных на банковские счета, указанные в декларации.
Ничего удивительного. Счета в банке и зарплатные банковские карты лишь способ следить за финансовыми возможностями граждан. Те, кто деньги в чемоданах и спортивных сумках носит, в банке не хранит. Не дураки же. Только за нал.
Оформлять не будут, в документах будут писать другую сумму. Первый раз что ли. Жесткость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения.
Если только между частными лицами, — организация не сможет положить деньги на р/с из-за несоответствия документов сумме.
Типа да. Ещё запретят оплачивать налом покупки свыше пару тысяч рублей, как, например, в штатах, с запретом иметь нал на руках, — совсем весело будет.