Гений неба: как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160

отметили
64
человека
в архиве
Гений неба: как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160

Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь») считается лучшим в мире самолётом своего класса. В 1990-е годы эти бомбардировщики распиливали на металлолом под чутким руководством американских наставников. Удалось сохранить всего 16 машин. В 2015 году Минобороны РФ объявило о начале работ по возрождению легендарного ракетоносца — сейчас к выпуску готовится модернизированная модель Ту-160М2. RT выяснял, каким будет новый самолёт.

Российские вооружённые силы скоро получат новые сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160М2. Планируется, что серийный выпуск новой модификации знаменитого «Белого лебедя» начнется после 2021 года. А первые опытные образцы новой машины появятся в 2019 году. 2 июня глава Минобороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что первоочередные агрегаты Ту-160М2 уже пущены в производство. Эту информацию министр озвучил во время селекторного совещания в оборонном ведомстве. Как сообщила в конце мая пресс-служба ПАО «Туполев», на Казанском авиационном заводе начата сварка крупных элементов нового самолёта серии Ту-160.

Вернуть утраченное


Для нужд Минобороны РФ «Туполев» должен произвести около 50 самолётов Ту-160М2, этот объем закупок нового бомбардировщика ранее анонсировал замминистра обороны РФ Юрий Борисов. В настоящее время на вооружении ВСК РФ стоит 10 самолётов Ту-160, произведённых ещё в советский период. Часть уникальных ракетоносцев была просто уничтожена в 90-е. Оставшиеся после распада СССР на украинской территории машины были распилены в рамках программы США по «совместному уменьшению угрозы». Правда, часть самолётов Москва смогла выменять у Киева в обмен на украинские долги за газ в 1999-2000 годах.

Кроме Ту-160, на вооружении ВКС России стоят стратегические бомбардировщики Ту-95 («Медведь»). Самолёт был разработан после Второй мировой войны, первый полёт Ту-95 совершил в 1952 году. До сих пор этот турбовинтовой самолёт удерживает лидерство среди машин своего класса, и способен нести самые современные ракеты.

Но технологии не стоят на месте, а военный арсенал нуждается в постоянном обновлении. Ту-160М2 должен со временем заменить самолёты, сконструированные ещё в прошлом веке. Параллельно идут работы над перспективным авиационным комплексом дальней авиации (ПАК ДА), в нём будут частично применены технологии Ту-160М2.

В работы по созданию Ту-160 в той или иной степени было вовлечено около 800 советских заводов и организаций. Чтобы разработать и запустить в производство новую модификацию машины, также необходима координация целого ряда предприятий. В марте 2016 года был дан старт программе переоснащения Казанскогоавиационного завода (КАЗ) им. С.П. Горбунова для разработки Ту-160М2.

Как пояснил СМИ заместитель гендиректора компании «Туполев» Валерий Солозобов, для работы над Ту-160М2 привлечены инженеры всех ведущих авиаконструкторских школ: «Туполева», «Сухого», «Яковлева», «Бериева», «Микояна».

«Конструкторы в разных частях России заняты проектированием разных частей планера и крыла. Это поможет кардинально ускорить изготовление узлов и агрегатов «стратега» на современных станочных обрабатывающих центрах», — заявил Солозобов.

Венец советского ВПК
Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой геометрией крыла (возможность менять угол крыла к корпусу самолёта — RT). Бомбардировщик может нести как ядерные, так и обычные снаряды, радиус поражения превышает 7000 км. Дальность его полёта без дозаправки — почти 14000 км.

Ту-160 — самый мощный стратегический бомбардировщик, совокупная тяга его четырёх двигателей — 100000 кгс, он может нести боевую нагрузку до 40 тонн. Для сравнения, мощность американского стратегического бомбардировщика B-52 — всего 61680 кгс.
Новые модели стратегических бомбардировщиков разрабатываются в России с прицелом на будущее. Сегодня российские машины такого класса заметно опережают иностранные аналоги по большинству параметров. В конце 90-х американская компания Northrop Grumman разработала многоцелевой бомбардировщик B-2 Spirit, применение стелс-технологий позволило сделать машину менее заметной для радаров, чем Ту-160.

источник: cdn.rt.com

 

Однако цена B-2 Spirit — $2 млрд (один Ту-160 обходится в $250 млн) — обнулила достигнутое преимущество.

В оборонном ведомстве РФ рассчитывают, что модификация Ту-160М2 будет вдвое эффективнее старой модели дальнего бомбардировщика. По словам главкома Воздушно-космических сил РФ генерал-полковника Виктора Бондарев, глубина модернизации ракетоносца достигнет 60%.
В частности, будет коренным образом обновлена авионика (электронная «начинка» самолёта —RT). Конструкторы намерены реализовать интегрально-модульной принцип — элементы бортовой электроники будут взаимозаменяемы. В случае выхода из строя одного компьютера, его функции будут перераспределены между другими звеньями системы.

Самолёт будет оснащён принципиально новым комплексом радиоэлектронной борьбы. Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) оснастит Ту-160М2 бортовым комплексом «Гималаи», ранее поставленным для истребителей пятого поколения Т-50. «Белый лебедь» будет защищён от ракет ЗРК, а также авиационных ракет.

Разработчики заявляют, что комплекс радиоэлектронной защиты укроет самолёт практически от 100% угроз.
Рассчитывать курс Ту-160 будет при помощи инерциальной навигационной системы БИНС-СП-1. Система, оснащённая тремя лазерными гироскопами и кварцевыми акселерометрами определяет положение машины в пространстве с точностью до 100 м и может работать в любых широтах, включая арктические условия.

Планируется, что новые двигатели НК-32-02 позволят поднять потолок полёта «Белого лебедя» до 22 км. Это позволит вывести бомбардировщик за радиус действия американских ЗРК «Patriot», дальность поражения которых не превышает 20 км.
Двигатели для самолётов линейки Ту-160 производились прежде на Куйбышевском моторостроительном заводе им. М. В. Фрунзе (сейчас предприятие носит название ПАО «Кузнецов» — RT).

Самолёт «судного дня» и локальных конфликтов
Как пояснил в интервью RT военный эксперт Михаил Ходарёнок, Ту-160 не имеет равных ни по дальности полёта, ни по взлётному весу, ни по размеру, а также по вооружению.

«Но в авиации есть такой закон — когда подходит к концу установленный срок действия того или иного агрегата, его нужно менять. Продолжать поддерживать парк существующих стратегических бомбардировщиков нужно, но требуется и обновление. В принципе, Ту-160М2 будет новым самолётом, от изначального Ту-160 останется только планер. Пока будет готов перспективный комплекс дальней авиации (ПАК ДА — RT) пройдёт ещё немало времени, а Ту-160М2 можно построить намного быстрее. Хотя и эту задачу простой назвать нельзя — чего только стоят работы по переносу бумажных чертежей 70-х годов в электронный вид, который «понимают» современные станки», — рассказал эксперт.

Выпуск Ту-160М2 позволит обновить воздушный флот РФ до появления сверхсовременного ПАК ДА, на создание которого нужно на порядок больше времени и средств. Стратегическая авиация — одно из самых эффективных видов оружия, поэтому затраченные на её модернизацию усилия более чем оправданы.

Как пояснил RT военный эксперт Виктор Мураховский, дальняя стратегическая авиация имеет целый ряд преимуществ, которые делают её актуальным и востребованным оружием. Для ракеты наземного базирования, например, нужно абсолютно точное целеуказание, кроме того, такие ракеты не могут соперничать по оперативности реакции с дальним бомбардировщиком.
«Ракету после пуска уже нельзя перенацелить, а бомбардировщик может менять боевую задачу непосредственно во время полёта. По опыту применения дальней авиации, например, во время операций Советского Союза, такие ситуации нередко возникают. Бомбардировщик может барражировать вблизи района применения и при появлении цели мгновенно её поражать из положения дежурства. Опыт свидетельствует о том, что стратегические бомбардировщики находят применение и в локальных конфликтах. Использование вместо них крылатых ракет наземного базирования было бы очень дорого и неразумно», — резюмировал Мураховский.

Добавил oskarter oskarter 5 Июня
проблема (3)
Комментарии участников:
Tamriko
+4
Tamriko, 5 Июня , url

Белая смертушка...  Да еще и с вагнеровским музыкалным оформлением… Ваще кирдык!!!

rusinvent
0
rusinvent, 5 Июня , url

Отправили бы хоть раз на таком действующем сверхзвуковом красавце не ракеты, а тургруппу в Тайланд или какую-нибудь небольшую делегацию в Юго-Восточную азию на выставку. Например на Филлипины. Со всерхзвуком долететь делегации за 4-5 часов от Москвы до Тайланда или Филлипин! Эти страны, да и вся бы Азия просто облезли от восторга! А Австралия там на выставке облезла бы от злости и зависти!

Мы бы сразу резко подружились со множеством стран! а если бы лидера Филлипин на таком прокатить над Филлипинами со всерхзвуком, он бы забыл всё на свете от восторга! Мирная психология!

Вот знаете, почему Франция во главе с Де Голлем в 1968 году вышла из военной организации НАТО? Потому что Де Голль в том году приехал с официальным визитом к Брежневу. А тот на переговорах мило пригласил французского лидера проехать и полюбоваться стартом наземной советской баллистической ракеты. Поехали вместе — полюбовались. Де Голль, вернувшись во Францию сразу объявил о выходе из НАТО. Штаты тогда просто охренели от такого неожиданного для них шага! Просто Де Голль посмотрел и понял, что очень не хочет, что бы такая мощнейшая советская стратегическая ракета случайно прилетела во Францию, как члена НАТО.

Психология!

shifty
0
shifty, 5 Июня , url

Дорого

Да и неудобно в отсеке для ракет для делегации

Кому надо и так следят как стратеги вокруг всей Европы к Сирии летают. Или к Аляске.

rusinvent
0
rusinvent, 5 Июня , url

Я написал про Юго-Восточную Азию, а не про Европу и Аляску



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать