[Китайские идут!] Первое интервью основателя Alibaba Джека Ма российским СМИ: «Я не получал зарплату 12 лет»

отметили
54
человека
в архиве
[Китайские идут!] Первое интервью основателя Alibaba Джека Ма российским СМИ: «Я не получал зарплату 12 лет»
В первом интервью российской прессе основатель Alibaba рассказал РБК, почему инвестировать в Россию надо именно сейчас, зачем он уволил топ-менеджеров старше 45 лет и в чем разница между ошибкой и стратегическим выбором.

«Нам нужны зимние шапки, а вы их умеете делать отлично»

— В 2015 году AliExpress зарегистрировала юридическое лицо в России, заключила несколько партнерских соглашений, а вы в рамках ПМЭФ впервые приехали в нашу страну. Очевидно, что грядет активная экспансия в Россию. Почему именно сейчас, когда российская экономика в кризисе?

— Когда другие думают, что все идет хорошо, я всегда говорю: нужно немного подождать. А когда все паникуют, я считаю: нужно двигаться вперед. У любой экономики есть взлеты и падения. Когда рынок падает, это лучшее время, чтобы подготовиться. Не имеет значения, с какими проблемами нам придется столкнуться в текущей экономической ситуации, в будущем все сложится хорошо. Я никогда не строю план на год вперед — я думаю о ближайших 5—10 годах.

— Вы полагаете, что сейчас дешевле зайти на российский рынок?

— Инвестировать в Россию сейчас действительно дешевле. Когда все считали, что интернет совсем неразвит, я был уверен, что это как раз отличная возможность. Когда же все заговорили о том, что интернет работает отлично, я говорю — технологии еще нуждаются в доработке. В России люди так много говорят о проблемах. Я же считаю, что сейчас самое время подумать о будущем. И как предприниматель, я всегда смотрю в будущее с оптимизмом.

Невозможно прийти на какой-либо рынок сегодня и завоевать его уже завтра. Для построения хорошего бизнеса нужно время. Российская экономика не в лучшем состоянии сейчас — значит, самое время выходить на рынок. Через 5 лет экономика в России начнет восстанавливаться.

Экспансия именно сейчас — это не иррациональное решение. Мы изучали российский рынок несколько лет и поняли, что продукт понравился потребителям. Инфраструктура для электронной коммерции в России далеко не идеальна, как и в Китае. Онлайн-торговля и интернет еще только развиваются, потенциал огромен. К тому же мы поняли, что внутренне готовы к экспансии.

— Как думаете, почему у Aliexpress так хорошо идут дела в России? Схож ли менталитет покупателей из России и Китая?

— Конечно, сходства есть. Почему онлайн-торговля в Китае выросла так быстро? Потому что инфраструктура для торговли и финансовая система были не в лучшем состоянии, а с приходом интернета они все больше и больше совершенствуются. Два—три года назад логистика была настолько плоха, что если девушка из России заказывала онлайн вещь из Китая на AliExpress, ее доставляли за 60—70 дней. Сейчас доставка занимает 20—25 дней. А что если мы еще улучшим логистику? В этом мы видим возможность для нашего бизнеса в России.

ОТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ К ЦИФРОВЫМ: ЭПОХА НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ТОРГОВЛИ И КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Джек Юн Ма
Добавил suare suare [БАН] 22 Июня 2015
проблема (3)
Комментарии участников:
suare
+5
suare [БАН], 22 Июня 2015 , url
— Многие аналитики говорят, что AliExpress успешен в России только из-за низких цен.

— Я не знаю, какие цены в России. Вероятно, низкие: никто не стал бы покупать по высоким. Но я надеюсь, что и качество на высоте. Я думаю, что люди покупают на AliExpress, несмотря на долгое время доставки, из-за хорошего сервиса и качества продукции. Сейчас нам нужно усовершенствовать оплату и доставку, и дела пойдут еще лучше.

Вообще наша цель не продавать китайские товары в России. Я мечтаю о сервисе, через который малый бизнес из России будет продавать всему миру. В российской экономике все плохо, так почему бы не продавать в Китай? У нас 2,5 млн человек среднего класса. Я думаю, через 15 лет их будет 500 млн. И у них есть запрос на хорошие продукты.

— Неужели в Китае есть потребность в российских товарах? В каких конкретно?

— Мне тоже это интересно. Во-первых, китайских потребителей может заинтересовать еда из России. Во-вторых, может пользоваться спросом одежда. Мне говорят: одежда в Китае лучше и дешевле. Ок, но как насчет зимней одежды? Нам нужны зимние шапки, которые вы умеете делать отлично. Мы думаем, нужно привезти в Россию как можно больше туристов и посмотреть, что они покупают и в какие магазины ходят. С помощью этих данных можно будет понять, что купят китайцы онлайн.

— Какие у вас планы по объему продаж из России или по числу подключенных к вашей площадке местных бизнесов?

— В Китае на нашей платформе торгуют около 10 млн компаний. Если у нас будет хотя бы 1 млн продавцов из России — это уже хорошо.

— В рамках ПМЭФ у вас состоялась встреча с представителями «Почты России». Какие варианты сотрудничества вы рассматриваете?

— Я действительно встретился с гендиректором «Почты России» (Дмитрием Страшновым. — РБК). Я очень ценю проделанную ими за последние годы работу — сокращение времени доставки из Китая с 60 до 20 дней. Я спросил, можем ли мы работать вместе над дальнейшим развитием логистики. Думаю, в следующие несколько месяцев мы сможем продвинуться до семидневного срока и значительно улучшить существующие сервис и инфраструктуру. Мы также думаем об улучшении платежной системы. У нас есть AliPay — возможно, в будущем появится Russia Pay. Если мы начнем инвестировать — работать с «Почтой России» и финансовыми организациями — через 10 лет в России будет очень продвинутая онлайн-торговля и инфраструктура для нее.

— Вы заинтересованы в сотрудничестве с «Почтой России» как инвестор?

— Делать бизнес — не значит покупать компании. Если бы нашей целью было заработать деньги, возможно, мы бы работали именно по такой модели. Но бизнес — это как свадьба. «Ок, ты ничего, давай жениться» — так просто это не работает. Перед тем как выходить замуж, нужно сначала повстречаться какое-то время, узнать друг друга. Так что нам нужен хороший опыт «ухаживания».

Нужно много общаться с представителями банковского, логистического секторов в России. Нужно, чтобы как можно больше молодых людей в России поняли, что интернет и электронная торговля могут изменить их образ жизни. И над этим мы будем работать (объявления о сделках возможны в 2016 году, передавал ТАСС. — РБК).

— Несколько дней назад продажи в России начал еще один гигант онлайн-торговли из Китая — JD.com. Как вы собираетесь противостоять конкуренту в борьбе за российский рынок?

— Мы отличаемся по бизнес-модели: Alibaba не занимается электронной коммерцией в чистом виде. Мы помогаем другим покупать и подавать. Наша цель — чтобы каждая компания могла работать как JD.com, то есть продавать вещи онлайн. К тому же российскому рынку нужно больше участников, потому что потенциал онлайн-торговли в России огромен. Наконец, нужно быть финансово устойчивой компанией, чтобы успешно развиваться на новых рынках и вкладывать в их развитие. Иначе это будет выглядеть так: «Я хочу выйти в Бразилию, но где же взять кэш?»

«Говорят, что Alibaba повсюду, но у нас есть фокус»

— Alibaba настолько «финансово устойчива», что может не только выходить на новые рынки, но и инвестировать в другие компании. Например, одна из солидных инвестиций — в мессенджер Snapchat. Как вы выбираете, в какие проекты инвестировать? Вам важны финансовые показатели или личность основателей?

— Мы ищем не основателей, а команды. Мы считаем, что очень важно, чтобы команда верила в то, что она делает. Например, много лет назад на китайском рынке мы сами начали конкуренцию с eBay. Мы как команда, любили наш рынок и верили, что можем улучшить его в перспективе 10-20 лет. Более того, нам некуда было отступать — в отличие от eBay у нас был только китайский рынок. И мы победили.

Когда мы находим партнеров, в которых инвестируем, мы помогаем, но не мешаем им добиться успеха. Этим отличается наша модель глобализации от американской. Американцы хотят быть крупнейшими акционерами. Мы же ищем партнеров, вкладываем деньги и считаем, что они должны быть номер один в компании, а не мы.

— Недавно Alibaba запустила свой видеосервис наподобие Netflix. У вас уже есть собственная платежная система AliPay и логистическая Cainiao. Какие сферы вы еще хотите охватить и почему?

— Люди не понимают, куда мы движемся, потому что считают нас компанией. Мы себя считаем не компанией, а организацией, которая в будущем изменит мировую торговлю. Наша первоочередная задача — упростить работу небольших компаний. Мы строим платформу, которая даст им то, что, как мы рассчитываем, им нужно: финансовые инструменты, логистический сервис, сбор данных, возможности трансграничной торговли. Так мы себя видим в ближайшие 10 лет.

А в последующие 10 лет, к которым надо готовиться уже сейчас, мы сфокусируемся на двух H: health («здоровье») и happiness («счастье»). В первом случае подразумевается, что мы будем вкладывать деньги в здравоохранение. А в случае со счастьем речь идет о кино, театрах и других развлечениях и средствах коммуникации для молодых людей. Люди теряются, говорят, что Alibaba повсюду, но у нас есть фокус — на малом бизнесе и двух H.

— У Alibaba есть инвесторы из России, в частности, Алишер Усманов и Юрий Мильнер. Вы с ними встречались?

— Нет, мы не виделись. Но я собираюсь это сделать в рамках своего текущего визита в Россию (встреча в рамках ПМЭФ так и не состоялась. — РБК). Я с радостью встречусь с нашими местными друзьями. Но не потому, что мы хотим больше денег. Мы должны быть благодарны всем, кто поверил в нас.

— Сейчас только 2% выручки от онлайн-торговли Alibaba получает из-за рубежа. Вы заявляли, что хотите нарастить этот показатель до 40%. Какую долю в этом займет Россия?

— Да, только 2% идет из-за рубежа: это и плохо, и хорошо. В ближайшие пять лет мы будем первой компанией в мире, у которой совокупный объем продаж на площадках достигнет $1 трлн. И по меньшей мере 20% этой суммы будет приходить не из Китая.

В текущих 2% российский рынок уже находится в тройке лидирующих рынков по группе. При этом есть пока трудности с доставкой, а многие россияне мало знают об Alibaba и не представляют, что имеют возможность не только покупать, но продавать вещи онлайн. Мы еще молоды, можем подождать еще 5-10 лет. Пока только одна компания из России участвует в эксперименте по продаже вещей через Alibaba на глобальный рынок (к принадлежащей Alibaba онлайн-площадке Tmall Global присоединился первый российский продавец — сеть универсамов «АБК». — РБК).

— Вы сказали, что через 5 лет объем продаж через Alibaba достигнет $1 трлн. Как вы планируете достичь этого показателя?

— В Китае живут 1,3 млрд человек. В 2014 году наш объем продаж уже достиг уровня Walmart (по капитализации в ноябре 2014 года Alibaba уже превзошла Walmart: $251 млрд против $246 млрд — РБК). Вообще при наших темпах роста только в Китае через 5 лет у нас будут продажи как у четырех Walmart.

Смотрите, сейчас у нас примерно 800 млн пользователей в Китае, продажи составляют $0,5 трлн, потенциал — $2 трлн, причем без учета глобального рынка. А ведь спрос в развивающихся странах и в мире в целом огромен. Население США — более 300 млн человек, и если мы привлечем 100 млн клиентов там, это уже будет хорошо.

Так что с нынешними темпами роста (выручка Alibaba в последнем квартале 2014 года выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. — РБК) нам нужно даже меньше, чем пять лет, для достижения объема в $1 трлн в мире. Но поскольку нам необходимо еще очень много всего сделать, мы установили такую планку. Когда мы наберем базу из 2 млрд пользователей в Китае, Индии, Индонезии, России и других странах, мы будем очень привлекательны для малого бизнеса как площадка для торговли. Такая у нас сумасшедшая мечта, к которой мы стремимся.

«Деньги, которые у меня есть, мне не принадлежат»

— А какая у вас безумная мечта в личной жизни?

— В моей личной жизни? Если бы она у меня была!

Я бы хотел иметь больше свободного времени. Этот месяц был сумасшедшим: я был в Нью-Йорке, Чикаго, в городах Японии, Бразилии, России. Только один месяц и пять перемещений.

— То есть вы мечтаете меньше путешествовать?

— О да! Когда я был молод, я говорил своим сокурсникам, что однажды буду завтракать в Лондоне, обедать в Париже, а ужинать в Буэнос-Айресе. Я изучал английский и думал, что такая жизнь будет идеальна для меня. Теперь я знаю, как это ужасно. Пилот моего самолета — самый занятой в мире: мы путешествуем каждый день. Это происходит не потому, что нам нужно больше денег. У нас есть миссия. Я надеюсь, что смогу отойти от дел довольно рано. Недавно мы провели реформу: уволили всех топ-менеджеров, которые родились в 1960-х и оставили только тех, кто родился позже 1970-х. В нашей команде — 3 тыс. молодых людей, которые родились в 1990-х. В будущем я рассчитываю на них.

— Какое самое неудачное решение в бизнесе вы когда-либо приняли?

— У нас было множество мелких ошибок практически во всем — в финансах, найме сотрудников, отношениях с правительством, операционной деятельности. И мы продолжаем ошибаться. Какая наша самая крупная ошибка? Действительно серьезной, которая могла бы убить наш бизнес, не было: видите, мы пока живы.

Мы быстро учимся на своих промахах и меняемся. Каждая ошибка — это приобретение. Например, шесть лет назад мы решали, во что инвестировать в первую очередь — в облачные или мобильные технологии. Мы решили, что нужно начать с «облаков». Через два года начался мобильный бум, и нам пришлось догонять. Мы можем назвать то решение ошибкой, а можем — стратегическим выбором, который мы сделали в тот момент. Но мы спохватились и быстро изменили стратегию. Сейчас мы самая крупная в мире компания в сегменте мобильной онлайн-торговли (по данным iResearch, в конце декабря 2014 года доля Alibaba на рынке мобильной торговли достигла 86%. По отчету компании, количество активных месячных пользователей всех приложений группы составило 265 млн, что на 95% больше, чем годом ранее. — РБК).

— Вы упомянули промахи в отношениях с властью. Какие у вас были сложности с китайским правительством, и как вы их преодолевали?

— Хорошо, что 15 лет назад, когда мы начали вести бизнес, никто ничего не знал об интернете, в том числе и правительства Китая, России, США и т.д. Мы сразу поняли, что не нужно ждать, пока власть поймет, как все работает, а нужно разговаривать с правительством и объяснять, в чем польза интернета, и почему мы должны вместе работать над его развитием. Я общался с руководством разных стран. Мне говорят: «Джек, ты со всеми поговорил, наверное, у тебя отличные связи». Но я не веду бизнес с государствами. Я всегда повторяю: можно любить власть, но жениться не надо.

Я стараюсь сделать так, чтобы правительство понимало, как работает интернет, и готов помочь бесплатно решать государственные проблемы. Я объясняю, что мы создаем новые рабочие места. Конечно, когда ты вырастаешь до огромного размера, ты сталкиваешься с определенными проблемами, которые исходят со стороны властей. Но нужно относится к этому, как к части природы, как к тому, что иногда ты прикусываешь язык зубами. Российская власть, возможно, волнуется, что мы выходим на рынок. Нужно пообщаться с ними: выслушать, о чем беспокоятся они, и рассказать, что волнует нас. Коммуникация в отношениях с властью очень важна.

— Многие бизнесмены, разбогатев, начинают заниматься благотворительностью. Вы не исключение. Чего вы уже достигли в этом направлении?

— Когда мне было 30 лет, я сказал себе, что буду делать что-то полезное, когда разбогатею. Я учитель по образованию, но преподавал только 6 лет. И я сожалею, что больше этим не занимаюсь. Я решил, что до 50 лет я должен научиться делать деньги, а после 50 — тратить их разумно. ​Деньги, которые у меня есть, мне не принадлежат, эти деньги — моя ответственность. Когда у тебя $1 млн, ты богат и можешь потратить деньги. Когда у тебя $10 млн, ты начинаешь беспокоиться — о курсе доллара, о том, куда бы их выгодно вложить. Когда у тебя $1 млрд, это не твоя собственность: это средства, которые тебе доверили люди, чтобы ты смог ими воспользоваться лучше, чем они сами.

Поэтому у меня есть свой фонд, в который я изначально направил 2% акций Alibaba (о создании благотворительного фонда Джек Ма и сооснователь Alibaba Джо Цай объявили в апреле 2014 года, при запуске в него вложили $2,4 млрд.— РБК). На текущий момент я вложил в него около $4 млрд, но это только начало. Наш фонд фокусируется на поддержке окружающей среды, образования, здравоохранения. К тому же я хочу сделать вклад в развитие молодых талантливых людей, которые хотят заниматься благотворительностью. Для такой работы недостаточно одного желания — нужны навыки и способности. Человек может прийти со словами «Я люблю помогать людям», а потом растратить деньги впустую и развести беспорядок в делах. Людей нужно учить.

Я пока не умею хорошо тратить деньги — только учусь. Это моя вторая карьера, и она оказалась намного сложнее, чем делать деньги.

— Бизнесмены из России любят дорогие «игрушки»: личные самолеты, яхты и так далее. Какую дорогую вещь вы первым делом себе купили, когда разбогатели?

— Я еще не сделал эту первую покупку. Да, у меня есть самолет, но он мне нужен для работы. Я не интересуюсь покупкой всех эт​их вещей — машин, яхт… Из-за личного самолета у меня прибавилось работы: раньше я мог сказать, что у меня нет времени и возможности куда-то добраться. Теперь я все время путешествую, как вы поняли. А какую статусную вещь я купил? Даже не знаю.

— Может быть, iPhone?

— iPhone мне купила жена. Я с вами поделюсь одним секретом, о котором раньше не рассказывал: я не получал зарплату почти 12 лет. Поэтому я не знаю, как тратить деньги. Когда мне нужно что-то купить, я чаще всего даю кому-то деньги и прошу купить. А вообще смотрите, у меня даже нет часов и колец. Часы я не ношу уже около 30 лет: теперь просто не понимаю, зачем они нужны, ведь узнать время я могу на смартфоне.
suare
+5
suare [БАН], 22 Июня 2015 , url
Джек Ма

Ма Юнь (Джек Ма — это псевдоним) родился в 1964 году в небогатой семье музыкантов. Вырос в китайском городе-милионнике Ханчжоу в 180 км от Шанхая. Детство Ма выпало на время Культурной революции. В то время многие школы закрылись, и Ма пришлось учить английский язык самостоятельно. Западные туристы посещали Ханчжоу, и Ма бесплатно водил экскурсии для иностранцев в обмен на уроки английского. Один из туристов и придумал ему имя Джек.

Ма дважды провалился на экзаменах в педагогический института Ханчжоу, но в итоге поступил и получил диплом в 1988 году. Учителем Джек Ма проработал 6 лет, получая месячное жалование около $12-15. В 1995 году он впервые побывал в США в качестве переводчика торговой делегации. Один из друзей показал Ма, как работает интернет. Джек набрал в поисковой строке Yahoo! «пиво», но результатов из Китая не обнаружил и решил сделать китайскую интернет-компанию. Вернувшись в Китай, он сделал онлайн-справочник «Китайские желтые страницы», но бизнес не взлетел.

В 1998-1999 году будущий миллиардер руководил подразделением Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества Китая. В 1999 году он оставил чиновничество и убедил своих друзей создать Alibaba Group — торговую площадку для малого и среднего бизнеса. Дела шли в гору: в том же году Alibaba привлекла $5 млн от Goldman Sachs и $20 млн от SoftBank.

В свои 50 лет Джек Ма — один из богатейших людей Китая. В глобальном списке миллиардеров по версии Forbes ему отведена 33 строчка: журнал оценил состояние Ма в $24,5 млрд. Только на IPO Ма заработал $867 млн (всю Alibaba оценили в $167,8 млрд). В 2013 году Джек Ма покинул пост президента группы и назначил преемником Джонотана Лу, а сам остался председателем совета директоров. С весны 2014 года он также возглавляет благотворительный фонд.
Alibaba Group

Alibaba Group контролирует около 80% рынка электронной торговли в Китае. Холдинг объединяет несколько направлений бизнеса: Taobao, AliExpress, Tmall — это площадки для онлайн-торговли, AliPay — платежная система, China Smart Logistic Network — платформа для логистики, Alibaba Cloud Computing — облачный сервис.

Сервисы Alibaba успешно развиваются и вне Китая. В частности онлайн-магазин Aliexpress входит в топ-10 самых посещаемых в России сайтов: в мае 2015 года его месячная аудитория достигла 22,6 млн человек, по данным TNS.

На раннем этапе развития в Alibaba Group инвестировали Goldman Sachs ($5 млн), SoftBank ($20 млн). В 2005 году Yahoo!, вложив в Alibaba $1 млрд, получила 40% группы. В 2012 году Alibaba выкупил 20%-ный пакет обратно. Среди инвесторов Alibaba также фонд DST Global Юрия Мильнера и Алишера Усманова, фонды Glade Brook Capital Partners, Primavera Capital Group, CICC, Boyu Capital и другие: всего компания привлекла 7 раундов общим объемом в $4,8 млрд.

19 сентября 2014 года Alibaba провела IPO. Это было крупнейшее публичное размещение акций в истории Нью-Йоркской биржи: группу оценили в $167,8 млрд. Согласно финансовой отчетности, в последнем квартале 2014 года у Alibaba было 334 млн активных покупателей. Выручка холдинга за последний финансовый год (закончился 31 марта 2015 года) составила $76,2 млрд, что на 45% больше, чем годом ранее, а чистая прибыль — $24,3 млн (рост на 4%).

Согласно данным Crunchbase, Alibaba полностью купила восемь компаний (в том числе рекламную платформу AdChina и картографический сервис AutoNavi) и инвестировала в несколько десятков проектов (например, вложила $200 млн в мессенджер Snapchat).
Что делал Джек Ма на Петербургском экономическом форуме 2015

Джек Ма впервые приехал в Россию с официальным визитом в рамках экономического форума, который проходил 18-20 июня в Санкт-Петербурге. До этого Ма посещал Россию как турист — еще до создания Alibaba.

«Цель визита на ПМЭФ заключалась в том, чтобы обеспечить понимание нашего бизнеса и рассказать представителям государства и предпринимателям о тех возможностях, которые предлагает Alibaba. Поэтому мы встречались с различными представителями государственных организаций в рамках этого визита», — рассказал РБК представитель Alibaba.

19 июня на форуме Ма выступил с докладом о больших данных в бизнесе «От информационных технологий к технологиям данных: новая эра в коммерции и торговле» (From IT to DT: A new era for commerce and trade). Основатель Alibaba поучаствовал во встрече президента России Владимира Путина с бизнесменами из России и из-за рубежа. Конкретных решений на этом собрании, по информации «Ведомостей», не приняли: бизнес снова спрашивал президента о санкциях и других проблемах.

В рамках ПМЭФ Джек Ма встретился с гендиректором «Почты России» Дмитрием Страшновым. Также он пообщался с министром связи и массовых коммуникаций Николаем Никифоровым и министром экономического развития Алексеем Улюкаевым, рассказал РБК источник, знакомый с планами cторон. По сообщению «Вести.ру», Ма поговорил и с гендиректором «​Яндекса» Аркадием Воложем о возможном сотрудничестве компаний. По словам Воложа, Ма проявил заинтересованность в проводимых поисковиком исследованиях и сказал, что ищет партнеров в сферах логистики и электронных платежей.
Семен Панов
+3
Семен Панов [БАН], 22 Июня 2015 , url
Найти бы стенограмму выступления по ссылке в видео мычат, хмыкают, воду наливают в общем ужасно
suare
+3
suare [БАН], 22 Июня 2015 , url
Ключевые моменты

Интернет меняет мир. Люди используют Интернет буквально во всем. Не только читая новости, не только совершая покупки, но и для того, чтобы узнать друг друга, обменяться идеями и мнениями.

Я не хочу, чтобы люди работали на меня. Я хочу, чтобы люди работали ради мечты, общей для нас всех.

Информационные технологии — это попытка контролировать будущее, а технологии обработки данных служат для его создания. Информационные технологии делают людей похожими на машины, а технологии обработки данных позволяют машинам работать, как люди.

Будущее не зависит от навыков, от того, сколько у вас денег, власти и могущества. Будущее зависит от знаний, мудрости, творчества и изобретательности.

На планете живет миллиард молодых людей, которые составляют поколение нового тысячелетия. Они дышат Интернетом, едят и пьют Интернет; и именно они — наша надежда.

Наилучший способ сохранить успешный бизнес компании — поделиться этим успехом с другими. Поэтому в течение последующих 15 лет мы [alibaba.com] планируем помогать малым компаниям по всему миру вести бизнес в сети Интернет.

Вести бизнес — это как идти на поле брани. Те, кто выжили, те и победили. Узнавать о том, почему люди проиграли, важнее, чем узнавать, почему люди выиграли.
suare
+4
suare [БАН], 22 Июня 2015 , url
19 июня 2015, 20:25 Андрей Фролов 26 529 52
Главные заявления основателя Alibaba Group Джека Ма на Петербургском экономическом форуме


Основатель Alibaba Group Джек Ма 19 июня выступил с докладом о будущем электронной торговли в мире и ответил на несколько вопросов организаторов Петербургского международного экономического форума.

ЦП выбрал наиболее интересные высказывания Ма.


О прогрессе Alibaba за 15 лет

Думаю, что 15 лет назад вообще никто не слышал об Alibaba. И тогда где-то 18 моих сотрудников собрались и решили, что нужно менять мировую торговлю. И вот за 15 лет штат сотрудников вырос почти до 30 тысяч человек, а наш оборот составляет почти триллион долларов, и мы растем быстрыми темпами. 15 лет назад никто не знал про такие понятия, как Google, iPhone, Facebook, и уж точно никто не знал про Alibaba. А сейчас люди жить без этого не могут. Все чудо заключается в интернете, который меняет мир.

Об изменениях в будущем информационных систем

Ма считает, что в будущем системы будут развиваться в сторону обслуживания потребностей человека, а не предоставления ему большого количества информации.

Сейчас мир меняется от ИТ к ЦТ. ИТ — это информационные технологии, а ЦТ — это digital technology, цифровые технологии. ИТ нацелены на то, чтобы предоставлять информацию, а ЦТ формируют будущее и дают огромные возможности. ИТ превращают людей в машин, а ЦТ — превращают машины в людей и дают вам гигантские возможности.

О глобальных изменениях в торговле

Я считаю, что мировая торговля основана не на власти. Глобальная торговля — это право и свобода для любой компании и любого бизнеса расти, развиваться и получать соответствующие преимущества, вне зависимости от своего размера. И это принесет пользу для любой страны.

Я думаю, мы должны начать думать как-то иначе сейчас, когда существует интернет. ВТО — это хорошо, мировая торговля — это хорошо, но сейчас весь бизнес ждет новых переговоров в рамках ВТО, и бизнес следует этим решениям. Но я думаю, что мы должны разработать новую систему, которая удовлетворяет потребности будущего. Я не знаю, каким образом мы должны структурировать эту организацию, но я считаю, что современные правила торговли необходимо изменить.

В США принято, что в каждом городе есть магазины каких-то крупных сетей — Walmart, например. Россия — огромная страна, но инфраструктура для бизнеса в ней не очень хороша. Поэтому мне кажется, что сервисы Alibaba будут здесь выгодно смотреться.

О том, кто и как будет менять мир

Я думаю, что менять мир будет молодежь, которая живет в интернете, ест и пьет интернет, которые отважны и смелы в сети. Мы должны разрабатывать новые правила для этого поколения. Я думаю, что будущее прекрасно, а будущее торговли — за малым бизнесом. Дамы и господа, давайте поддерживать молодежь, поддерживать технологии, основанные в интернете и менять правила игры.

Считаю, что российский народ и молодежь не должны жаловаться, они должны думать о будущем, о том потенциале, который имеется, о том, какие возможности дает интернет. Если бы я был русским молодым человеком, я бы обязательно продавал что-нибудь в интернете.

Об основных причинах успеха Alibaba

Я не думаю, что успех Alibaba — это только моя заслуга. Я никогда не считал, что я умен, так не считали мои родители и уж тем более так не думали мои учителя. Раньше нам говорили, что мы маленькая компания, и мы ничего не добьемся, но как только мы вышли на IPO, нам сразу сказали: «О боже, как вы умны и сообразительны, вам очень повезло, и вы очень трудолюбивы». Но мы знаем других, кто умнее нас и более трудолюбив. Просто у нас была большая мечта и мы считали, что интернет изменит мир. И если его не изменим мы, то это сделает кто-то другой.

Мы очень молоды. Средний возраст в нашей компании — 23-30 лет, и мы делаем то, что не делал никто другой ранее. Мы работаем постоянно и ежедневно. Есть компании, которые живут только три года, но нам повезло. Мы не знаем, повезет ли нам.

О мечте

Хорошо, если у вас есть мечта, это лучше, чем отсутствие хоть какой-нибудь мечты. Когда люди взрослеют, они забывают про свои детские желания, но если вы храните мечту, то вы сохраняете молодость. Лично я мечтаю о том, чтобы Alibaba проработала более 100 лет, нам осталось чуть более 80 лет.

О покорении мира

Я бы посоветовал молодежи не стремиться покорить мир. Служите миру — если вы хотите покорить мир, то вы обязательно попадете в плохую историю. Если вы хотите изменить мир, меняйте себя и меняйте свое поведение. Думайте о своей мечте — не потому что ваш отец хотел чего-то достигнуть, а делайте то, во что вы верите. И такие люди объединяются.

Если вы действительно хотите чего-то достигнуть, имейте четкое представление о ваших целях. Будьте настойчивы — вы не добьетесь успеха завтра. Думайте о том, что вы можете достичь цели и через 10 лет, заглядывайте в будущее. Помните о своей мечте, работайте в команде и не бойтесь ошибок.

Об ошибках

Я сейчас видел много книг, посвященных Alibaba и мне лично. Не читал ни одну из них, мне страшно их читать. Очень сложно учиться на ошибках других — вы не узнаете, что эти люди чувствовали. Бизнес — это поле боя, кто не отступил в драке, тот и победитель. Поэтому лучше понять, как люди себя чувствовали, чем узнать, как они пришли к успеху.

Я выступал в Гарварде (в который пытался поступить 10 раз — прим. ред.) и поделился с учениками тремя составляющими моего успеха. Первое — я ничего не знал о технологиях. Второе — у меня не было денег. Третье — у меня не было никого плана. И из-за того, что я ничего не знал о технологиях, нам удалось сделать наши технологии достаточно простыми, чтобы кто угодно мог их использовать. Если системой может пользоваться Джек Ма, то 80% всех людей может её использовать. Из-за того, что у нас не было денег, мы научились максимально эффективно использовать любые деньги. Многие компании погибают не потому что у них не было денег, а потому что у них было слишком много денег. Что касается плана, то при развитии интернета у вас не может быть вообще никакого плана. Если вы говорите, что 15 лет назад у вас был план для нынешнего интернет-бизнеса, то вы лжете.

Изменения — это хорошо. Но не меняйте свое видение и не уходите от мечты. Если вы хотите поймать кролика, сидящего на дороге, то не пытайтесь изменить кролика. Меняйте свое поведение. В этом вся философия.

Я не хотел бы учить молодежь технологиям или менеджменту. Вместо этого я хотел бы поделиться нашими ошибками, объяснить, что мы чувствовали при этом. Для этого у нас есть Lakeside University, названный в честь моего гаража, где мы придумали Alibaba, платежную систему AliPay и множество других вещей. Не стоит терять то, откуда вы появились, свою «гаражную культуру».

О цели приезда в Петербург

Моя цель приезда в Петербург сейчас — это убедить российскую молодежь и российский малый бизнес. Используйте интернет, используйте технологии электронной коммерции. Продавайте вещи в Китай и другие страны. Не думайте о том, чтобы открыть маленькую кофейню в Петербурге — лучше продавайте свои продукты по всему миру. Это звучит безумно — но так же безумно звучали мои слова 15 лет назад, когда я убеждал своих друзей и инвесторов в том, что через интернет можно будет легко, дешево, официально и быстро продавать вещи.

Есть модель США, нацеленная на глобализацию. Мы же ищем партнеров, чтобы помогать им продавать их продукты и дать им шанс на успех. Для нас интернет — это WWW, Win, Win, Win. Для друзей, для партнеров и для себя. И в России мы ищем новых партнеров.

О проекте российского ритейлера АБК с Tmall

В Китае сейчас около 300 млн людей из среднего класса. Они хотят получать хорошие продукты и хороший сервис, но я не думаю, что сейчас Китай может обеспечить эти потребности. Поэтому я думаю, что Tmall поможет удовлетворить эту потребность, и мы ждем, что масса российских предпринимателей придет на нашу площадку.

О борьбе с подделками

Индустрия подделок существует очень давно, это международная проблема. Мы работаем день и ночь, у нас две тысячи человек целыми днями занимаются выявлением подделок. Более пяти тысяч помогают нам в качестве волонтеров отследить продавцов подделок. Это болезнь, и нам нужно время, чтобы её излечить. И мы видим уже определенный прогресс в этом — через интернет мы можем легко отследить продавца подделок и передать его правительству.

О женщинах и браке

Женщины, как правило, чаще заботятся об окружающих, чем о себе. Мужчины — наоборот. Одна из причин успеха Alibaba — 47% из нашего штата составляют женщины, среди старших руководителей их около 33%. Просто в интернете никого не волнует, мужчина ты или женщина. Значение имеет только то, насколько хорошо ты работаешь.

Многим компаниям не нравится, когда их работники женятся или выходят замуж. Как по мне, это прекрасно. Это не делает вас хуже, вы остаетесь профессионалом.

О ролевых моделях

Со временем я понял, что нельзя выбирать в качестве ролевой модели известных людей — они существуют только в кино. Нужно ориентироваться на тех, кто близок к тебе и с кем ты можешь пообщаться вживую. Если говорить о каких-то известных персонажах, то я ориентируюсь на Форреста Гампа.

Об основных целях Alibaba

Мы ориентируемся на принцип двух H — Health и Happiness. В мире сейчас очень много болезней, постоянные проблемы с окружающей средой, поэтому мы должны помогать людям с этим.

Что касается счастья, то мы хотим сделать молодых людей оптимистами. В будущем всегда все будет лучше, без разницы, сколько проблем есть сейчас. Через 10 лет в России будет намного больше успешных компаний, чем сейчас. И мы хотим объяснить людям, что в будущее стоит смотреть с оптимизмом, а жалобы не помогут решить проблемы. Если бы я плакал из-за проблем, я всегда бы был ослеплен.
Варягъ
+7
Варягъ, 22 Июня 2015 , url
Вполне здравые и логичные рассуждения. Нравятся мне такие люди.
suare
+8
suare [БАН], 22 Июня 2015 , url
Китайская философия и психология бизнеса. Несколько отличается от того, чему нас учили ещё лет двадцать назад.
shopos
+1
shopos, 22 Июня 2015 , url
не первое. уже пару лет назад смотрел
indiansummer
+1
indiansummer, 22 Июня 2015 , url
Прикольный дядька, креативный. Ещё успевает мутить в шоубизнесе. Но на али цены стали последнее время не особо и низкими — плюс качество товара всё-таки китайское(
alexf2000
+2
alexf2000, 23 Июня 2015 , url
Джек Ма это бывший китайский госчиновник, который сделал стартап ровно в той самой отрасли, в которой был чиновником. Поразительные бизнес навыки, прямо в точности как у наших губернаторских жён и детей. :)


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать