Комментарии участников:
Продолжение
— Самый укрепленный тыловой район (деревня Кардаха провинции Латакия — родовое гнездо семейства Асад), оттуда идет мобилизационный ресурс и т. д. Понятно, что боевики «Исламского государства», «Джебхат ан-Нусра» и других группировок будут стараться нанести удар именно на этом направлении.
Глава МИД Сергей Лавров подтвердил присутствие в Сирии военных инструкторов из России и поставки туда оружия. А раз мы оказываем помощь правительству Асада, то нужна стратегия, необходимо ответить на вопрос: что сирийцы при поддержке иранцев и наших советников должны предпринять, чтобы отбить желание исламистов атаковать Тартус и Латакию?
Нужно все-таки убедить руководство Башара Асада сделать сцепку с сирийскими курдами, создать объединенное командование. И оставляя войска для защиты Дамаска, Хомса, Латакии и других районов, нанести удар по городу Эр-Ракка, который боевики группировки «Исламское государство» провозгласили своей столицей. Кстати, курды уже доходили до нее на расстояние в 70 км.
Это вынудит ИГ перейти к обороне. А если Эр-Ракку взять, то это не только вызовет у исламистов панику, но и сильно поднимет авторитет сирийских и российских военных. Не стоит забывать, что правительство Ирака в Багдаде через два месяца назначило наступление на второй по величине город Ирака — Мосул, который сейчас контролирует ИГ. При поддержке американских инструкторов, которых, по последним данным, там сейчас 3100 человек. Но Мосул быстро под контроль не взять (если им вообще это удастся сделать). И вот если их опередить и захватить Эр-Ракку — то это будет просто «бомба» в мировых новостях.
Теперь что касается сирийского филиала «Аль-Каиды» — группировки «Джебхат ан-Нусра». У ее боевиков зона ответственности — под Дамаском и в северной столице Сирии — Алеппо. Но и там правительственным войскам можно действовать совместно с курдами. Ситуация там такова, что сирийская армия контролирует наиболее оживленные районы — 30−35% от территории города, а две трети занимает разношерстный сброд — так называемая сирийская оппозиция. Таким образом, собрав силы в единый кулак, можно отбить у исламистов экономическую столицу Сирии, а также столицу ИГ — Эр-Ракку.
«СП»: — Что необходимо для того, чтобы курды начали воевать с сирийцами против исламистов единым фронтом?
— В первую очередь, предоставить им автономию.
«СП»: — Среди экспертов есть мнение, что Асад негласно уже сделал такой шаг…
— Это не так. Несколько лет назад, понимая, что ему будет трудно удержать сирийско-турецкую границу, Асад вывел оттуда свои войска. Он договорился с курдами, что они будут воевать против Тайипа Эрдогана, а также тех, кто будет приходить с турецкой территории. Но как они воюют? То проводят операции против сирийских правительственных войск, то против оппозиционной т.н. Сирийской свободной армии. Но вот если, во-первых, начать поставлять курдам оружие, хотя бы то, что мы поставляем для армии Асада — стрелковое, минометы и гранатометы, то они смогут мобилизовать народ и довести свой контингент до 100 тысяч человек (сейчас воюет около 50 тыс.). А во-вторых, Асаду нужно официально заявить о перспективе предоставления курдам широкой автономии. Вот тогда можно преподнести исламистам и Западу много сюрпризов.
«СП»: — Было много сообщений о том, что американцы вместе с турками создают буферную зону для так называемой оппозиции, чтобы иметь козырь на международных переговорах (читайте об этом в материале «СП» «Британский спецназ против Асада»)…
— Да, создают — длиной в 98 километров и шириной в 45 километров, но пока это дело у них заглохло. А схема была такая: турецкие спецподразделения при поддержке артиллерии и авиации помогают специально созданным двум подразделениям имени султанов Мехмеда и Мурада, состоящих из этнических туркоманов (проживающих на севере Сирии туркмен). Задача — рассечь структуры сирийских курдов, разорвать связь между двумя кантонами Африн и Кобани. Но пока это туркам не удается из-за деятельности Рабочей партии Курдистана (РПК), с которой они ничего поделать не могут. И дело даже не в том, что турецкая армия при Тайипе Эрдогане сократилась почти в два раза, а в том, что из-за репрессий часть офицеров и генералов была изгнана из ВС, часть — посажена в тюрьму.
«СП»: — Город Идлиб на северо-западе Сирии брали боевики «Джебхат ан-Нусра» и других группировок. Они вошли на территорию страны через турецкую границу, где располагается один из четырех лагерей подготовки исламистов на Ближнем Востоке…
— Да, причем турки снабдили их не только ПТРК, с помощью которых они разрушали укрепрайоны, но и артиллерией. Сейчас на Западе появился новый тренд — утверждать, что «Аль-Каида» не так страшна, как «Исламское государство», поэтому ее можно использовать в борьбе с «халифатом». Автор — бывший командующий силами США в Ираке и Афганистане, отставной генерал армии и бывший директор ЦРУ Дэвид Петреус. Он, как сообщали авторитетные западные СМИ, закулисно призывает чиновников США рассмотреть возможность использования боевиков сирийской «Аль-Каиды» в войне с ИГ.
Кстати, в конце мая 2015-го лидер «Джебхат ан-Нусра» Абу Мохаммед аль-Джулани после двухлетнего молчания дал интервью каналу Al-Jazeera. И вот он как раз говорил в этом ключе — мол, мы вот такие распрекрасные и т. д.
«СП»: — Но ведь именно из-за терактов «Аль-Каиды» 11 сентября 2001 года США объявили войну мировому экстремизму и заварили всю эту кашу на Ближнем Востоке…
— Вот именно. Но американцы сейчас прорабатывают различные сценарии, потому что свергнуть Башара Асада для них — дело престижа. Если они этого не сделают, то представляете, сколько сил, денег они угробили впустую?
Для нас же дело престижа — сохранить Башара Асада у власти.
Я напомню, что мы уже воевали в ливанской войне в 1982—1983 годах на стороне Сирии против Израиля, поддерживаемого США. Тогда сирийцы тоже поначалу терпели неудачи, но после того, как мы перебросили свои силы — баланс сил был найден. И тогда мы свою задачу выполнили. Сейчас ситуация сложнее в том плане, что война идет непосредственно на территории Сирии, однако теперь у России другие отношения с Ираном. Если в 80-х они у нас с Тегераном были натянутые и ни о какой координации действий речи быть не могло, то в настоящий момент, как известно, ситуация иная.
По большому счету, сейчас в Сирии началась большая война — Иран дополнительно перебрасывает подразделения спецназа, «Хезболлы», в боях участвуют представители разных стран.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин полагает, что России необходимо уже всерьез поддерживать Сирию. Иначе, по мнению эксперта, через несколько лет мы получим проблемы с терроризмом непосредственно на своей территории, которые будут посерьезнее нынешних санкций Запада.
Второй вариант — США предупредят Россию, что оппозиция (как ни странно, сирийское отделение террористической группировки «Аль-Каида» * * «Джебхат ан-Нусра» ***) могут атаковать ее базу.Маски сброшены, к барьеру. По крайней мере всё к этому идёт.