![[08.08.08] Август 2008: пробуждение сверхдержавы]()
Ответ Москвы на грузинскую агрессию семь лет назад положил начало восстановлению справедливого мироустройства.
Вызванные войной в Южной Осетии 2008 года действия России стали прецедентом к пересмотру границ государств, образованных в результате развала Советского Союза. Бывшие административные линии разделения республик не учитывали их культурного и этнического разнообразия, в результате чего в новых государствах вспыхнули различные конфликты. Но какова сегодня возможность установления прочного мира в постсоветских государствах?
8 августа 2008 года, в день начала Пекинской Олимпиады, грузинские войска атаковали российских миротворцев и развернули наступление на Цхинвал. Ополчение Южной Осетии пыталось оказать сопротивление, но не могло справиться с заведомо превосходящей силой противника. В спешном порядке около 30 тысяч мирных жителей были вынуждены покинуть свои дома и бежать от артобстрелов и авиационных ударов. Для защиты своих миротворцев и граждан (более 90% жителей Южной Осетии имели паспорта РФ) Россия была вынуждена ввести на территорию республики свои войска. Уже 13 августа грузинское руководство во главе с Саакашвили приняли план мирного урегулирования, согласованный президентами России и Франции (план Медведева — Саркози).
В мире все знали, что Тбилиси готовится к войне. Президент Саакашвили неоднократно говорил о скором возвращении утраченных территорий, военный бюджет с 2003-го по 2007-й вырос в 30 раз. Грузинских военных тренировали инструкторы НАТО, армия получала западное вооружение. Но эти действия международное сообщество старалось не замечать.
Настоящее возмущение на Западе вызвала реакция России на грузинскую провокацию, особенно решение от 26 августа 2008 года о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. В самих молодых республиках известие из Москвы было встречено массовым народным ликованием. Позже созданная Евросоюзом международная комиссия признала, что войну начала именно Грузия.
После 2008 года Россия показала, что готова отстаивать свои интересы и защищать прописанное в международном праве право народов на самоопределение.
проблема (4)