Храму Василия Блаженного – 450 лет

отметили
60
человек
в архиве
Храму Василия Блаженного – 450 лет
Именно Собору Покрова на Рву, иначе храму Василия Блаженного, суждено было стать визитной карточкой Москвы и всей Руси, затем России, Советского союза и снова России. Расположенный у Кремля он всегда поражал заморских посланников, и иначе как русским чудом они его не называли. Нынче мало что изменилось. В иные дни этим маршрутом — через тесные приделы — проходит почти две тысячи туристов. Собор остается музеем, хотя по воскресеньям в нем проводят службы.

Собор Покрова на рву был построен царем Иоанном Грозным в знак победы над Казанским ханством, но о дате окончания работ длительное время ничего не было известно. Пока в середине XX века после реставрации не открылась надпись, оставленная строителями в XVI веке. Снизу разглядеть ее невозможно, так как она находится под самым шатром на высоте почти 50 метров.

«Древние зодчие как раз как раз и указали точную дату завершения строительства собора – 22 июня 7069 года, день равноапостольных Петра и Павла. В переводе на новое летоисчисление это означает 12 июля 1561 года», — рассказывает заведующая филиалом Государственного исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева.

Это так называемый обетный храм, то есть мемориальный, не рассчитанный на большое количество паствы. На одно основание зодчие поставили девять церквей. Центральная освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Вначале он и был таким, пока в XVII веке своды и галереи не соединили все церкви. Об архитекторах мало что известно, лишь одно житие доносит до нас имена Бармы и Постника. Но откуда родом были зодчие, что построили еще на Руси — неизвестно. Есть легенда, что Иоанн Грозный ослепил мастеров, чтобы больше они никогда не создали такую красоту.

Выглядит собор невероятно, так как он построен не в византийской традиции, как было принято на Руси. Есть в нем что-то от готики и деревянного зодчества. Композиция, где главной церкви подчинены малые, соответствует идее Ивана Грозного о сильной власти и о том, что Руси подчиняются завоеванные земли. Кроме того, до этого на Руси так ярко и пышно не украшали храмы.

Собор в течение веков менял названия — был Покровским, Троицким и Василия Блаженного. Василий родился на паперти, был учеником сапожника, а позже стал ходить нагим на торжище и совершать чудеса, как и положено юродивому. Самым главным стало спасение персидского корабля во время бури в Каспийском море. Василия Блаженного похоронили, а в 1588 после канонизации, построили над его могилой придел. Название Храма в его память закрепилось в XX веке.

Старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеева Наталья Рогозина: «В советское время все остальные названия не упоминались. Блаженный, юродивый – почти человек из народа, почти пролетарий, и это было приемлемо для советской власти ».

Храм реставрируют уже в 1918 году, особенно дорогие работы были проделаны – это парадоксально – в 1937 году, к 20-летию Советской власти. Теперь храм приводят в порядок постоянно, причем все это, не закрывая собор для туристов.

«Так как помещение не отапливается, на интерьере сказываются определенные температурные и влажностные колебания», — отмечает бригадир реставраторов Кирилл Филатов.

В данный момент в порядок приводят Южную галерею и крыльцо, реставрируют и реконструируют фрески XVII века. Во время празднования 450-летия храма работы только приостановят, в августе они продолжатся. Специалисты займутся восстановлением редчайших росписей XVI века, от которых сохранился лишь небольшой фрагмент
Добавил Думка Думка 12 Июля 2016
проблема (2)
Комментарии участников:
oleg_ws
+2
oleg_ws, 12 Июля 2016 , url
Старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусеева Наталья Рогозина: «В советское время все остальные названия не упоминались. Блаженный, юродивый – почти человек из народа, почти пролетарий, и это было приемлемо для советской власти ».
И обязательно надо было пнуть — как при советской власти хреново было!
да была вся эта история с названием и Блаженым известна, дура открыла америку, которую коммунисты скрывали
Medium@
+1
Medium@, 12 Июля 2016 , url
Обязательно надо было. Вы правильно заметили, что многие СМИ отрабатывают заказ, и песочат всё, что каким-то образом связано с СССР.
Коля Савченко
+2
Коля Савченко, 12 Июля 2016 , url
Ух-ты, поздравляю! Твитнул.
indiansummer
+4
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
Спасибо за интересную новость — этой весной удалось впервые побывать внутри собора — он довольно маленький, но провели там часа два с половиной — три. Всё время не покидало невероятное ощущение того, что время остановилось, а ты находишься где-то вне его. И невероятная красота древних алтарей просто фантастическая. Кто будет в Москве — не пожалейте 350 р. за вход — это того стОит!
1sr
0
1sr, 12 Июля 2016 , url
Ни один храм не стоит ни рубля, ни доллара, ни любой другой " деньги".
Так, к слову. Не надо смешивать «французский с нижогородским». Никакой не хуже, но раздельное питание способствует порядку в мозгах.
indiansummer
+2
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
Скажите, вы за свою работу зарплату получаете? А в квартире вам ремонт бесплатно рабочие делают? Телефончик их мне тоже что ли дайте, тоже так хочу.
1sr
+1
1sr, 12 Июля 2016 , url
100 баксов за консультацию, и мы в расчёте.
Не смешивайте. Кашу с топором.
indiansummer
+2
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
Вот и я о том же. В музей так-то вход подешевле вашей консультации будет
1sr
0
1sr, 12 Июля 2016 , url
Ну, ОК. Если про музей, то все правильно.
indiansummer
+1
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
Читайте чуть ниже
1sr
+2
1sr, 12 Июля 2016 , url
Хорошо. Отвечу здесь. Заранее простите за прописные истины. Если это — храм, то это — храм. Если Вы берёте деньги за вход в храм, то он только музей.
Мы приходим в церкви и оставляем пожертвования. Кто сколько может. Чтобы любой мог придти. Если Вы не верите в то, что люди обеспечат друг другу доступ, то там нет доверия и нет веры. Тогда какой это храм.
Это пока не храм. Пока это лишь музей.
indiansummer
0
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
Храм — это место, отмеченное «печатью Духа Святого», место намоленое. Есть ли то же самое музей — вопрос риторический. И церковная милостыня, которую человек оставляет, приходя в храм, не обязательно идёт на то, чтобы «другие могли ходить туда бесплатно» — это ещё и зарплата служителям, и коммунальные расходы, и содержание и ремонт помещения. В Покровский пускают экскурсии- потому что он представляет собой огромную историческую и культурную ценность, не всякий, кто идёт туда — идёт молиться, чаще всего — глазеть. Как вы считаете, это было бы нормально для обычного храма, устраивать такой вот проходной двор для всех желающих? Я тоже так думаю. Но в то же время, чтобы не терялась основная функция архитектурного памятника — там служат. Не часто, но тем не менее.
1sr
0
1sr, 12 Июля 2016 , url
Ваш вопрос. Я же не спорю. Глупо спорить. Верьте хоть в «стоячую оглоблю».
indiansummer
0
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
Спасибо что разрешили, как раз ждала вашего благословения
1sr
0
1sr, 12 Июля 2016 , url
Ну, что Вы, тысячу извинений, если обидел. Но, надеюсь, теперь Вы поняли насколько важно разделять вопросы совести и экономику.
indiansummer
0
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
Нет, нисколько не обидели, я вообще не обижаюсь никогда, просто хамлю в ответ и дело с концом)
Но, надеюсь, теперь Вы поняли
Нет, и теперь не поняла. Скажите, а вы были когда-нибудь в Исаакиевском? А в Спасе-на-Крови? и в Казанском? А во Фрауэнкирхе в Дрездене? А знаете знаменитую фреску Леонардо да Винчи в Милане, в монастыре Санта Мария делле Грацие, на просмотр которой (о ужас), продают билеты? А ту же «Тайную вечерю», но уже Тинторетто в Венеции в церкви Сан-Джорджо Маджоре — там вообще за то, чтобы на 5 минут тебе включили свет для её просмотра надо кидать в счётчик пару евро. Я ни на что не намекаю, просто так спрашиваю.
lysь
0
lysь, 12 Июля 2016 , url
Вы путаете религию с искусством, хотя отчасти они переплетаются. Но всё же храм относится более к религии ИМХО.

P.S. Прошу прощения, что влез в диалог
indiansummer
0
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
Вы путаете религию с искусством
О, спасибо, просветили. Вот чувствую: точно ведь что-то путаю — не пойму где…
lysь
+1
lysь, 12 Июля 2016 , url
это ещё и зарплата служителям, и коммунальные расходы, и содержание и ремонт помещения

Это получается верующий человек, который захотел посмотреть храм изнутри и не имея копейки, то не может туда зайти что ли? ))) Я всё-таки соглашусь с той студенткой, обвинившей церковь в алчности…
indiansummer
+1
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
Это получается верующий человек, который захотел посмотреть храм изнутри и не имея копейки, то не может туда зайти что ли?
Вас выгоняли когда-нибудь из храма, когда «вы хотели просто туда зайти»? Нет? Вот и не инсинуируйте.
lysь
0
lysь, 14 Июля 2016 , url
Смотря какой храм…
indiansummer
0
indiansummer, 14 Июля 2016 , url
Хоть какой — в часы открытия храма вас никто оттуда не выгонит и денег не потребует (если вы конечно не собираетесь на аналое петь про Путина...)
lysь
0
lysь, 14 Июля 2016 , url
только если про Путина? А если просто петь?
indiansummer
0
indiansummer, 14 Июля 2016 , url
Ну попробуйте конечно, просто если про Путина петь будете — там расклад заведомо известен — 2 года общего режима и всенародная популярность.
lysь
+1
lysь, 16 Июля 2016 , url
не знал, что в УК прописана статья насчет распевания про Путина ))) Путин тот же гражданин РФ, что и все остальные так то…
indiansummer
0
indiansummer, 16 Июля 2016 , url
не знал, что в УК прописана статья насчет распевания про Путина
Ну вы видимо не в курсе созданного прецедента. Поэтому поосторожнее.
lysь
0
lysь, 12 Июля 2016 , url
Если это — храм, то это — храм. Если Вы берёте деньги за вход в храм, то он только музей.

Основная мысль, логичная и добавить нечего!
lysь
+1
lysь, 12 Июля 2016 , url
попЫ получают зарплату?
indiansummer
+1
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
Прикиньте, они даже сексом занимаются. Но — тссс! Только никому не говорите!
lysь
0
lysь, 13 Июля 2016 , url
И что же в их деятельности такого полезного для общества, кроме как отмывание средств, идущих в качестве пожертвований?

P.S. Как ни увидишь попа, так и авто миллиона за 3-4, часы дорогие… Не забуду один случай у больницы. Ходил одно время на массаж, тут вышел с массажа, счастливый, взял кофейку… мммм… И тут подъезжает машина, выходит ЭТОТ. Не успел выйти, смачно харкнул так, пошел дальше в свою обитель.

Понимаете, я не считаю, что эти люди приносят такую же пользу, как скажем, электрики или сварщики. Но получают (именно получают, а не зарабатывают) они в десятки (если не больше) раз больше. Я не знаю, за что им нужно платить деньги!
indiansummer
+1
indiansummer, 14 Июля 2016 , url
кроме как отмывание средств, идущих в качестве пожертвований
Это тоже вам «в интернете видео гуляло»?
Как ни увидишь попа, так и авто миллиона за 3-4, часы дорогие
А вы часто «попов» вообще видите? Просто обычно подобными стереотипами рассуждают люди, которые священнослужителей видели исключительно на картинке к сказке Пушкина «О попе и его работнике Балде» — и выводы примерно такие же. Человек, который хоть раз был на исповеди — так никогда не скажет. И что кто-то «харкает», выходя из машины — не обобщающий критерий ни для одной группы людей. Церковь — это прежде всего люди, а люди в любом коллективе — разные. Сварщики — все алкаши. Физруки — сплошь педофилы. Врачи — мздоимцы. Продавцы — жулики. Я права?
я не считаю, что эти люди приносят такую же пользу, как скажем, электрики или сварщики.
Ваше право. А я считаю по-другому.
1sr
0
1sr, 12 Июля 2016 , url
И у меня сакраментальный вопрос к тем, кто не прокомментировал свою оценку: это для Вас только музей?
indiansummer
+3
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
Храм — всегда в первую очередь храм. Но это в общем и целом. Покровский собор — единственный, уникальный в своём роде, храм-музей. Но тут надо понимать, что если вы хотите зайти помолиться или поучаствовать в литургии — в воскресную службу вас никто не будет оттуда выгонять и требовать денег, вы просто не пройдёте дальше положенного и не увидите всё, что видят те, кто пришёл на экскурсию. И если вы так настаиваете на своих правах христианина непременно зайти и помолиться — не поленитесь, пройдите чуть дальше — там в округе полно церквей поскромнее — например, церковь всех святых на Кулишках на Китай-городе: 15 век, по-моему, или старше, но музеем при этом не является.
1sr
+1
1sr, 12 Июля 2016 , url
Храм в «очереди», «тоже неплохо». Пусть и в " первой". Никак в толк не возьму, зачем смешивать.
indiansummer
+1
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
Храм в «очереди», «тоже неплохо»
.
Не придирайтесь к словам. Это всего лишь фигуры речи.
Никак в толк не возьму, зачем смешивать.
Поймите, жизнь вообще и история как её часть — системы очень и очень динамические. И иногда события, вещи и процессы — да, так бывает — очень тесно смешиваются и переплетаются между собой. Храм-музей — по-моему, не самый плохой вариант музея. По мне, так вытрезвитель-библиотека, который намедни в Екатеринбурге за гораздо большие деньги открыли — совершенно несуразный продукт жизненно-исторического процесса в динамике…
lysь
0
lysь, 12 Июля 2016 , url
Согласитесь, религия — это бизнес ;)
indiansummer
+1
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
Сударь, я не рассуждаю на эту тему: я просто отдаю себе отчёт, что человек смертен, и что самое ужасное — иногда — внезапно смертен…
lysь
0
lysь, 13 Июля 2016 , url
спасибо, Воланд. Но какое отношение это имеет к моему комментарию
indiansummer
+1
indiansummer, 14 Июля 2016 , url
Я вообще-то Нина. И если что — отношение самое прямое. У каждого есть свои убеждения, согласно которым человек живёт, и которые не подлежат дискуссии.
lysь
0
lysь, 14 Июля 2016 , url
Я думал, Вы хотели процитировать Воланда из Мастера и Маргариты Булгакова…



Только вот какое это имеет отношение к убеждениям человека, раскройте секрет
indiansummer
0
indiansummer, 14 Июля 2016 , url
Нет, даже не вспомнила про Булгакова в тот момент. Просто Михаил Афанасьевич в своё время в уста Воланда вложил одну из самых расхожих христианских догм, другими словами она звучит так: «В чём застану — в том и сужу». Мементо мори, если хотите. То есть если человек отдаёт себе отчёт в том, что он рано или поздно умрёт, (иногда совершенно неожиданно), он понимает, что в вечность ему придётся войти с тем, что он стяжал себе на земле. Иногда можно просто не успеть исправить то, что успел накуролесить. Вот такое вот отношение это имеет к убеждениям, я думаю, самое прямое. Но вы не напрягайтесь, к вам это отношения не имеет, вы-то в вечность и «попов» не верите. Вы просто перейдёте из твёрдого в газообразное состояние и всё.
lysь
0
lysь, 14 Июля 2016 , url
Вы просто перейдёте из твёрдого в газообразное состояние и всё.

Думаю, Вы не на столько компетентны в этом вопросе, чтобы судить в кого я превращусь. На личности переходить и подавно не красиво
indiansummer
0
indiansummer, 14 Июля 2016 , url
На личности переходить и подавно не красиво
Минуточку, то есть поголовно грести всех «попов» под шаблон «растратчиков и присвоителей церковной милостыни» — красиво, а определить ваше состояние как «газообразное» после смерти тела физического — это уже переход на личности и «некрасиво»??? Ну ознакомьтесь с понятием «логика» тогда что ли, я не знаю…
Думка
0
Думка, 14 Июля 2016 , url
Храму Василия Блаженного уже 455 лет и 2 дня. А вы все никак не договоритесь:)
indiansummer
+1
indiansummer, 14 Июля 2016 , url
Звучит как тост)
lysь
0
lysь, 16 Июля 2016 , url
Я лишь выражаю своё мнение относительно определенной ГРУППЫ людей (свои наблюдения), Вы же переходите прямо на личности.
indiansummer
0
indiansummer, 16 Июля 2016 , url
Вы же переходите прямо на личности
А в чём в данном случае мой «переход на личности» отличается от моего «выражения мнения»?
lysь
0
lysь, 16 Июля 2016 , url
Научитесь применять логику, чтобы ее понять и упрекать в ее отсутствии других. Логика здесь неуместна. Переходить на личности некрасиво. Выражать свое мнение нужно. И я имею на это право. Причем я обосновал свое отношение к попАм.
indiansummer
0
indiansummer, 16 Июля 2016 , url
Логика здесь неуместна. Переходить на личности некрасиво.
Логика уместна везде и всюду, в любой беседе. Про переход на личности вопрос задала чуть выше.
Выражать свое мнение нужно. И я имею на это право. Причем я обосновал свое отношение к попАм
Переходить на личности нужно. И я тоже имею на это право — я ведь обосновала свой переход на личности. Логично? Очень.
lysь
+1
lysь, 12 Июля 2016 , url
Вы наверное ещё одобряете продажу святой воды ))) Видео на ютубе гуляло ))
indiansummer
0
indiansummer, 12 Июля 2016 , url
А на заборе написано х..., но там почему-то дрова…
lysь
0
lysь, 13 Июля 2016 , url
там было не только написано…
indiansummer
0
indiansummer, 14 Июля 2016 , url
Да-да, самое главное — «гуляет в интернете» — это весомый довод.
Думка
+2
Думка, 12 Июля 2016 , url
Для меня в первую очередь это редкий памятник нашей многовековой истории, какой бы она не была. В нем есть много исключительных особенностей даже для тех времен, которые в данной новости не описаны. В России много храмов реставрируется и строится новых, но именно этот исключителен в качестве музея
1sr
+1
1sr, 12 Июля 2016 , url
Согласен. Думаю, они откажутся со временем от оплаты за вход. Вряд ли пожертвования от этого не станут больше..;))
Anton-f
+1
Anton-f, 12 Июля 2016 , url
455
Думка
+1
Думка, 12 Июля 2016 , url
Верно.
Думка
+1
Думка, 12 Июля 2016 , url
12 июля 2016 г. исполняется 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы — собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который известен большинству как собор Василия Блаженного
Дико извиняюсь за ошибку в количестве лет, но смысл новости от этого не потерялся, дата верна


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать