В Совете Федерации предлагают ликвидировать ФОМС

отметили
48
человек
в архиве
В Совете Федерации предлагают ликвидировать ФОМС
В Совете Федерации готовят предложение о ликвидации Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и возврате к прямому бюджетному финансированию медпомощи. Ряд сенаторов убеждены, что в условиях кризиса это является необходимым условием для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.

В последнее время, отмечают эксперты, наблюдается резкий рост числа жалоб на то, что людям либо отказывают в бесплатной медицинской помощи, либо заставляют ждать по несколько месяцев.

В среду состоялось заседание комиссии по мониторингу экономической ситуации Совета Федерации, на котором были рассмотрены структура доклада об экономической ситуации в стране и предложения по модернизации экономики и выходу из кризиса.

В этом документе, который предполагается рассмотреть примерно через месяц на пленарном заседании верхней палаты, есть экономическая и социальная части.

В последней, где идет речь об обеспечении социальной защищенности в условиях кризиса, говорится о необходимости отказаться от нынешней системы финансирования медицинской помощи.

Председатель комиссии Сергей Калашников заявил «Известиям», что необходимо принять закон «О финансировании медицинской помощи в Российской Федерации», который упразднит ФОМС, возложит эти затраты на бюджет и предусмотрит перевод финансирования на федеральный и региональный уровни.

— Правительство пока не идет на то, чтобы коренным образом поменять систему. Оно боится любых изменений, надеясь, что всё само рассосется. Критичность ситуации заставит принять это решение. Другое дело, что жить в это время прекрасное многим не придется, — говорит сенатор. — Страховые организации по логике вещей должны заниматься превентивной медициной, ведь легче предупредить болезнь, чем потом лечить. А у нас система профилактики полностью потеряна, хотя была главной особенностью семашковской модели медицины, перенятой половиной мира.

Сейчас в регионах одновременно действуют две программы медпомощи: общефедеральная программа-минимум, который обеспечивает ФОМС. И кроме того, каждый регион принимает в дополнение свою программу. При этом хуже всего тем регионам, которые решили, что не могут снижать уровень медицинских гарантий, и взяли те же социальные обязательства, которые были в 2014–2015 годах. А экономическая ситуация резко ухудшилась. На регионы возложена обязанность платить за неработающее население — пенсионеров, безработных и т.д. Эти граждане не платят в фонд, за них платит субъект, у которого зачастую нет денег.

— Регионы в большинстве своем банкроты. В 2005 году, когда федеральная власть передала ряд полномочий, то есть своих социальных обязательств в регионы, их было 46. А на сегодняшний день их 105. И многие из них недофинансированы, — приводит данные Сергей Калашников.

Получается замкнутый круг: чем больше в регионе пенсионеров, безработных, людей, занятых в теневой экономике, тем больше региональный бюджет должен выделять денег. И вместе с тем по этой же причине — относительно небольшая доля работающих и платящих налоги граждан, то есть регион имеет меньше возможностей платить.

— У нас фиктивная система ОМС, — заявляет Калашников. — Ее нельзя назвать страховой, о чем сказал президент еще в 2012 году. Она была полезна в 1993 году, когда гарантировала целевые поступления в бюджет: тогда не было бюджета на медицину, а это были деньги чисто на здравоохранение, их никто не мог изъять. И тогда, в первой половине 1990-х, она спасла ситуацию. Но сейчас воспроизводить эту имитационную страховую модель нельзя, тем более в нашей стране. Согласно 41 ст. Конституции, в России бесплатная медицинская помощь. Это значит, что здравоохранение нужно брать на госбюджет — и никаких вариантов! А мы придумали еще посредников, которые вообще непонятно за что отсасывают часть денег.

Профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Любовь Храпылина сообщила «Известиям», что, по данным недавно проведенного мониторинга, 98% россиян недовольны системой оказания медпомощи. И главное, на что жалуются, — учреждения часто не оказывают качественную и своевременную помощь, говоря, что «нет денег». Нередко это является предлогом, чтобы отправить пациента в регистратуру платных услуг. И это странно — люди заплатили налоги в бюджет, в котором есть статья о здравоохранении, заплатили в фонд ОМС, а в поликлинике им могут предложить заплатить еще раз.

— Платные услуги стали нормой жизни, — сказала Храпылина. — Они в прямом смысле заполонили всё, что связано с медицинской помощью. Но мы уже заплатили! А почему-то в больничных и поликлинических учреждениях считают, что это ничто.

Президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский заявил «Известиям», что одна из проблем как нынешней бюджетно-страховой системы, так и просто страховой системы — непонятные критерии оценки оказания медицинской помощи, которую оплачивают страховые компании: если платить за лечение, учреждения будут бесконечно лечить, если платить за результат, больницы будут записывать здоровых людей больными, а потом объявлять здоровыми.

— Единственный оптимальный способ финансирования — система здравоохранения на содержании, — считает Саверский. — Так же как содержится армия. Если мы задумаемся, то это абсолютно правильно. Охрана здоровья — такая же функция, как охрана границ, безопасность, правопорядок. Не должно быть никаких товарно-денежных отношений в системе! Как армия у нас содержится? Люди получают зарплату, работают. То же самое здесь: врач в определенные часы находится на работе, и он за это должен получать нормальную зарплату. За счет бюджета. Система здравоохранения — это та же армия, которая борется с болезнями каждый день, это армия в действии, а не которая ждет войны. Финансирование такой системы — расчетная экономика, которую надо просто правильно спланировать.

Он отметил, что советская первичная помощь в 1970-х годах была признана лучшей в мире, а вообще в 1978 году СССР по признанию ВОЗ был на 22-м месте — для сравнения, США сейчас на 37-м.

— Потому что есть сферы государства, которые должны регулироваться не рынком, а планированием. Посчитали распределение больных — создали систему оказания медицинской помощи, и остается ее только поддерживать, внедрять новые технологии. Это и есть настоящий менеджмент. Мне возражают: дорого. А я отвечаю — а давайте проплатим дорогостоящие лекарства. В Кировской области так и сделали, и результат показал, что если они это делают, то у них нагрузка на стационарное и скоропомощное звено сокращаются на 20–25%. Уповать на рынок очень глупо — заплатите последние деньги, лишь бы жить, — заключил эксперт.
Добавил Никандрович Никандрович 19 Мая 2016
Комментарии участников:
Tiseon
+2
Tiseon, 19 Мая 2016 , url
«Золотые слова, Юрий Венедиктович, золотые слова!..»
fStrange
-4
fStrange, 19 Мая 2016 , url
Как и всегда у ЕР всего лишь слова. К выборам. После успешно забудут.
Да и где он будет финансирование брать на свою инициативу?
Я напомню бюджет на здравоохранение в этом году и в прошлом урезали в связи с кризисом.

Так что это абсолютно пустые слова.
инагент
+1
инагент, 19 Мая 2016 , url
«Бездумная оптимизация, которая проводится в настоящее время в значительном количестве субъектов, приводит к очень нежелательным последствиям», — сказала Голикова и сослалась на «удручающую статистику», которую Счетная палата получила от регионов по итогам 2015 года. По словам Голиковой, из 130 тыс. сельских населенных пунктов на территории России только 45 тыс. имеют те или иные формы оказания медпомощи, остальные, то есть большинство, их просто не имеют. «И есть вопиющие факты, когда смертность в результате такой недоступности медпомощи существенно превышает те показатели, которые в среднем сложились в России», — добавила глава Счетной палаты.
инагент
+1
инагент, 19 Мая 2016 , url
источник: pp.vk.me


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать