В МГУ научились на обычном ПК проводить расчеты сложных уравнений квантовой механики, для которых на Западе используются мощные суперкомпьютеры

отметили
74
человека
в архиве
В МГУ научились на обычном ПК проводить расчеты сложных уравнений квантовой механики, для которых на Западе используются мощные суперкомпьютеры
Группа физиков из Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ научилась на обычном персональном компьютере проводить расчеты сложных уравнений квантовой механики, для которых на Западе используются мощные суперкомпьютеры. Статья, рассказывающая о результатах работы, опубликована в последнем номере журнала Computer Physics Communications, а коротко о ней сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Ленты.ру».

Персональный компьютер справляется с задачей в разы быстрее: за 15 минут он выполняет работу, на которую суперкомпьютер тратит два-три дня. «Мы добились скорости, которая и присниться не может. Программа работает так, что 260 миллионов сложных двойных интегралов на настольном компьютере она считает за три секунды», — рассказал руководитель исследовательского коллектива Владимир Кукулин.

Уравнения, с которыми работали ученые, были сформулированы еще в 60-х годах прошлого века российским математиком Людвигом Фаддеевым. Они описывают процесс рассеяния нескольких квантовых частиц, то есть представляют собой некий квантовомеханический аналог ньютоновой теории трех тел. В результате быстро возникла целая область квантовой механики под названием «физика малочастичных систем». Однако из-за своей невероятной сложности для расчета уравнения в случае полностью реалистических взаимодействий между частицами системы долгое время не поддавались исследователям — до тех пор, пока не появились суперкомпьютеры.

Ситуация резко изменилась после того, как группа из НИИЯФ МГУ решила использовать в своем персональном компьютере один из новых графических процессоров корпорации Nvidia, разработанный для работы в игровых приставках (стоимостью 300-500 долларов). Главной проблемой при решении уравнений рассеяния для нескольких квантовых частиц было вычисление интегрального «ядра» — громадной двумерной таблицы, состоящей из десятков и сотен тысяч строк и столбцов, причем каждый элемент такой огромной матрицы был результатом очень сложных вычислений.

Но эта таблица представляла собой как бы экран с десятками миллиардов пикселей, и с помощью хорошего графического процессора ее можно было построить. Воспользовавшись софтом, разработанным в Nvidia, и написав собственные программы, ученые разбили свои вычисления на много тысяч потоков и смогли решить задачу.
Добавил Medium@ Medium@ 28 Июня 2016
проблема (2)
Комментарии участников:
ЦС
+6
ЦС, 28 Июня 2016 , url
Русская смекалка )!
Medium@
0
Medium@, 28 Июня 2016 , url
А что нельзя?)))
zabirov@yandex.ru
+2
zabirov@yandex.ru, 28 Июня 2016 , url
Можно-надо очень хорошо знать математику!
NoBond
+1
NoBond, 28 Июня 2016 , url
Отличный асимметричный подход. Только в математике. Его так и надо называть в научной литературе. Пусть все знают, что могут сделать Русские с простым графическим ускорителем. Тогда что они сделают с квантовым компьютером? Это вообще за гранью!
Виктор Антонов
+1
Виктор Антонов, 29 Июня 2016 , url
я почему то думал, что все так и было изначально, суперкомпьютер с супер видео картой. очень быстро все рассчитывает, а в свободное время оператор копает в 100500 окон в еве… как же я ошибался (
faustxp
-3
faustxp, 29 Июня 2016 , url
Как же тут все притянуто за уши ради урапатриотизма.
Умные русские используют для вычислений видеокарты.
А на западе то и не знают.
Kalibr
+3
Kalibr, 29 Июня 2016 , url
Именно поэтому статью про этот метод вычислений поведения нескольких квантовых частиц опубликовали в Computer Physics Communications, 28 июня 2016. Что бы посмеяться над глупыми русскими из МГУ. Это же под редакцией Петросяна журнал.
faustxp
0
faustxp, 29 Июня 2016 , url
Я к тому, что в статье прям сквозит: вычисления на графических процессоре придумали русские.
vmizh
+1
vmizh, 29 Июня 2016 , url
там не про видеокарты, а про алгоритмы, которые оказалось удобнее считать на видеокартах


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать