[Бюджет - не общак!] Дурной сон госзаказа: Андрей Звягинцев ответил на слова Дмитрия Пескова о том, что если государство дает деньги на создание произведения, то оно имеет право выбрать его тему

отметили
49
человек
в архиве
[Бюджет - не общак!] Дурной сон госзаказа: Андрей Звягинцев ответил на слова Дмитрия Пескова о том, что если государство дает деньги на создание произведения, то оно имеет право выбрать его тему
В ответ на отчаянное, глубокое и чрезвычайно важное для сегодняшнего дня высказывание Константина Райкина о цензуре на следующий день высказался пресс-секретарь нашего президента Дмитрий Песков. Позволю себе высказаться тоже.

Совершенно очевидно, что в пространство культурной жизни страны цензура вошла в полный рост. Отрицать это может только лжец или невежда. Запрет спектакля, запрет выставки, запрет публикации текста — все это и есть цензура. Просто невероятно, с какой легкостью сейчас происходит подмена понятий. Никто даже и не морщится. Мы говорим: «Это цензура», они говорят: «Это госзаказ». И еще нам же предлагают «не путать понятия». Вы сможете назвать хоть один оперный театр или хотя бы с десяток кинокартин, созданных без участия государства? Ситуация в нашей экономике и культуре сейчас такова, что их нет. Стало быть, следуя логике пресс-секретаря, для которого «если государство дает деньги… оно заказывает произведение искусства на ту или иную тему», выходит, что практически вся культурная жизнь России сегодня ангажирована властью.

Кто же эти люди, которые осуществляют заказ? Аристархов с Мединским? Или, может быть, Яровая, или Песков? Формулировать заказ будут они? Да, есть чиновники, которым верховная власть делегировала обязанности руководить Министерством культуры и прочими профильными ведомствами. Но не они создавали Большой театр или тот же «Сатирикон», как не они вырабатывали законы поэтики и эстетики, формировали направления и течения современного кинематографа или театра. Как могут они «заказывать искусство»?

В нашей стране миллионы людей, каждый из которых выбирает себе профессию, долго учится, совершенствуется, чтобы стать мастером своего дела. Учителя знают, как преподавать, врачи — как лечить, художники — как творить. И вдруг появляются государственные мужи, которые начинают всех их учить и «лечить» заново. Кто же наградил их безупречной квалификацией сразу во всех видах человеческой деятельности? Когда, наконец, чиновники поймут, что их дело — организовывать и поддерживать труд людей, а не раздавать им свои «заказы»?

Вмешательство властей в профессиональные дела любых специалистов часто абсурдно, но во сто крат абсурднее вмешательство в дела художников. Это профессия, сама суть которой — свободное творчество, то есть рождение нового, до поры до времени не известного даже самому художнику. Когда чиновник задает автору тему и контролирует «правильное» ее воплощение в акте искусства, он метким ударом стреляет в самое сокровенное, что есть в профессии,— в тайну творческого процесса.

Песков говорит, не сомневаясь в верности своего суждения, что, раз государство платит художнику, то, стало быть, художник должен обслуживать его — государства — волю. Если помните, есть такая вульгарная шутка: «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Примерно таково и представление власти об искусстве. Эти люди решили, что именно они знают, что нужно народу, и на его деньги заказывают свои жалкие поделки. Как правило, выходят произведения очень ограниченные — и ремесленным исполнением, и узостью взгляда на предмет, притом любой предмет. Такими «заказами» чиновники оскопляют творческую мысль, заставляют художника превратить свое стило в долото грубого ремесленного пошиба.

Нет, не художник обязан государству, а государство обязано помогать художнику. Власть обязана пестовать гений, поощрять свободный поиск талантливых представителей народа, потому что именно так тело народа осознает себя, взрослеет, совершенствуется, просвещается вместе с этими прозрениями, порой ранящими публику, порой обескураживающими ее, но всегда создающими то напряжение смыслов, которое и необходимо как вода в пустыне душе и разуму зрителя, читателя, слушателя.

Глядя на свободно струящееся тело произведения вольного ума, зритель видит, как в отражении, себя самого свободным и вольным, потому что, как известно, художник не может не петь песню, которая немотствует на устах его народа. Власти же вместо этого поощряют бездарную, унылую ложь о человеке, заполонившую экраны и телевизора, и кинотеатра. Отдаляют тем самым человека от самого себя, настоящего и сложного. Вот чем оборачивается их «госзаказ».

Господин Песков не стал комментировать слова Райкина о чудовищных выходках людей, публично ломающих скульптуры и обливающих мочой фотографии. Тем самым подтверждая мысль Константина Аркадьевича: государство предпочитает всего этого не замечать. Причина, увы, очевидна. Активность этих расплодившихся как кролики общественных организаций, этих безнравственных блюстителей нравственности и есть истинный госзаказ, даже если оскорбленные действуют из собственных убеждений. Потому что у сегодняшнего государства есть этот заказ — сделать страну усредненной, однообразной, изоляционистской, послушной как стадо державой. Агрессивные маргиналы всегда хорошо чувствуют такой «госзаказ».

Теперь о главном, что меня поразило в высказывании Пескова. Впрочем, я не раз слышал примерно эту же позицию из уст Мединского и еще одного героя пламенной речи Райкина — господина Аристархова. Ключевая черта, свидетельствующая о безнравственности нашей власти, в том и состоит, что она совершенно убеждена: деньги, которыми они распоряжаются, принадлежат им. Они забыли, с какой-то удивительной легкостью изъяли из своего сознания простую и очевидную мысль, что это не их деньги, а наши. Общие. Деньги, на которые они «заказывают» свои агитки, взяты у народа. А в народе живет такое огромное богатство мнений и желаний, что их никогда никакой власти не угадать. Как-то раз мне довелось дискутировать с господином Мединским вокруг той же темы, и меня удивило, с какой искренней убежденностью он верит в то, что это они дают нам деньги. То простое обстоятельство, что эти деньги такие же мои, как и его, ему просто не приходит в голову.

Желающим что-нибудь заказать художнику я могу предложить следующее. Продайте свой дом или автомобиль и на вырученные деньги закажите, например, спектакль. Или десять спектаклей. Если найдутся охочие, а такие точно найдутся, они и покажут вам на сцене то, что вам хочется. А пока вы исполняете волю народа, получая зарплату из народных денег, пока вы такие же, как и мы, граждане страны, помогайте свободным художникам осуществлять свою деятельность, а не мешайте им. Услышьте же, наконец, что они не хотят ваших «заказов». Не хотят с вами ни ужинать, ни танцевать.

И последнее. Моему сыну только на днях исполнилось 7. Он не знает, кто такой Путин. Потому что живет в счастливой стране по имени детство. По крайней мере я считаю, что ему совсем ни к чему знать, кто такой Путин или Жириновский, что такое «пакет Яровой» или законы Милонова и Мизулиной. У нас дома нет телевизора уже много лет. В этом сентябре он пошел в первый класс. Уже в конце первой недели обучения на мой вопрос, что они изучают в классе, мой сын ответил: «В Москве есть Красная площадь, Кремль и зоопарк, а еще у нас есть президент Путин, он хороший и добрый». Вот это и есть госзаказ: вместо объективных знаний — идеология, вместе с писанием закорючек — пропаганда.

Лао-цзы говорил: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится». Другой перевод звучит еще строже: «В благополучном государстве подданные не знают имени своего правителя». Мы ходим по кругу. Знакомые тени встают и снова ввергают нас в дурной сомнамбулический сон, в котором нам снится наш страх.

Добавил suare suare 27 Октября 2016
проблема (4)
Комментарии участников:
Flinky
+12
Flinky, 27 Октября 2016 , url
пока вы исполняете волю народа, получая зарплату из народных денег, пока вы такие же, как и мы, граждане страны, помогайте свободным художникам осуществлять свою деятельность
Лицемерит не хуже Константина Аркадьевича. Вот я, представитель того самого народа. Моя воля (на которую очень любят ссылаться свободные художники) — чтобы фильмы, подобные «Левиафану», вообще не снимались. Свободный художник Звягинцев меня не услышит — ему важнее, что он свободный художник, а не то, что я хотел бы видеть.
А так-то да, конечно, кругом враги, и лично Путин вложил в голову сыну Звягинцева, что есть в Москве.

Flinky
+11
Flinky, 27 Октября 2016 , url
источник: zombio.ru
Flinky
+5
Flinky, 27 Октября 2016 , url
Сними кастрюлю, ничего не разобрать.
efys
+17
efys, 27 Октября 2016 , url
Ещё один кто знает что нужно народу. Хочешь снимать своё, снимай на свои. Это же очевидно. Почему-то при СССР могли снять шедевр по заказу, а эти не могут. Эти хотят члены во весь экран показывать.

efys
+9
efys, 27 Октября 2016 , url
Это не имеет значения. Пусть он хоть трижды оскараносный режиссёр с десятью пальмовыми ветвями, снимать что ты хочешь можно только на свои деньги, не на государственные, не на кинокомпании, а именно на свои.
Что касается Звягинцева, то я считаю что роль арт-хауса переоценена. Всегда можно сделать говно и сказать что я так вижу, а несогласные могут идти в жопу. Как было например с «Трудно быть богом», по факту же мало кто из режиссёров способен донести нормально какую-то мысль не погружаясь в пучину арт-хауса.
bee_e
+1
bee_e, 27 Октября 2016 , url
никакой он не единственный. Единственный тогда уж Балабанов.
Barban
-4
Barban, 27 Октября 2016 , url
Этот чернушник и братописец и рядом не валялся со Звягинцевым
Имя_Фамилия
+10
Имя_Фамилия, 27 Октября 2016 , url
Все верно. Песков вообще не втему ответил. Речь шла не о цензуре гос чиновников, а о цензуре каких то фейковы общественных организаций. Штурмовых отрядов, народной опричины. Зладостанов в своем сегменте знаковая фигура. Пусть рвет рот за патриотизм на рок концертах и байк пробегах. Хули в театр то лезть.
«Общественники» уже полезли в медицину с запретами абортов — будто от запретов чего то хоть раз стало меньше. Просто все уйдет в тень и станет не легальным.
так и с альтернативным и даже протестным искусством. Запретить его в эпоху интернета — просто справоцировать теневой не подконтрольный рост. заложив мину под будущее.

Поистине соратники-дураки хуже врагов.
efys
+6
efys, 27 Октября 2016 , url
Нет, не художник обязан государству, а государство обязано помогать художнику. Власть обязана пестовать гений, поощрять свободный поиск талантливых представителей народа, потому что именно так тело народа осознает себя, взрослеет, совершенствуется, просвещается вместе с этими прозрениями, порой ранящими публику, порой обескураживающими ее, но всегда создающими то напряжение смыслов, которое и необходимо как вода в пустыне душе и разуму зрителя, читателя, слушателя.
Значит ли это что государство должно оплачивать творчество арт-группы «Война», чтобы они и дальше могли хуи на мостах рисовать? Или эти художники от государства создадут свой междусобойчик и будут решать у кого искусство и кому помогать, а кому не надо. Так есть уже такое, давайте все взглянем на нашего Никиту. Барина всё устраивает.
efys
+6
efys, 27 Октября 2016 , url
Во первых вы сами чинуше делегируете эти права. Во вторых 95% людей не нужна та муть что придумывают себе в голове художники. Ваш любимый Звягинцев большинству людей не нужен. Это надо осознать и принять.
Anton-f
+12
Anton-f, 27 Октября 2016 , url
Хочешь снимать свое кино — вкладывай свои деньги.
А если нашел заказчика с баблом (государство или коммерческую структуру) — не удивляйся если тебе техзадание на выполнение заказа дадут.
Так-то вообще логично.
Ученым вот ставят ведь задачи — работайте в таком-то направлении (по заказу чьему-либо).
А эти люди хотят получать деньги и делать что хотят. Ну, извините, делайте что хотите за ваши собственные.
Anton-f
+4
Anton-f, 27 Октября 2016 , url
Во-первых, капиталистам тоже приходится трудиться, и, как правило, гораздо больше чем рабочим.
Во-вторых, некоторым рабочим их труд не ненавистен, а работа доставляет удовольствие.
Имя_Фамилия
+8
Имя_Фамилия, 27 Октября 2016 , url
Ну все понеслась звезда по кочкам. Сейчас " смешались в кучу кони люди".
1. Я не восторге от творчества К. Райкина.
2. Но нужно признать оно яркое и заметное и где то на грани…
3. Вообще он имел в виду не только и не столько гос цензуру! Сколько вот эти «инициативные граждане» которые лезут в мероприятия кои собственно не запрещены не Законами не гос органами.

Вы что думаете эти «союзы офицеров» осановяься на фотовыставках? Что тут на ресурсе нет людей кто застал как такие вот общественники распарывали узкие штаны и срезали длинные волосы у пацанов!?

Да они вам еще в трусы залезут и скажут как вам чпокаться! Что бы " по французки ни ни" — это же буржуазный стиль. А почему? Потому что вот сейчас никто не услышит райкиных и не найдет взвешенной позиции.
Что бы на пошлоту и распущенность от искусства, было только возрастное ограничение +18. И строго соблюдалось. А если взрослый человек хочет хавать пошлую блевотину — называемую некоторыми " современным исскуством", пусть. Все равно в эпоху общедоступности информации он всю эту «педофилию» найдет и схавает — себе же во вред.

А плодить штурмовые отряды «народной» цензуры — это ждать их завтра себе домой и позволить им заглядывать в свои спальни.
bee_e
+1
bee_e, 27 Октября 2016 , url
--срезали длинные волосы у пацанов
Вспоминается фильм «меня зовут арлекино»
Anton-f
+3
Anton-f, 27 Октября 2016 , url
Знаете, когда снимают проститутку, то да, ей говорят как чпокаться.
И она это нормально воспринимает.
А если не хотят заплатить вперед, то вряд ли кто будет слушать таких «цензоров». Пошлют нахер да и все.
вот56
+2
вот56, 27 Октября 2016 , url
Андрей Звягинцев это кто вообще?
Anton-f
+2
Anton-f, 27 Октября 2016 , url
бездарность
Barban
-4
Barban, 27 Октября 2016 , url
Начните хотя бы с этого фильма. Это о монархизме. Как раз Путин тогда пришел к власти и все на него с этой надеждой поглядывали. В том числе молодой Звягинцев…

Возвращение (Андрей Звягинцев) [2003, Россия, Драма, BDRip] — RuTracker.org
V.I.Baranov
+8
V.I.Baranov, 27 Октября 2016 , url
Пусть бы господин Звягинцев объяснил любому американскому спонсору-продюссеру где эта творческая свобода зимует.

Что касается придурочных инициатив всяческих наших придурков и во власти и на гражданке, то как верно было замечено выше, к цензуре это не имеет никакого отношения. Это простое, но сладостно освящаемое СМИ, махровое хулиганство… Если по роже смазали тортом, или закидали яйцами это не цензура, это гражданская инициатива. Хотите гражданское общество — получайте гражданскую инициативу и не бегайте жаловаться государству на своё исключительное право творить по собственному усмотрению. Демократия она вот такое многоликое и многоголовое чудище, а ещё и лайя! И собственное усмотрение у всех её представителей дюже своё. Могут и мочой облить, и яйца к кремлёвской брусчатке прибить....))) Тоже ведь нашей несчастной лесной голытьбы свободное творчество !
i16chatos
+5
i16chatos, 27 Октября 2016 , url
Иначе говоря, всякого рода комедианты и фигляры жалают за мои, налогоплательщика, деньги, меня же кормить своим дерьмом. Нет уж! Любые удовольствия, но только за собственный счёт, и никакой цензуры. В рамках действующего законодательства, ясный пень.
Barban
-1
Barban, 27 Октября 2016 , url
Кстати, то, что Мединский пропустил на экраны за бюджетные деньги снятый Левиафан (Андрей Звягинцев) [2014, Россия, драма, BDRip] — RuTracker.org — пожалуй, самый подрывной фильм в истории новороссийского кино, говорит о том, что он его просто ни разу до разразившегося после выхода скандала не смотрел. Глянул на прокрутке, может, и только смущенно заметил мэтру, что у нас, мол, столько не пьют. Хотя основная беда в фильме как раз не с пьяными, а с трезвыми.

Т.е. мединские такого не смотрят… Им неинтересно.
Интересно было бы узнать, что смотрит, по вечерам отдыхая, Путин.
Ян Зовём
+3
Ян Зовём, 27 Октября 2016 , url
Но есть интересная деталь.

Начальная идея фильма — реальные события в США. Только вот в бесцензурных Штатах, ему фильм снимать не дали. Поэтому пришлось снимать страшную сказку про Россию.
Barban
-3
Barban, 27 Октября 2016 , url
Правда? Не знал.
И православная церковь в американском сценарии была?

Ну, да, если даже и так, то какой же вменяемый Левиафиан даст деньги снимать на себя такой «пасквиль и хулу». Только вдрызг вечно занятый баблораспилом — российский. Ему просто недосуг это кино смотреть.
Ян Зовём
+1
Ян Зовём, 28 Октября 2016 , url
В основе идеи фильма история Марвина Химейер. В США снимать эту историю не дали.

Потом в России конечно сюжет адаптировали.

Только, насколько я знаю, в том крае, где снимался фильм, было что-то такое. Только там мужик в конце пришел с сайгой, и грохнул «Левиафиан». Это к вопросу о правде.
Barban
+1
Barban, 28 Октября 2016 , url
и грохнул «Левиафиан»
Мафия — бессмертна
злой дядя
+4
злой дядя, 27 Октября 2016 , url
Плохо быть простым токарем, давит цензура в виде допусков и посадок на чертежах. А так хочется точить что душе угодно!
Flinky
+1
Flinky, 28 Октября 2016 , url
Посадка на сборочном чертеже :) Его токарю не дают.
злой дядя
+2
злой дядя, 28 Октября 2016 , url
Вот и ещё одно ограничение! Посадку отобрали на ровном месте!
Юрии Пягаи
+4
Юрии Пягаи, 27 Октября 2016 , url
аффтар тебе что неизвестно что «кто платит тот и заказывает музыку», хочешь слушать свою музыку плати СВОИ деньги и наслаждайся у себя в норе, а крысятничать никто не даст, за чужие деньги исполнять свои хотелки.
XoID
+3
XoID, 27 Октября 2016 , url
Что-то у меня образ пса нарисовался. Его кормят, а он мало того что срёт, так еще и скалится.
XoID
+7
XoID, 27 Октября 2016 , url
Нетупой, огласи-ка мне ватнику, список шедевров отечественного кинематографа, которые он произвел после распада злого тоталитарного СССР и до того, как им гайки при Путине стали завинчивать.

А то мы с товарищами даже не знаем что посмотреть при таком-то обилии ахуительных творцов.
Fireleo
+4
Fireleo, 27 Октября 2016 , url
Я как-то не понял, имеется ввиду, что деньги ничьи и поэтому «что хочу то и делаю»?
suare
+4
suare, 27 Октября 2016 , url
Песков прокомментировал последние заявления Райкина, Хирурга и статью Звягинцева

Пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову понравилось, как написана статья режиссера Андрея Звягинцева о цензуре, но он не во всем согласен с автором. Как передает ТАСС, чиновник 27 октября снова комментировал последние заявления о цензуре и ограничениях в искусстве. В целом же, по его мнению, и чиновники, и люди искусства говорят одно и то же, что цензура недопустима, и при этом спорят друг с другом.

Начавшего дискуссию Константина Райкина и Звягинцева Песков назвал «огромными талантами». Однако он предложил вести дискуссию по конкретным примерам проявления цензуры. «Это очень важно, чтобы Райкин сказал, была ли цензура когда-то применена или попытки похожие на цензуру в отношении него. Отсюда надо начинать дискуссию, — сказал представитель Кремля. — Я хочу, чтобы Райкин назвал хоть один случай, когда кто-то пытался ему что-то навязать или запретить. Я хочу, чтобы он сказал, что «мне запрещали делать в „Сатириконе“ вот это или навязывали вот это», вот тогда это будет дискуссия, действительно основанная на чем-то».

Песков признался, что к таланту Райкина в Кремле относятся «с безграничным уважением». Он выразил надежду, что байкер Хирург (Александр Залдостанов) извинится перед режиссером за обвинения в том, что такие, как Райкин якобы хотят превратить Россию в сточную канаву для нечистот. «Я считаю, что просто бес попутал этого мотоциклиста, который его (Константина Райкина) оскорбил. Я надеюсь, что он извинится», — сказал пресс-секретарь Путина.

В статье Звягинцева в «Коммерсанте» Песков оспорил тезис, что чиновники убеждены, что «деньги, которыми они распоряжаются, принадлежат им», и это ключевая черта, «свидетельствующая о безнравственности нашей власти». «Это не верный тезис абсолютно», — сказал он. «Чиновники распоряжаются деньгами государства в интересах этого самого государства, — отметил он. — Грубо говоря, если государство считает, что курение вредит здоровью, то государство вправе сказать, чтобы в кино никто не курил, если оно платит за это деньги. Можно ли назвать это цензурой? Нельзя».

Пресс-секретарь президента сказал также, что согласен, что отдельные группы людей не должны решать, что позволено в искусстве, а что нет. В частности, говоря о поведении активистов организации «Офицеры России», добившихся закрытия фотовыставки американского фотографа Джока Стерджеса «Без смущения» в галерее «Люмьер» в Москве, он напомнил, что власти осудили этот акт. «Это абсолютно хулиганская выходка», — резюмировал он.
suare
+2
suare, 27 Октября 2016 , url
Байкер Хирург отказался извиняться перед Райкиным, проигнорировав просьбу Кремля

Лидер байк-клуба «Ночные волки» Александр «Хирург» Залдостанов отказался принести свои извинения руководителю театра «Сатирикон» Константину Райкину, заявившему о недопустимости цензуры в искусстве. С соответствующим призывом ранее выступил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, предположив, что мотоциклиста «бес попутал».

источник: mk.ru
Александр «Хирург» Залдостанов

Лидер «Ночных волков» в интервью радиостанции «Говорит Москва» дал четко понять, что от своих слов отказываться не намерен. При этом Залдостанов подчеркнул, что «однозначно положительно» относится к Райкину как к режиссеру и человеку, который много сделал в искусстве.

По словам байкера, свои высказывания он адресовал не лично худруку «Сатирикона», а всем тем, кто устраивает «выставки педофилов» и тащит в Россию «всякую чернуху». «Прошу писать о Райкине с большой буквы, он достоин этого!» — резюмировал Хирург.

Ранее лидер «Ночных волков» Александр Залдостанов сравнил руководителя «Сатирикона» с «дьяволом, соблазняющим свободой». Байкер отметил, что «эти Райкины» хотят «превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты». При этом он пообещал защитить россиян от «американской демократии».

Таким образом Залдостанов отреагировал на разгромную речь Райкина на съезде Союза театральных деятелей России. В частности, худрук «Сатирикона» обвинил общественных активистов в попытке прикрыть «наезды» на искусство «высокими словами о патриотизме». По его мнению, власть намеренно дистанцируется от «группок оскорбленных людей», которые закрывают выставки и спектакли.

Тем не менее в Кремле слова Залдостанова расценили как оскорбление. Дмитрий Песков заявил, что руководство РФ относится к таланту Райкина с безграничным уважением, а также выразил надежду, что байкер перед ним извинится. Ранее Константина Райкина безоговорочно поддержали его коллеги по цеху, в том числе режиссер Андрей Звягинцев и худрук Большого драматического театра в Санкт-Петербурге Андрей Могучий.
suare
0
suare, 28 Октября 2016 , url
источник: static.life.ru
В Кремле прокомментировали отказ Хирурга извиняться перед Райкиным

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал тот факт, что лидер байкерского клуба «Ночные волки» Александр Залдостанов все-таки отказался извиняться перед режиссером Константином Райкиным1.

— Считаю, что все сказано, что должно было быть сказано. Все остальное тема для схоластики на круглых столах, — заявил Песков.

Напомним, высказывания Райкина на съезде Союза театральных деятелей вызвали широкий общественный резонанс на съезде Союза театральных деятелей. Он заявил о возрождении цензуры в России в связи с закрытием выставок и спектаклей. В свою очередь байкер Хирург обвинил главу театра «Сатирикон» в «превращении страны в сточную канаву».
suare
+1
suare, 28 Октября 2016 , url
источник: cdn3.tass.ru
Олег Табаков призвал коллег «работать без агрессии»

Народный артист СССР, художественный руководитель двух театров — МХТ имени Чехова и своего собственного — Олег Табаков призвал коллег по искусству «работать без агрессии, которая очень нехороший знак для нашего общества». Об этом он заявил на торжественной церемонии вручения памятных знаков «Чайка» артистам и сотрудникам МХТ, откликаясь на вызвавшее широкий резонанс выступление Константина Райкина, прозвучавшее на съезде Союза театральных деятелей РФ.

«Мой давний друг Костя Райкин выступил на съезде театральном и сказал о наших проблемах, — начал Табаков. — Я на съезде не был: веду два театра, школу, да и лет мне многовато. Суть выступления знаю и скажу так: не обижайтесь на хорошего актера, он говорит о том, что наболело».



Табаков признал, что «у нас действительно появились персонажи, которые пытаются диктовать художникам, что они должны делать. Диктовать иногда в недопустимо агрессивной форме». «Эти товарищи, я бы назвал их лазутчиками, выпрыгивали, например, на сцену Художественного театра, чтобы остановить спектакль, который оскорбляет их чувства», — напомнил худрук МХТ.

По его словам, этим людям «кажется, что если цензуры нет, то они должны теперь контролировать искусство». «Я человек бывалый, — продолжил Табаков, — всякое видел и потому спектакля не снял. Прошло несколько лет, и оказалось, что спектакль этот прекрасно идет и собирает публику. Поэтому с высоты своего большого советского и постсоветского опыта хочу сказать некоторым нетерпеливым товарищам: не приносите свиные головы к МХТ, не выпрыгивайте на сцену во время спектаклей, не думайте, что вы таким образом поможете создать правильное искусство. У вас нет возможностей поставить спектакль или сыграть его, примите это как аксиому», — заявил Табаков.



Он констатировал, что «начиная с конца 80-х, у нас в стране отменили цензуру». «Согласен с Райкиным, это действительно великий шаг. Еще и в том смысле, что теперь каждый предъявляет и свой талант и свою бездарность без посредников. У нас самих есть много способов понять, что мы делаем, как наше слово отзывается в публике. И потому давайте работать без агрессии, которая очень нехороший знак для нашего общества», — призвал коллег по искусству Олег Табаков.

Заявление Райкина

В понедельник народный артист РФ, руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин в ходе своего выступления на съезде Союза театральных деятелей заявил, что в последнее время участились попытки давления на искусство со стороны различных общественных организаций. По словам Райкина, это «совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные» действия, «прикрывающиеся словами о нравственности, о морали», «безобразные посягательства на свободу творчества». Он добавил, что «власть нейтральна» по отношению к таким «группкам оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки».

Райкин назвал запрет цензуры событием векового значения в духовной и художественной жизни страны. Артист считает, что сейчас предпринимаются попытки вернуть цензуру обратно, причем «вернуть не просто во времена застоя, а в сталинские времена». Райкин призвал коллег к цеховой солидарности, отметив, что искусство само в себе имеет достаточно фильтров, и подчеркнул, что власть «не должна вмешиваться, а должна помогать искусству и культуре».

Позиция власти

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя заявление Райкина о давлении на искусство, сообщил, что цензура в России недопустима, однако государство вправе заказывать произведения искусства на заданную тему, если они финансируются из бюджетных средств.

«Как таковая цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась, в том числе на встречах президента (РФ Владимира Путина) с представителями театральной, кинематографической общественности», — подчеркнул представитель Кремля, комментируя выступление художественного руководителя «Сатирикона» Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей.

Песков при этом обратил внимание, что есть постановки и другие произведения искусства, которые осуществляются за государственный счет. «Естественно, если государство дает деньги на какую-то постановку, то государство вправе обозначить ту или иную тему. Государство заказывает произведение искусства на ту или иную тему. Это не цензура, не нужно путать это (цензуру) с заказом государства», — подчеркнул пресс-секретарь президента.

Что же касается произведений, которые создаются без участия государственных денег, то они лишь не должны нарушать положения действующего законодательства, в том числе — о противодействии экстремизму и т. д., отметил Песков.

Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков добавил, что для того, чтобы вести дискуссию о цензуре, необходимы конкретные примеры, в том числе и из практики Константина Райкина. При этом пресс-секретарь президента подчеркнул, что и Райкин, и поддержавший его в прессе режиссер и сценарист Андрей Звягинцев — огромные таланты.

Минкультуры не вмешивается в художественную деятельность
В свою очередь, заместитель министра культуры РФ Александр Журавский заявил, что ведомство «очень удивили» слова Райкина по поводу наличия «цензуры» и попытках давления на театры.

«Нас очень удивили слова Константина Аркадьевича Райкина как по поводу возможного закрытия театра, так и по поводу наличия „цензуры“, „наездов“ на театры. У театральных деятелей нет никаких оснований для подобных заявлений», — сказал Журавский.

«Драматургический материал никогда не подвергался с нашей стороны корректуре или специфическим правкам. Этого не происходило и не происходит. Никаких указаний со стороны государства нет», — подчеркнул заместитель министра. Он также отметил, что Минкультуры при этом «не требует ничего, что связано с творческими показателями, не вмешивается в художественную деятельность, не руководит выбором театральных пьес, материалов».

«Если говорить о экономических показателях, то это абсолютно в поле наших полномочий и функций. Если же речь идет о творческой составляющей, то мы не осуществляем никакой цензуры. Мы поддерживаем современную драматургию, молодую режиссуру, поддерживаем и осуществляем грантовую поддержку регионов», — отметил Журавский.

vmizh
+1
vmizh, 28 Октября 2016 , url
Народный артист СССР, художественный руководитель двух театров — МХТ имени Чехова и своего собственного — Олег Табаков призвал коллег по искусству «работать без агрессии, которая очень нехороший знак для нашего общества». Об этом он заявил на торжественной церемонии вручения памятных знаков «Чайка» артистам и сотрудникам МХТ, откликаясь на вызвавшее широкий резонанс выступление Константина Райкина, прозвучавшее на съезде Союза театральных деятелей РФ.
Тремя руками ЗА.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать