Большая евразийская сделка. К визиту вице-премьера Шувалова в Тегеран

отметили
13
человека
в архиве

Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов прибыл вчера в Тегеран с однодневным визитом. Главными темами переговоров с иранскими официальными лицами стали временное соглашение в рамках формирования зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом и Ираном, а также иные вопросы российско-иранского экономического сотрудничества.

В программе — встречи Шувалова с первым вице-президентом Ирана Эсхаком Джахангири, министром промышленности, шахт и торговли Мохаммадом Резой Нематзаде и министром связи и информационно-коммуникационных технологий Махмудом Ваези.

Встречи это хоть и сложные, но достаточно «технические». Что называется, «рабочие».

Политические решения приняты заранее: еще в декабре прошлого года президенты России, Казахстана, Киргизии и Армении на саммите ЕврАзЭС одобрили предложения о необходимости начала переговоров о создании зоны свободной торговли с Ираном, Египтом, Индией и Сингапуром.

Собственно тема ЗСТ Ирана с ЕврАзЭС обсуждалась на проходившем 11-13 декабря прошлого года в Тегеране заседании Российско-иранской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Ее сопредседатель с иранской стороны Махмуд Ваези сообщил тогда журналистам, что Иран надеется подписать соответствующее соглашение в 2017 году. При этом никто и не скрывает, что соглашение о ЗСТ с Ираном будет реализовываться в несколько этапов. Это, в частности, означает, что сначала свободный режим будет действовать только в отношении определенного круга товаров. И окончательно список этих товаров пока еще отнюдь даже и не утвержден.

Как считают эксперты, на первом этапе речь пойдет вообще только о продукции легкой промышленности и агропромышленного комплекса: создание зоны свободной торговли осложняет еще и тот факт, что Иран не является членом ВТО. Хотя и нам, и персам куда интереснее, во-первых, создание транспортного коридора «север-юг». А, во-вторых, кооперация в области железнодорожного строительства, военно-промышленного комплекса, энергетики и тяжелого машиностроения: в частности Иран очень интересуют российские тяжелые грузовики.

Непростые переговоры, которые ведет сейчас о деталях соглашения по зоне свободной торговли ЕврАзЭС с Исламской республикой Иран в Тегеране Игорь Шувалов, ничуть не менее судьбоносны для региона, чем разрядка ситуации в Сирии.

Россия в настоящее время имеет «геополитический шанс» осуществить мечту любой евразийской империи, от Хунну, Хазарского каганата и монгольской державы Чингизидов до наших дней. А именно — замкнуть на себя все «караванные сухопутные пути» через материк.

И не только по маршрутам запад-восток-запад, но и по не менее значимому и интересному «север-юг».

Да, сегодня есть множество проблем, в частности, с «выпадающей» Белоруссией. Но эта последняя проблема в первую очередь является проблемой самой Беларуси — причём, как недавно подтвердила сама белорусская сторона, «неразрешимых противоречий нет».

На крайний случай же следует помнить, что усиленно «рекламируемые» А.Г. Лукашенко трансъевропейские маршруты через его территорию, упирающиеся в польские и прибалтийские порты, остальным участникам ЕАС, в частности России, менее интересны. Под необходимые мощности вполне можно «расшить» и российскую портовую инфраструктуру, препятствий тут особо никаких нет. И неслучайно именно в ходе «манкированного» Лукашенко саммита президент Армении Серж Саргсян заявил, что президент Ирана Хасан Роухани выразил заинтересованность в заключении временного соглашения с ЕврАзЭС, ведущего к образованию ЗСТ. «Белорусский маршрут» дело пока вполне второстепенное, можно обойтись без него.

Добавил 1sr 1sr 22 Февраля 2017
проблема (5)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать