Российскую микроэлектронику могут передать в ведение ОПК

отметили
45
человек
в архиве
В октябре секция «Радиоэлектронная промышленность» Научно-технического совета при Минпромторге планирует рассмотреть программу «Байкал 22-08», представляющую собой амбициозный план возврата к идее собственной электронно-компонентной базы (ЭКБ). Замысел программы «Байкал 22-08» — воссоздать специализированную микроэлектронику на ключевых предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Программа с бюджетом в 87 млрд рублей впервые была представлена в 2013 году двумя компаниями из холдинга «Росэлектроника» (входит в «Ростех»), получила официальное одобрение более чем 80 предприятий ОПК, но тогда не нашла поддержки на уровне отраслевого министерства.
Как рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в Фонде перспективных исследований (ФПИ), где «Байкал 22-08» был одобрен в 2015 году, вновь представить проект к обсуждению было признано целесообразным после включения ряда российских предприятий электронной промышленности в санкционные списки Агентства промышленности и безопасности США (BIS).
6 сентября было объявлено, что в санкционный список включены зеленоградские «Ангстрем-Т», «Ангстрем-М»,«НИИМЭ и Микрон» и ряд предприятий той же отрасли: производитель телекоммуникационного и СВЧ-оборудования «Микран», московский производитель электронной радиокомпонентной базы «Внешнеэкономическое объединение «Радиоэкспорт», производитель бортовых комплексов летательных аппаратов Пермская научно-производственная приборостроительная корпорация. Для компаний, включенных в санкционные списки BIS, усложняется поставка комплектующих из США и от тех производителей из других стран, которые зависят от американской индустрии и не захотят конфликтовать с властями США.

— В санкционном списке оказались флагманы российской индустрии микроэлектроники, в свое время сделавшие ставку на развитие западных образцов технологий, — пояснил собеседник «Известий» в ФПИ. — В данной ситуации нашим ответом будет обращение к собственным возможностям, главным образом к потенциалу оборонно-промышленного комплекса. Крупные компании оборонной направленности, такого масштаба, как, например, концерн ВКО «Алмаз-Антей», смогут получить собственные мини-фабрики, что даст им оперативную возможность создания микросхем по собственным проектам. При введении такой программы в ОПК мы к 2025–2030 годам получим до 30 проектно-производственных комплексов на основе отечественных мини-фабрик и 80–120 дизайн-центров специализированной твердотельной ЭКБ, что коренным образом изменит весь пейзаж российской радиоэлектроники.

Близкий к руководству «Росэлектроники» собеседник отметил, что принятие программы «Байкал 22-08» не будет означать увеличение затрат государства на поддержку производителей ЭКБ в целом.

— Для финансирования мероприятий «Байкала 22-08» можно будет перераспределить средства, ранее предусмотренные целевыми программами на закупку и развитие кремниевых технологий по западному образцу, — объяснил собеседник «Известий» в «Росэлектронике».
Так как цель — не крупносерийное производство, а единичное и мелкосерийное изготовление интегральных микросхем, то можно отказаться от групповых процессов — от фотошаблонов и операций с партиями пластин. Вместо этого можно использовать многолучевую электронную литографию и многооперационное кластерное оборудование. Это позволит снизить стоимость и самих технологических линий с чистыми комнатами и стоимость их эксплуатации. В результате чего у России появится экономическая возможность эксплуатировать не одну-две крупносерийные технологические линейки, а создать за 5–7 лет десятки мини-фабрик.

В Минпромторге от комментариев воздержались.

Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин отмечает, что для решения вопроса с импортонезависимостью в секторе ЭКБ необходимо здраво оценить свой потенциал в плане компетенций и возможной доли рынка.

— Если ты не контролируешь никакой доли на рынке и делаешь только для своих потребностей, то в каждую новую разработку придется инвестировать, — отметил Андрей Ионин. — Решение может быть найдено в формировании технологического альянса странами БРИКС — такая идея уже высказывалась. Если нам удастся такой альянс сформировать, это позволит решить вопрос с недостающими компетенциями и расширить потенциальный рынок для высокотехнологичных разработок.
Добавил 1sr 1sr 12 Сентября 2016
проблема (3)
Комментарии участников:
RussiaRulit
+6
RussiaRulit, 12 Сентября 2016 , url
Да уж… Потребовались санкции плюс все го лишь каких то 2 года, что б до нашего руководства дошло понимание необходимости развития собственной ЭКБ. Хотя эта необходмость была очевидна ещё в двухтысячных… Ну что ж, лучше поздно, чем никогда, новость по любому позитивна…
1sr
+2
1sr, 12 Сентября 2016 , url
Русская дорога

По плачущей земле, не чуя сапогов,
Наш обескровленный отряд уходит от врагов,
Питаясь на ходу щавелевым листом,
Ночуя в буераке под калиновым кустом.

Нам отдохнуть нельзя — бегом, бегом, бегом,
А наши, якобы, друзья засели за бугром
И смотрят, как нас бьют, не отрывая глаз,
И только длинные дороги полностью за нас!

Вытри слезы, отдохни немного, я русская дорога,
Отходи, а я тебя прикрою грязью да водою.

Но по уши в грязи, в воде до самых глаз,
Через какой-то срок враги опять нагнали нас
И бьют ещё сильней, вот-вот и порешат,
Но лютые морозы к нам на выручку спешат.

Погоди, утри горючи слезы, мы — русские морозы!
Заморозим, заметём тоскою, поманив Москвою.

Природа на войне нам как родная мать,
Но есть время хорониться, а есть время наступать,
И вскоре объявились мы во вражьих городках,
И стали всё крушить вокруг, разбили в пух и прах!

Порвали на куски, измолотили в хлам,
И, добивая, объясняли стонущим врагам:
«Запомните загадочный тактический приём:
Когда мы отступаем — это мы вперед идем!»


Вместе с холодами и лесами, впереди Сусанин.
Просто нам завещана от Бога Русская Дорога.
( Игорь Растеряев)

Нам куда не путь- то вперёд. Хоть назад, хоть вбок.
1sr
+1
1sr, 12 Сентября 2016 , url


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать