Ученые доказали, что "Страдивариусы" звучат не лучше обычных скрипок

отметили
58
человек
в архиве

Знаменитые скрипки Страдивари звучат хуже или просто не лучше, чем обычные современные скрипки, для «слепого» уха ведущих скрипачей и простых любителей музыки, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале PNAS.

 

источник: cdn3.img.ria.ru

 

«Многие люди сегодня считают, что старые итальянские скрипки и виолончели обладают уникальным звуком, который современные инструменты просто не могут достичь. Многие ученые долго пытались раскрыть „тайну“ звука Страдивари, но только сейчас этот вопрос начал исследоваться серьезно», — рассказывает Клаудия Фритц (Claudia Fritz) из университета Пьера и Марии Кюри в Париже (США).

Каждый любитель музыки знает о существовании знаменитых «Страдивариусов» – скрипок, изготовленных итальянским мастером Антонио Страдивари в конце 17 или начале 18 века. Эти скрипки, как считают многие критики и обыватели, обладают уникальным, непревзойденным звуком из-за их уникальной структуры и таланта их создателя. На сегодняшний день сохранилось около 650 скрипок великого Антонио, каждая из которых стоит миллионы долларов.

 

По словам Фритц, ее команда изучала одно из самых известных «чудодейственных» свойств скрипок Страдивари – их «концертность». Как утверждают любители таких скрипок, творения Страдивари приспособлены для игры в концертных залах и других крупных помещениях – они звучат относительно тихо для самого скрипача, но громко для зрителей в зале. Звук скрипки, как выражаются критики, словно «раскрывается» для зрителей, становясь более сложным на большом расстоянии от инструмента.

Ученые проверили, так ли это проведя два независимых эксперимента в двух концертных залах в Париже и в Нью-Йорке, собрав команду из нескольких самых известных скрипачей мира и несколько десятков любителей музыки, согласившихся сравнить игру этих мастеров на обычных скрипках и на «Страдивариусах».

Как рассказывает Фритц, и скрипачи, и слушатели работали «вслепую» – ни те, ни другие не знали, на каких инструментах будут играть «Концерт для скрипки с оркестром» Чайковского, произведения Брамса, «Скрипичный концерт» Сибелиуса и другие симфонические произведения.

Для чистоты эксперимента подобные сеансы «аудирования» велись в двух форматах – в малом концертном зале в Париже с аккомпанементом, и в большом зале в Нью-Йорке без аккомпанемента. Слушатели и сами скрипачи должны были оценить громкость звука, его чистоту, богатство и прочие субъективные характеристики звучания каждой скрипки.

И в том и в другом случае были получены абсолютно идентичные результаты – «Страдивариусы» вчистую проиграли своим современным конкурентам, которые показались и музыкантам, и слушателями более громкими и интересно звучащими. Только 44% слушателей и музыкантов удалось угадать, какая из скрипок была «Страдивариусом». Это означает, что они на самом деле не могли отличить звук легендарного инструмента от «обычной» современной скрипки и действовали наугад.

 

Что самое интересное, ни в том, ни в другом случае Фритц и ее коллегам не удалось зафиксировать «концертного» эффекта скрипок Страдивари – все инструменты казались слушателям громче на небольшом расстоянии, и тише – на большой дистанции. Соответственно, все утверждения о «волшебном» звуке Страдивари являются продуктом самовнушения и высокой репутации итальянского мастера, заключают ученые.

Добавил Никандрович Никандрович 9 Мая 2017
проблема (2)
Комментарии участников:
axes
+11
axes, 9 Мая 2017 , url

Вот что значит хорошо поставленный эксперимент и непредвзятая оценка.

LaRuss
+8
LaRuss, 9 Мая 2017 , url

Страдивари приспособлены для игры в концертных залах и других крупных помещениях – они звучат относительно тихо для самого скрипача, но громко для зрителей в зале.

Хотелось бы обратить внимание читателей, что речь в этой статье идёт о проверке только одного качества скрипки Страдивари — дальше громко, близко тихо. Другие качества скрипок Страдивари, Амати, Гварнери — под сомнения не ставятся, они без сомнений лучше всех остальных. Красота их звучания под сомнение не ставится.
Название статьи придумано журналистом не очень понимающим о чём он пишет.
Что касается «качества» зрителей и так называемых «музыкантов» выбранных «экспертами», то можно выразить сомнение в их качестве.
Восемь лет отданные скрипке, позволяют мне говорить об этой теме уверенно.

openid.mail.ru-inbox-setonfire
+3
openid.mail.ru-inbox-setonfire [вечный бан], 9 Мая 2017 , url
Комментарий удален
LaRuss
+3
LaRuss, 9 Мая 2017 , url

Во-первых выбирайте выражения и не тыкайте.
Во-вторых я знаю таких «слушателей» и «экспертов», которые не могут отличить звук альта от скрипки.
В третьих, я был лично знаком с двумя изготовителями скрипок и слышал звук скрипок фабричных и сделанных по старым технологиям, например Гварнери.
Я понимаю, что в подворотне о таких вещах ничего узнать нельзя.

openid.mail.ru-inbox-setonfire
+2
openid.mail.ru-inbox-setonfire [вечный бан], 9 Мая 2017 , url
Комментарий удален
Игемон
+3
Игемон, 9 Мая 2017 , url

Если такие исследования проводят, значит это кому-то нужно. Недавно приезжал к нам всемирно известный итальянский скрипач Сергей Крылов.  Звучание инструмента поразило! Слух у меня отсутствует напрочь, но видно это какие-то струны души в резонанс вводит. Потом я узнал, что он играет тоько на «Страдивари» и «Гваданини». И ещё один момент: кому поручить играть! Мудак и на Амати так хреново сыграет, что на балалайке от Бывалова получится лучше!

срф
+2
срф, 9 Мая 2017 , url

Ага. Еще «Черный квадрат» Малевича под сомнение поставьте

Пух
+2
Пух, 9 Мая 2017 , url

))). уже ставили. тссс… Грят оно не совсем квадрат..

/шепотом/ А есть еще секты Свидетелей Hi-Fi/Hi-End аппаратуры, камлающих на провода из отожженой меди, коим слышаться звуки в природе не существующие. 

Nezloi
+5
Nezloi, 9 Мая 2017 , url

Был эксперт суров и важен..

Снисходительно учил...

Но Боккаччо, от Гварнери...

Все же блин… не отличил...:)

bee_e
+3
bee_e, 9 Мая 2017 , url

ванГог чтоле?

Nezloi
+1
Nezloi, 9 Мая 2017 , url

Тепло...:))

Tamriko
0
Tamriko, 9 Мая 2017 , url

Этот вопрос могут решать только специалисты, но и они могут быть качнственно разные. А могут быть и подкупленные теми, кто производит обычные скрипки… В наше время всё возможно...

Саша Волжанин
0
Саша Волжанин, 9 Мая 2017 , url

Кому то не даёт покоя слава старинных мастеров. 



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать