Россия занимает третье место в мире по устойчивости национального сегмента интернета к возможным сбоям — более надежными оказались лишь сети Великобритании и США. Одним из главных достоинств рунета является его разветвленная инфраструктура: в стране более тысячи операторов связи, десятки которых подключены к зарубежным сетям. Но обсуждаемые сейчас предложения передать под контроль государства трансграничный трафик могут привести к негативным последствиям для отечественного сегмента интернета.
источник: cdn11.img22.ria.ru
Рунет занимает третье место по уровню устойчивости среди национальных сегментов интернета по всему миру, следует из исследования компании Qrator Labs, специализирующейся на противодействии DDoS-атакам. Компания составила карту сетевых префиксов операторов связи и распределила их по национальным сегментам интернета. «Затем для каждого оператора был сделан расчет степени влияния отказа его работы на конкретный национальный сегмент»,— поясняют в Qrator Labs. Оператором, от которого больше всего зависит работа рунета, оказался «Ростелеком», сбой в его работе привел бы к глобальной недоступности не более 5,5% сетей российского сегмента интернета. Лидером по устойчивости местного сегмента сети оказалась Великобритания — в случае проблем со связью у Virgin Media лишь 3,4% местных сетей потеряли бы связь с миром. На втором месте США — проблемы у оператора TATA привели бы к недоступности 5% местных сетей.
«Чем выше зрелость рынка и степень его диверсифицированности, в частности, чем больше операторов среднего размера имеет доступ к трансграничному переходу, тем стабильнее работа всего национального сегмента»,— говорит гендиректор Qrator Labs Александр Лямин. Он отмечает, что полный отказ работы оператора — нечастое явление, но такие случаи бывают.
«В России три года назад один из пятерки крупнейших операторов полностью ушел в downtime на 17 минут из-за DDoS-атаки на оборудование, повезло, что это было ночью»,— говорит господин Лямин.
Активных операторов ШПД в России более тысячи, оценивает гендиректор компании «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. «Если речь идет о собственных физических каналах, то трансграничные переходы имеют единицы, в основном это крупнейшие игроки федерального масштаба. В то же время в последние несколько лет операторы арендуют каналы у существующих игроков до крупнейших телехаузов Европы. Это могут себе позволить уже и операторы среднего размера»,— уточняет он. «Ростелеком» — далеко не монополист, по длине магистральных линий «большая тройка» операторов и «Транстелеком» совокупно практически равны сетям «Ростелекома», подтверждает консультант «ПИР-Центра» Олег Демидов. Гендиректор Технического центра интернет Алексей Платонов утверждает, что доступ к трансграничным переходам имеют от 20 до 30 российских операторов, «поэтому наш рынок вполне можно считать защищенным».
Именно большое количество трансграничных переходов беспокоит государство. Как сообщал «Ъ» в апреле 2014 года, рабочая группа при администрации президента обсуждала комплекс мер по усилению контроля за рунетом, среди которых был запрет на присоединение региональных и местных сетей передачи данных к зарубежным. А пропуск всего трансграничного трафика предлагалось осуществлять только через сети общероссийских операторов. Сейчас Минкомсвязь обсуждает поправки к закону «О связи», направленные на обеспечение целостности и устойчивости рунета, среди которых есть пункт о необходимости обязать владельцев всех автономных систем, обменивающихся трафиком с зарубежными сетями, «установить технические средства контроля трансграничного трафика» (см. «Ъ» от 30 мая). Сами по себе новые технические возможности, упоминаемые в законопроекте, устойчивости рунета не вредят и ущерба не наносят, говорит Олег Демидов. «Более того, их нужная техническая реализация может дать государству эффективный инструмент борьбы с рядом сетевых атак, включая DDoS и MITM»,— добавляет господин Демидов. Однако обсуждавшийся еще раньше запрет на присоединение региональных сетей к зарубежным «может привести к деградации связности и устойчивости на уровне топологии».