Комментарии участников:
Сейчас в Южном военном округе в соединениях Железнодорожных войск после ремонта и перевооружения находятся четыре современных спецпоезда: «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». Данные составы были сформированы в начале 2000-х годов, когда на Северном Кавказе началась контртеррористическая операция из нескольких бронепоездов, построенных еще в середине прошлого века. До 1980-х годов поезда несли службу на Дальнем Востоке, где охраняли мосты и железнодорожные перегоны на советско-китайской границе.
За основу новых специальных поездов специалисты взяли старые броневагоны, в башнях которых установили современное вооружение — автоматический гранатомет и крупнокалиберный пулемет. Как уверяют военные, при необходимости вооружение можно менять на более мощное, от дальнобойной артиллерийской установки до реактивной системы залпового огня. Броня вагонов защищает находящихся там бойцов от попадания 30-миллиметровых снарядов и пуль из автоматов и пулеметов. В центр состава между локомотивом и броневагоном установили платформу с танком, способным из своего орудия вести круговой обстрел. Кроме того, в состав входит специальный вагон, где находится оборудование, способное при помощи сильнейшего радиоэлектронного сигнала блокировать взрыв дистанционной бомбы, заложенной на железнодорожном пути.
По мнению военного эксперта, полковника в отставке Виктора Литовкина, бронепоезда еще рано ставить на запасной путь.
— Конечно, во время современной войны с силами НАТО бронированный поезд никакой оборонительной или наступательной функции не несет. Однако во время локальных конфликтов, таких как были на Северном Кавказе, бронированные поезда незаменимы, —утверждает Литовкин.
По словам эксперта, бронепоезд идеально подходит для уничтожения террористических и бандитских групп, которые действуют в районах железнодорожных путей, эвакуации раненых и проведения операций по разминированию. Кроме того, отмечает Литовкин, в вагонах специального поезда можно разместить и современные наступательные вооружения — дальнобойную гаубицу «Мста» или реактивную систему залпового огня «Торнадо».
Однако директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов уверен, что существование в современной армии военной техники времен Первой мировой войны является архаичным.
— Сейчас, в XXI веке, бронепоезд — это пережиток прошлого, который в современной войне бесполезен, — считает он.