Как китайские компании-подражатели сами оказались на передовых технологических позициях

отметили
17
человек
в архиве

источник: habrastorage.org

Эдвард Це и Марок Джервази утверждают, что страна, которую раньше высмеивали из-за её неспособности производить что-либо кроме подделок, сегодня рождает лидеров в инновациях и становится ролевой моделью для остальных

Кошка на карикатуре изображена потому, что по-английски «имитаторов» называют «copycats». Этимология термина неясна – кошки обычно не демонстрируют склонность к имитации / прим. перев.

Долгое время китайские компании были известны копированием зарекомендовавших себя на рынке продуктов, брендов и бизнес-моделей с Запада и адаптированием их к своему рынку с небольшими изменениями. Это явление известно как «санзай», буквально «горная крепость» – этим словом изначально обозначали бандитские формирования в удалённых регионах, не подчинявшиеся правительству. На сегодняшнем слэнге – это предприятия, основанные на поддельных или пиратских продуктах.

В последние десятилетия санзай прекрасно себя чувствовали в Китае, и заслужили стране репутацию «нации имитаторов». Западные СМИ рассказывают, что китайские компании получают большую фору для создания копий благодаря льготной политике Китая и ограничениям на выход на рынок, нечто похожее на «Великий файервол» в интернете.

Но побочным эффектом протекционизма стало появление уникальной экосистемы инноваций. Инновации в Китае – эволюционный подход на крупном масштаба – отличается от инноваций на Западе, и они влияют как на появляющиеся, так и на развивающиеся экономики.

Санзай встречается среди разных продуктов и услуг, но больше всего он проявляется в интернет-секторе. Китайские интернет-компании часто сравниваются с их западными двойниками на основе схожести бизнес-моделей. Baidu считается «китайским гуглом», Alibaba – это «китайский eBay», Xiaomi – «китайский Apple», и т.п.

В таких сравнениях обычно пренебрегают контекстом, давшим в Китае основу для рождения таких компаний и их эволюцию. К примеру, хотя Alibaba в начале пути адаптировала модель eBay, она прошла через столько изменений, что сегодня эту бизнес-модель можно описать только как комбинацию моделей не менее, чем трёх интернет-гигантов: Google, eBay и Amazon. Успех множества китайских компаний в разных секторах зависит от их способности эволюционировать и адаптировать западные идеи для своего родного рынка. Такая форма эволюции с непрекращающимися микроинновациями затрагивает жизни сотен миллионов людей.


Человек с мобильным телефоном в Пекине

Другой пример — Tencent, запустивший в 2011 году WeChat, простую систему передачи мгновенных сообщений на мобильных телефонах, постепенно выросшую в глобальное сверхприложение, сочетающее в себе функции таких моделей, как WhatsApp, Facebook, Instagram, Skype, Uber, Tinder и других. Сегодня у WeChat уже 846 млн пользователей по всему миру ежемесячно.

В основном благодаря успеху WeChat, Tencent расширилась и занялась другими инновационными предприятиями в области социальных сетей и мобильных игр. Tencent лидирует в мире по объёму монетизации мобильных приложений. Последние разработки Facebook Messenger, WhatsApp и Kik Messenger явно копируют стратегию и функциональность WeChat.

Кроме Tencent, существует масса областей, в которых китайские компании обгоняют остальной мир, к примеру, интернет-финансы, новые социальные сети, искусственный интеллект, виртуальная реальность, дополненная реальность и умный транспорт. Джастин Кан, основатель Twitch.tv, американской широковещательной платформы для демонстрации игр, которую затем купила Amazon, сказал: «Так же, как всем интересно происходящее в Кремниевой долине, нам нужно обращать внимание и на инновации, исходящие из Китая. Вы увидите множество китайских инноваций, просачивающихся в США».

Впервые технологическим моделям Запада бросают вызов китайские модели. И люди начинают замечать такое развитие событий. На технологической конференции в Пекине в прошлом году основатель и генеральный директор Uber Трэвис Каланик предсказал, что «в следующие пять лет в Китае, в Пекине будет происходить больше инноваций, больше изобретений и больше предпринимательства, чем в Кремниевой долине».

В прошлом году Baidu, Huawei, Tencent, Didi Chuxing и Alibaba (которой принадлежит старейшая англоязычная газета Гонконга «Саус Чайна морнинг пост») были среди «50 умнейших компаний», выбранных в технологическом блоге MIT’s Technology Review, рядом с Tesla, Nvidia, SpaceX, Facebook и другими. DJI и Ehang, два китайских производителя мультикоптеров, стали мировыми лидерами в инновациях беспилотных летательных аппаратов.

В эпоху пост-санзай Китай столкнётся с процветанием бизнес-моделей и инноваций. Некоторые компании в остальной части мира уже начинают «брать пример» с китайских, особенно в технологическом секторе. Мы зовём это явление «обратный санзай».

Tokopedia, крупнейшая индонезийская платформа для электронной коммерции, рекламируется как индонезийский Taobao. «Мне очень нравится стратегическое видение Джека Ма», – говорит Уильям Танувийайя [William Tanuwijaya], сооснователь Tokopedia, взявший в качестве основы развития бизнес-модель Alibaba.


Работник индийского интернет-магазина Snapdeal звонит клиенту перед доставкой. Ахмедабад, Индия, 2015.

Snapdeal, который называют «индийским Alibaba» – это крупнейший интернет-магазин страны. До запуска Кунал Бал и его партнёр Рохит Бансал посетили Китай в 2011 году и отметили, что индийский рынок больше похож на китайский, чем на американский. Они поняли, что стратегия платформы Alibaba сможет решить крупнейшую проблему Индии: собрать вместе миллионы небольших индийских брендов и продавцов.

То же случилось и в Нигерии, где сайт электронной коммерции Konga.com сначала запускался как местная версия Amazon, а затем превратился в «африканский Alibaba». Эта тенденция не ограничивается электронной коммерцией. Индийский предприниматель Виджай Шекар Шарма, фанат Джека Ма, построил модель своей компании Paytm по образу Alibaba. Его компания, нечто вроде «индийского Alipay», недавно получила финансирование у Ant Financial.

Система проката велосипедов без базовых станций – свежий пример экспорта китайской инновации. Лидирующая компания, Mobike, выросла с нуля до 23 китайских городов за 10 месяцев, и обработала 200 миллионов поездок с момента запуска в апреле 2016 года. Другие подобные компании, например, oBike и LimeBike, уже появились соответственно в Сингапуре и Кремниевой долине.

В некоторых случаях китайские компании выходят на международные рынки при помощи стратегических инвестиций в иностранные компании. К примеру, Alibaba вложилась в сингапурский интернет-магазин Lazada, чтобы сделать «южноазиатский Alibaba». Диди Часинг вложился в Grab, ведущий сайт для поиска попутчиков в Южной Азии.


Малазийский премьер-министр Наджиб Разак (третий слева) и основатель Alibaba Group Джек Ма (в центре) в Куала-Лумпур. Март 2017, запуск цифровой зоны свободной торговли в Малайзии.

Джек Ма стал ключевым советником малазийского и индонезийского правительств по вопросу цифровой экономики. Это серьёзное достижение, доказывающее, что Китай превращается из последователя в модель для подражания.

И всё же «обратный санзай» – это не простое копирование. Недавние проблемы Xiaomi и LeEco показывают, что некоторым китайским компаниям пока ещё не достаёт опыта, чтобы поддерживать свой иностранный бизнес. Часто не получается перенести китайскую бизнес-модель на другой рынок без адаптации. Как сказал Танувийайя, глава Tokopedia: «Китайская электронная коммерция – это источник вдохновения, но не формат, который можно просто наложить на любой рынок. Его нужно выращивать».

Тенденция к «обратному санзаю» будет постепенно расти во всём мире, в то время как китайские инновация и предпринимательство продолжают процветать. Мир должен обратить на это внимание.

Добавил Barban Barban 19 Июня 2017
проблема (3)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать