Смартфоны подключают к ловле водителей (ГИБДД сможет штрафовать нарушителей на основе видеороликов граждан)

отметили
58
человек
в архиве
ГИБДД сможет штрафовать собственников автомобилей на основе видеороликов, снятых бдительными гражданами с помощью специальных приложений в смартфонах. Эта возможность заложена в поправках к КоАП, разработанных МВД. Этот же документ впервые позволяет лишать водителей прав, используя данные со стационарных камер. Эксперты опасаются, что законопроект может спровоцировать рост социальной напряженности.

источник: im5.kommersant.ru

Поправки к КоАП, разработанные в МВД, опубликованы на regulation.gov.ru в минувшую пятницу. Суть их сводится к следующему. В кодекс вводится понятие «специализированное программное обеспечение, используемое для фиксации административных правонарушений». Под этим подразумевается мобильное приложение для смартфонов, способное снять видео с привязкой к спутниковым координатам, дате и времени. Любой гражданин, зарегистрированный на портале госуслуг, сможет поставить программу себе на смартфон (программа еще не разработана, над этим сейчас работает Минкомсвязь) и снимать видео. Отснятый материал нельзя будет никак исправить или откорректировать. Зафиксировав нарушение, можно будет отправить ролик в ГИБДД. Инспектор, в свою очередь, должен будет убедиться, что на изображении виден номер машины, распознать вид правонарушения и отправить штраф автовладельцу.

Наказывать таким способом можно лишь за определенные нарушения, «оказывающие непосредственное влияние на состояние аварийности»: в частности, за пересечение железнодорожного переезда в неположенном месте, проезд на красный свет, поворот налево / разворот в запрещенном месте, непредоставление преимущества пешеходам и спецтранспорту, отказ уступить дорогу машине, пользующейся преимущественным правом проезда.

В ГИБДД уже много лет говорят о том, что нужно активнее привлекать граждан к фиксации правонарушений. Механизм для этого существует: гражданин может прислать в Госавтоинспекцию видеоролик (например, через ведомственный сайт), заполнив заявление. Чтобы на этом основании наказать нарушителя, его нужно вызвать в отделение для дачи объяснений, собрать данные свидетелей и провести полноценное расследование. «Рассмотрение подобных обращений влечет за собой значительные временные и ресурсные затраты сотрудников Госавтоинспекции на процесс доказывания обстоятельств правонарушения, при этом сотрудники ограничены двухмесячным сроком привлечения к ответственности»,— говорится в пояснительной записке МВД.

Тем временем в регионах уже есть опыт использования таких программ. Так, департамент транспорта Москвы в сентябре 2015 года выложил в открытый доступ приложение «Помощник Москвы», позволяющее фиксировать нарушителей правил парковки. Всего, по данным департамента, программу скачали около 70 тыс. пользователей, однако штрафов с помощью него было выписано относительно мало — чуть более 25 тыс. почти за год (для сравнения: инспекторы и мобильные «парконы» фиксируют по несколько десятков тысяч нарушений в месяц). В Татарстане активно применяется приложение «Народный инспектор».

Еще одно важное нововведение, заложенное в законопроекте,— возможность лишать водителей прав в ситуациях, если нарушение зафиксировано камерой. До сих пор в таких случаях водителей только штрафовали максимум на 5 тыс. руб. Лишение прав будет применяться в двух случаях: если водитель, проехав под камерой, повторно в течение года превысил скорость более чем на 60 км/ч либо повторно выехал на встречную полосу. В этом случае данные с камеры будут отправляться в суд, куда вызовут владельца автомобиля: если за рулем был не он, то это нужно будет еще доказать, чтобы остаться с правами.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что мобильное приложение «повысит реализацию принципа неотвратимости наказания». «Кроме этого, можно будет администрировать то, что сейчас невозможно, даже если внести поправки в ПДД и КоАП,— говорит он.— Например, выбрасывание мусора из машины, опасное вождение и другие виды нарушений.

Риск попасть под камеру будет дисциплинировать водителей, особенно „отморозков“, грубо и систематически нарушающих ПДД». Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин подчеркивает, что к ответственности будут привлекать не нарушителей, а собственников автомобилей, а это далеко не всегда одно и то же лицо, и в результате «наказывать будут не того, кого надо». «Я имею право запросить материалы дела, а значит, узнать личность человека, кто снял видео,— отмечает он.— Нарушители будут находить „операторов“, все это будет выливаться в мордобой и рост социальной напряженности».

Один из разработчиков ГОСТа для стационарных камер Григорий Шухман считает «избыточной» привязку к порталу госуслуг. «Важно выяснить, объективно ли видеозапись доказывает правонарушение и его связь с автомобилем,— отмечает он.— Если да, то какая разница, как гражданин представил ролик — через госуслуги или на флешке?» Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов говорит, что в большинстве ситуаций нарушения на дороге совершаются очень быстро и у граждан просто не будет времени на то, чтобы включить программу и все заснять. «Наверное, найдутся фанаты--гражданские активисты, которые будут охотиться за нарушителями, но таких мало,— говорит он.— Надо переписать законопроект, чтобы можно было использовать записи с салонных видеорегистраторов: они обычно включены постоянно и картинку дают отличную». Спрос на то, чтобы снимать нарушителей на видео, в обществе есть, считает господин Шкуматов. По его словам, больше всего людей раздражает выезд машин на обочину, но это нарушение в законопроект МВД не попало.
Добавил nikandrovich nikandrovich 15 Августа 2016
Комментарии участников:
X86
0
X86, 15 Августа 2016 , url
А я уж подумал, по GPS будут вычислять скорость.
Думка
0
Думка, 15 Августа 2016 , url
Активистов у нас не так много в сравнении с Европой
nikandrovich
+2
nikandrovich, 15 Августа 2016 , url
Активистов у нас не так много в сравнении с Европой

И Украиной :)
blogman
+3
blogman, 15 Августа 2016 , url
куда вызовут владельца автомобиля: если за рулем был не он, то это нужно будет еще доказать, чтобы остаться с правами.
Это легко будет сделать если у владельца нет прав )
Петр Шкуматов говорит, что в большинстве ситуаций нарушения на дороге совершаются очень быстро и у граждан просто не будет времени на то, чтобы включить программу и все заснять
Надо переписать законопроект, чтобы можно было использовать записи с салонных видеорегистраторов: они обычно включены постоянно и картинку дают отличную».
Я очень рад что хоть ГОСТы у нас пишут адекватные и разумные люди…
Константин Крючков 61528
-3
Константин Крючков 61528, 15 Августа 2016 , url
на наш век хватит, и нарушителей пдд и «активистов-стукачков»..((
5422
+2
5422, 15 Августа 2016 , url
и нытиков хватит
ktotud
+3
ktotud, 15 Августа 2016 , url
а что не так то? Нарушил — отвечай. Но в целом конечно пока приложение запустишь… пока включишь запись… поздно будет…

А вот тех кто по тротуару ездит — или на газонах паркуется — вот тут можно было бы поправить картинку нарушителей. Еще обочечники отдельная каста — их вообще легко фиксировать даже через этот софт.
vdemidov86
+2
vdemidov86, 15 Августа 2016 , url
Полностью поддерживаю, а если еще процентов 30 от штрафа перечислять снявшему видео, то за год два психология водителей нарушителей очень сильно измениться. Нарушил, получи штраф. Закон должен исполняться. А тех кто называет граждан с активной позицией стукачами мне искренне жаль.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать