Россия активно осваивает китайский продовольственный рынок: поставки отдельных продуктов питания в КНР в начале этого года выросли в разы. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) за первый квартал 2015 г., самый убедительный рост показали подсолнечное масло, шоколад, пиво и мед.
В первом квартале нынешнего года по сравнению с таким же периодом прошлого экспорт подсолнечного масла в Китай в натуральном выражении вырос почти в 1 тыс. раз, шоколада — в 18 раз, меда — в 9 раз, пива — в 3 раза.
Для российского рынка поставки пока относительно небольшие: например, объем экспорта подсолнечного масла в КНР в первом квартале составил 4,6 тыс. т, а это только 0,4% от российского производства. Однако динамика роста по категориям впечатляет. Для иллюстрации: за весь 2014 г. Россия экспортировала шоколада на $4,1 млн, а только за первый квартал этого года — на $2,8 миллиона.
Выход на рынок КНР сложен для российских компаний, в частности, из-за разницы бизнес-культур РФ и Китая, отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) Георгий Петров, но «китайский рынок начинает приоткрываться для отечественных производителей».
Во время визита в Пекин весной 2014 г. российский президент Владимир Путин заявил о «развороте на Восток» и расширении торговли с Китаем, и эту тему активно поддержал российский бизнес. О своих планах экспорта в Китай публично говорили крупные российские производители продуктов питания «Мираторг», «Русагро», «Объединенные кондитеры», «Нарзан», «Мистраль».
Для этого у российского бизнеса есть все основания, сказал Петров: в Китае растет число среднего класса, и, как следствие, увеличивается спрос на более качественную и разнообразную еду — в том числе на подсолнечное масло, гречку, шоколад и бутилированную воду. «Но это товары для upper-middle класса, — отметил он. — Они актуальны, в первую очередь, для ресторанов и отелей, потому что среднестатистический китайский потребитель вряд ли будет пить воду из бутылки, например, хотя в стране есть проблемы с питьевой водой».
Раньше власти КНР позиционировали Китай как страну-производителя, но теперь растущий средний класс проявляет интерес к иностранной продукции и началась «эпоха потребления», добавил директор Китайского центра института МИРБИС Наталья Печерица. «Например, только в Гонконге в прошлом году потребление французского вина выросло в 25 раз — и это при том, что раньше китайские потребители вообще не знали этот напиток», — привела она некоторые данные. По ее наблюдениям, из российских продуктов у китайцев огромным спросом пользуется шоколад.
проблема (2)