Петербург под парусом. Три столетия яхтенной истории

отметили
5
человек
в архиве
Петербург под парусом. Три столетия яхтенной истории
Петербург под парусом. Три столетия яхтенной истории
Невозможно доподлинно установить, когда и кем был изобретен парус. Но совершенно очевидно, что парус – целая эпоха в истории человечества, изобретение столь же гениальное, как и изобретение колеса. И если колесо позволило человеку разумному преодолеть земные пространства, то парус – оторваться от берега и познать весь мир. Только в России в первой половине позапрошлого века было снаряжено свыше сорока экспедиций, совершивших под парусами кругосветные плавания и сопровождавшиеся крупными научными открытиями. Имена наших великих соотечественников – русских мореплавателей и ученых можно найти на многих точках географической карты планеты. В сложных условиях плавания под парусами сложилась романтика мужественных людей, не знающих страха в океане.
Но и утратив свое главенствующее положение на море, парусник, тем не менее, сохранился и по сей день для обучения будущих моряков – спортсменов и атлетов. Парусный спорт, сочетающий в себе прикладные и спортивные элементы, стал превосходным средством воспитания гармоничного развитого человека. Средством, на которое современное общество, его активная часть, вновь обратило свои пристальные взоры.
Парусная Мекка
Как и несколько веков назад парусную Мекку России традиционно связывают с Петербургом. Особенно с центральной его частью – Петроградской стороной и островами. Именно здесь при Петре Великом в 1718 году завершилось формирование прообраза современных яхт-клубов Невского флота, когда различным лицам и государственным учреждениям были розданы гребные лодки-верейки, парусные яхты и буера с одним лишь условием – содержать их в порядке.
Порядок на протяжении двух с половиной столетий менялся. Так, составленный лично Петром Первым Устав строго регламентировал деятельность Невского флота, определял обязанности владельцев судов и содержал наставления по использованию, ремонту и хранению судов и их парусного снаряжения. Надеюсь, читатель понял, что речь идет об имени собственном – первом названии группы людей, ставшим костяком будущего яхт-клуба, а вовсе не Флота российского, тоже, как известно, начинавшегося в Неве.
Невский флот не был яхт-клубом в современном понимании. Да и понятия такого тогда не существовало. Но по своей форме (наличие специально построенных, свой флаг и Устав, особая одежда для экипажей судов) и задачам (организация и подготовка людей для службы на море в сочетании с отдыхом и развлечениями на воде) Невский флот был прямым предшественником русских яхт-клубов. Журнал «Морской сборник» аж в 1849 году отмечал, что Невский флот «будет постарее всех европейских яхт-клубов».
Первый официальный
Первым же официальным русским яхт-клубом стал основанный в 1846 году Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб для дворян и впитавший традиции своего предшественника -Невского флота.
Мысль о создании яхт-клуба была с интересом встречена и поддержана группой флотских офицеров. 8 июля 1847 года Императорский яхт-клуб провел первую в истории русского парусного спорта гонку. Проходила она по ромбовидной дистанции в Финском заливе у Толбухина маяка по английским правилам тех лет. Участвовало в первой гонке всего семь яхт: три шхуны и четыре тендера. Через два года последовала гонка по треугольной дистанции, а в 1852 году произошла первая в России международная встреча русских и английских яхтсменов (законодателей парусной моды), победу в которой одержали, увы, англичане.
Впрочем, через первый десяток лет активной деятельности Императорский яхт-клуб постепенно превратился в фешенебельное собрание высшей аристократии, не имевшей к спорту никакого отношения. А к этому времени яхтенным спортом стали увлекаться широкие массы — столичные состоятельные чиновники и интеллигенция, торговый люд, которым до того был закрыт доступ в Императорский яхт-клуб.
Весной 1858 года петербуржец Ц. А. Кавос приобрел в Англии 17-футовую парусную лодку «Забава» и со своими приятелями В. Познанским и Н. Вилькинсом регулярно совершал плавания по Неве. На берегу Средней Невки яхтсмены арендовали дачу и место для стоянки судна. Позже здесь был организован кружок «Моряк на все руки». Этот кружок привлек внимание тогдашнего общества, и уже в 1959 году на его базе была создана спортивная организация любителей парусного спорта под названием «Клуб Невских ботиков». Вскоре был утвержден Устав клуба, который предусматривал членство независимо от сословий, а также флаг клуба. Командором был избран Василий Юрьевич Познанский.
Санкт-Петербургский Речной
14 марта 1860 года Устав был утвержден канцелярией Морского министерства, и клуб получил официальное название «Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб». А уже 21 мая 1860 года до сих пор известный в народе как «речной» или «центральный» яхт-клуб открыл свой первый сезон.
Через пять лет Клуб насчитывал около двухсот членов и имел спортивный флот – более 80 гребных и парусных судов. Помимо организации и проведения гонок Речной яхт-клуб заботился о развитии спортивного судостроения: созданная в 1864 году шлюпочная мастерская яхт-клуба строила самые разнообразные суда – от гребных ботиков до многотонных яхт. Спустя десятилетие при яхт-клубе были созданы первые в Петербурге, а значит, и в России Мореходные классы, которые готовили специалистов для судов торгового флота, а также корабельных и шлюпочных мастеров. Выпускники получали дипломы штурманов каботажного и дальнего плавания. И, что немаловажно, обучение в Мореходных классах было бесплатным. В 1875 году мастерские яхт-клуба построили первый в России буер «Метель», положив начало развитию буерного спорта в стране.
Примерно в это же время в Клубе появляется и свое периодическое печатное издание «Памятный листок Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба». Издание сразу стало очень популярным и через год было преобразовано в еженедельный журнал «Яхта». В это же время в клубе создается уникальная библиотека, где были собраны книги как по парусному спорту, так и по теории и практике судовождения.
За первые 50 лет своей деятельности привлек 2 700 человек, приобрел 533 яхты и организовал более 500 гонок. Он послужил образцом для всех подобных ему яхт-клубов по всей России.
Накануне олимпийского 1912 года яхт-клуб ввел в свой Устав Положение «О волонтерах», допустив в клуб «безденежную молодежь» для комплектования экипажей-любителей. Русские яхтсмены успешно участвовали почти во всех международных соревнованиях 1911-1912 годов.
Советский период
Октябрьская революция и Первая мировая война резко ограничила деятельность яхт-клуба — яхты были угнаны за границу, а оставшиеся требовали ремонта. Речной яхт-клуб, находившийся тогда на Крестовском острове Средняя Невка,92, был передан в ведение Наркомпроса. И только спустя несколько лет новая власть наметила мероприятия по демократизации водного спорта и подготовки кадров для флота, то есть вернулась к тому самому первому Уставу клуба, написанному в 1860-х.
На базе Речного яхт-клуба был организован первый морской отряд Всеобуча для обучения молодежи военно-морскому делу и парусному спорту. Команды яхт были военизированы, получали армейский паек и обмундирование, но спортивная работа, увы, не велась. В 1924 году отряды Всеобуча расформированы и клуб передан профсоюзной организации.
И только в 1934 году, спустя 10 лет, в связи со строительством ЦПКО им. Кирова Речному яхт-клубу отводится новый участок на Петровском острове к западу от реки Керосиновки.
Клуб стал называться яхт-клубом Облпрофсовета, были выделены средства на оборудование учебных классов и на зимнюю стоянку 35-36 г.г. все суда были переведены на Петровский остров. Был произведен намыв берега и сделаны причалы и набережные. На базе мастерских яхт-клуба организована верфь по строительству яхт, снабжавшая яхтами и буерами всю страну.
Клуб стал называться Центральным яхт-клубом профсоюзов и играл огромную роль в развитии других яхт-клубов страны.
Но самая главная заслуга Речного яхт-клуба в том, что он открыл двери к парусному спорту и миру яхт широким слоям россиян. Благодаря деятельности этого клуба на протяжении двух столетий яхтенный спорт, потерял наносной чуждый ему аристократический налет, перестал быть занятием для кучки избранных, открыл свое истинное лицо.
Настало время возрождать традиции!
История Санкт-Петербургского яхт-клуба не заканчивается сегодняшним днем.
Надеемся, что в будущем клуб будет развиваться, парусный флот — расти, а новое поколение молодых яхтсменов, участвуя в регатах, будет приносить славу своему клубу.
Так, в октябре 2015 года партия «Единая Россия» представила на санкт-петербургском VII Международном форуме «Водный туризм» свой проект — «Санкт-Петербург – морская столица России».
Открытая дискуссия, в которой приняли участие порядка 300 участников из 40 регионов России и 10 иностранных государств, способствовала совершенствованию существующей нормативно-правовой базы в сфере развития водного (круизного и яхтенного) туризма в России. Обсуждались вопросы инвестиционной привлекательности объектов круизной и яхтенной инфраструктуры Северной столицы, а также перспективам развития яхтинга. Главным итогом работы Форума стала резолюция с предложениями и рекомендациями в адрес представителей органов государственной власти для совершенствования законодательства и государственного регулирования в сфере водного туризма.
Добавил ellikka ellikka 14 Января 2016
проблема (5)
Комментарии участников:
oleg_ws
0
oleg_ws, 14 Января 2016 , url
Начало хорошее. История. Любопытно…
А потом скатились на нечто казенное. Итого — [н]
crambol
0
crambol, 14 Января 2016 , url
Снял штаны и как парус поставил,
Сам остался в одних лишь часах.
Но внезапно сменилась погода,
Ветер дунул с другой стороны
И унес он штаны мои в воду
Эх, мировые в полоску штаны!


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать