SpaceX уже второй год убыточна и, похоже, не переживет еще одной аварии

отметили
37
человек
в архиве
SpaceX уже второй год убыточна и, похоже,  не переживет еще одной аварии
Исторический пуск SpaceX на фоне экономических вопросов
На этой неделе, скорее всего, состоится исторический первый пуск уже летавшей ступени ракеты-носителя Falcon 9. Ее тестовый прожиг уже съехал с воскресенья на понедельник, и плановая дата запуска, вероятно, сдвинется со среды на четверг. Пуск, скорее всего, будет успешным, и интернет заполнит ликование. Но в 2017 году для SpaceX более важными, чем повторный запуск летавшей ступени или даже испытания Falcon Heavy будут менее заметные и более грустно выглядящие экономические вопросы.

Приключения ступени №1021
Тестовый прожиг в понедельник станет уже пятым (или восьмым, смотря как считать) включением двигателей первой ступени №1021. После сборки ступень испытали 5 февраля 2016 на тестовом стенде в МакГрегоре. После успешных испытаний сопла нескольких двигателей умудрились повредить в инциденте с наземным оборудованием 8 февраля. Сопла починили, и ступень отправили на мыс Канаверал в конце марта 2016. Во второй раз двигатели включались на 3,5 секунды при тестовом прожиге на стартовом комплексе SLC-40 5 апреля. Спустя три дня ступень стартовала (третье включение двигателей) с миссией снабжения МКС CRS-8. Проработав 2 минуты и 42 секунды, первая ступень отделилась от второй. Успешная посадка на баржу «Конечно, я все еще люблю тебя» — это еще три включения двигателей, но не всех, поэтому их можно как учитывать, так и нет.


Эта посадка стала первым успешным возвращением первой ступени на баржу. Любопытно, что в качестве альтернативного рассматривался вариант возврата на посадочную площадку около старта, но выбрали посадку на баржу для доказательства ее осуществимости.

Изначально планировалось, что ступень №1021 не полетит снова, а будет использована в испытаниях на стенде. Десять включений двигателей должны будут подтвердить, что ступень возможно использовать повторно. Но ситуация изменилась, когда, вопреки ожиданиям, на баржу успешно села ступень №1022, использованная при выведении JCSAT-14. Спутник был тяжелый, и предполагалось, что первая ступень не сможет совершить мягкую посадку. Частично эти опасения оправдались — посадка получилась более жесткой. Но для испытаний ступень №1022 подошла лучше всего.


Уже летавшие ступени Falcon 9 в ангаре, фото SpaceX

В июле 2016 SpaceX объявила, что ступень №1021 будет использована повторно, для не объявленной полезной нагрузки, а ступень №1022 отправили на испытания. В августе 2016 были названы полезная нагрузка — телекоммуникационный спутник SES-10 для геостационарной орбиты и ожидаемая дата запуска — октябрь-ноябрь 2016. Но все карты спутала авария 1 сентября на тестовом прожиге перед пуском спутника AMOS-6. Полеты SpaceX были остановлены на четыре месяца, а запуск SES-10 в итоге съехал на конец марта. В январе 2017 ступень снова была протестирована в МакГрегоре (четвертое или седьмое включение двигателей) и отправлена на мыс Канаверал. Старт уже был перенесен как минимум два раза — один раз из-за задержки пуска грузовика Cygnus OA7 к МКС и второй раз из-за задержек при подготовке к пуску уже у самой SpaceX. Мы уже привыкли, что с первого раза ракеты у Маска не улетают, так что пуск в четверг, вполне возможно, будет еще перенесен, но, скорее всего, успеет состояться на этой неделе.

Главная задача
Действительно большое достижение повторного использования ступени, тем не менее, не является критически важным, после которого у SpaceX внезапно станет «все хорошо». Дорога перехода на многоразовые средства выведения долгая, и в ближайшие годы никто даже в SpaceX не будет знать, окажется ли она в итоге успешной. Более подробно об этом я писал тут — стоимость послеполетного обслуживания, ресурс ступени и процент потерь пока что существуют только в бумажных расчетах и не подтверждены опытом.

А самой важной задачей на 2017 год для SpaceX я бы назвал выход на регулярные успешные пуски. По плану в 2017 году должно быть 27 пусков Falcon 9 и Heavy, уже кончается март, а состоялось всего три. В январе этого года президент SpaceX Гвин Шотвелл уже говорила о «надежде как минимум на 20 пусков». При этом два последних года были очень неудачными для компании из-за аварий. В начале 2017 газета The Wall Street Journal опубликовала финансовые данные и планы SpaceX. Статья до сих пор недоступна для не зарегистрированных пользователей, но российский сайт vc.ru процитировал иллюстрации статьи у себя.


Если предположить, что финансовые результаты 2016 повторяют 2015 из-за аварии 1 сентября, что вполне логично, то SpaceX несет убытки уже 2 года подряд. Косвенно это подтверждается тем, что на официальном сайте из описания компании убрали слово «прибыльная».



В 2015 и 2016 годах SpaceX не смогла выйти на 10 пусков в год, значит, планы на 20-27 пусков в 2017 — это увеличение объемов работ как минимум в два раза. А такая задача — большой вызов для любой организации. Именно «золотая эра» спейс шаттлов 1984-1985 была временем самой большой нагрузки на обеспечивающий персонал, ресурсов, денег и людей не хватало. Если SpaceX, как и NASA в 80-х, ошиблась с оценками затрат ресурсов на запуски, то проблема перегрузки может повториться.

«Уроки космических катастроф»
Блестящий видимый успех NASA скрывал катастрофическую перегрузку исполнителей. В мемуарах астронавта Майка Маллейна рассказывается о целых коллективах, перерабатывающих месяцами без единого выходного, рабочих, которых выдергивали вечером из дома по срочному вызову, и они работали даже в пьяном виде. Документооборот NASA переполнялся требованиями «Мне нужны люди! Запасные части! Оборудование!», которые оставались без ответа, потому что не на что было приобрести требуемое.


В таких условиях легче совершить ошибку или недооценить проблему, которая может привести к аварии. А новые аварии SpaceX себе позволить не может, потому что это потеря времени, денег, клиентов и репутации.




При всех сложностях планы SpaceX грандиозны на уровне мегаломании. Начиная с 2020 года главным доходом компании планируется сделать не запуски ракет-носителей, а доход от услуг связи и глобального интернета. 12000 спутников должны будут приносить компании десятки миллиардов долларов в год к середине 2020-х при том, что банальная арифметика требует еще одной промышленной революции в производстве и выведении спутников, технологии для которой SpaceX пока не показали.




С другой стороны, когда половину пакета заказов занимают государственные агентства — NASA и военные, можно строить гигантские планы. Цены SpaceX пока что очень выгодно смотрятся на американском рынке по сравнению с ULA, Маск продолжает выигрывать контракты на запуски государственных спутников, и новая администрация Трампа пока что не перекрывает ему кислород.
Добавил Barban Barban 27 Марта
проблема (2)
Комментарии участников:
fStrange
-3
fStrange, 27 Марта , url

значит, планы на 20-27 пусков в 2017

 нет таких планов. Ну и несколько других ляпов, того же плана с фактурой.

istinspring
0
istinspring, 27 Марта , url

Слышь, умный, а как там насчет «работы с источниками»? Пруфы тебя героически оставшийся жрать говно не учили давать?

У меня вот есть.

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Falcon_9_and_Falcon_Heavy_launches#2017_2

Прикинь ровно 27 насчитал! Но не верь наслово — иди проверь сам.

https://spaceflightnow.com/launch-schedule/

Latest changes:

March 23: Ariane 5/SGDC & Koreasat 7 delayed; Atlas 5/OA-7 delayed; Adding PSLV/Cartosat 2E; GSLV Mk.3/GSAT 19 delayed
March 21: Ariane 5/SGDC & Koreasat 7 delayed
March 20: Ariane 5/SGDC & Koreasat 7 delayed; Atlas 5/OA-7 delayed; Falcon 9/SES 10 delayed
March 16: Adding window for Falcon 9/SES 10; Adding date for Falcon 9/NROL-76; Adding date for Falcon 9/Inmarsat 5 F4; Falcon 9/Intelsat 35e delayed

 delayed — задержан, отложен.

Ruapss
0
Ruapss, 27 Марта , url

Илон Маск — агент Путина

Flinky
+6
Flinky, 27 Марта , url

Остап Петрикович просто хочет ещё денег.

Те же самые визги с завидной регулярностью выдают, например, у нас страховщики по ОСАГО.

arez
+1
arez, 27 Марта , url

1. Трам поддержал увеличение расходов на космос для NASA

2. НАСА заключила контракты на полеты с РФ...

Вывод, либо Илону Маску не верят, либо у него не сложилось(агенты Кремля?) с NASA..

Если я не прав — поправьте.

lifeos
+1
lifeos, 27 Марта , url

на год только продлили. в 2018ом уже планируют летать на своем

russian.rt.com/article/304705-soyuz-nerushimyi-amerikancy-budut-letat-na-rossiiskih

istinspring
-2
istinspring, 27 Марта , url

потом продлят. на чем они летать будут? за год даже машину не сделать. а у них еще конь не валялся.

lifeos
+1
lifeos, 27 Марта , url

ракетоноситель falcon 9 сейчас во всю летает. именно он и будет отправлять к МКС космонавтов

2018 [37] SpaceX организует космический тур для двух туристов. В следующем году они облетят вокруг спутника нашей планеты и уже дали аванс за путешествие. Туристы отправятся в космос с той же стартовой площадки, которую использовали для запуска кораблей «Аполлон».

май 2018[38] Первая пилотируемая миссия SpaceX к МКС. В качестве ракеты-носителя будет использован Falcon 9[39][40].

 единственный вариант, если убьют человека при первом полете — тогда на долго все отложится 

istinspring
-3
istinspring, 27 Марта , url

отложат скорее всего в 2018. Я хз кому это пишут, всегда сроки срываются.

lifeos
+2
lifeos, 27 Марта , url

ну увидим. если даже на пол года сдвинется — ничего страшного

все равно доделают когдато

istinspring
-3
istinspring, 27 Марта , url

там еще страховки есть, для спэйс икс цена страховки в будет выше т.к. нет «record» ну т.е. если союзы летают уже десятилетиями, то какова статистика для спэйсикс никто пока сказать не сможет.

lifeos
+1
lifeos, 27 Марта , url

все это вторично

lifeos
+1
lifeos, 27 Марта , url

убытоночсть не важна. сейчас им важно свое слепить и все оттестировать, а не летать бесконечно на союзах

unknown1
0
unknown1, 27 Марта , url

Не будут его банкротить. Будут вытаскивать его до последнего пока не появится другая внутренняя альтернатива. Что бы это понять, нужно предстовлять что из себя представляет Илон Маск. Илон Маск — это икона новой техногенной религии. Гений, миллиардер, плэйбой, филантроп. В общем вы поняли «железный человек»

6 лет назад — этой иконой был Стив Джобс.

И до тех пор пока он будет соответствовать этому образу, его будут вытягивать. Сколько бы это не стоило.

lifeos
0
lifeos, 27 Марта , url

да это любому дураку понятно. дадут столько денег, сколько нужно т.к летать в космос на чем то нужно



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать