Россия столкнулась со «сверхновой бедностью»

отметили
59
человек
в архиве
Россия столкнулась со «сверхновой бедностью»

Борьба с бедностью становится одной из ключевых тем в выступлениях членов правительства. Действительно, показатели крайне удручающие, цифры пугают, а понятного рецепта для борьбы с этим злом нет. Но так ли все плохо? Не отрицая само наличие проблемы, можно предположить, что оценка ее масштабов попала «в ловушку статистики».

Увеличение численности бедных – это глобальный процесс, связанный с тектоническими изменениями в самой структуре занятости населения, которые, естественно, не обошли и Россию. Тем не менее правительство оценивает это не просто как проблему, а как угрозу, с которой необходимо бороться. Но как?

«Диверсанты те, кто не платит этим людям»

В последние месяцы большинство макроэкономических показателей свидетельствуют о выходе России из кризиса, но один из них по-прежнему остается в отрицательной зоне. Речь идет о реальных доходах населения, которые падают третий год подряд – с момента обвальной девальвации рубля в конце 2014-го. Единственным утешением в этом плане может быть то, что скорость падения доходов явно замедлилась: например, если за первые пять месяцев прошлого года они снизились на 4,8%, то за тот же период текущего только на 1,8% (данные Росстата).

Три года – достаточный срок для того, чтобы сработал закон перехода количества в качество. Несколько дней назад глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что в первом квартале 2017-го количество граждан РФ, находящихся за чертой бедности, составило 15% населения, или 22 млн человек. Это существенно больше, чем показатели 2016 года, когда бедных в России насчитывалось 19,8 млн человек.

Выступление Голиковой – лишь частный случай в целой серии высказываний представителей федеральной власти по проблеме бедности. Очевидно, что она становится для руководства страны критически важной. К примеру, министр экономического развития Максим Орешкин назвал ее «серьезной угрозой для экономического роста» (от его предшественника – Алексея Улюкаева – таких высказываний ожидать было сложно). А глава Минпромторга Дмитрий Мантуров печально констатировал рост спроса на товары с низкими потребительскими свойствами, приведя красноречивые цифры: на рынке молока доля фальсификата оценивается в 20%, а на рынке рыбы – до 50%.

Чтобы хоть как-то сдержать падение реальных доходов, правительство анонсировало ряд мер, направленных на поддержание самой уязвимой группы населения – людей с зарплатами ниже прожиточного минимума (ПМ), который на данный момент составляет 9,7 тысячи рублей. Зарплату на уровне МРОТ (7,5 тысячи рублей) сейчас получают 4,9 млн россиян, но в мае премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал, что в ближайшие два года произойдет повышение МРОТ до ПМ. Эта мера несет в себе ряд «подводных камней» и будет весьма затратной (по оценке Минтруда, для повышения зарплат бюджетникам потребуется 25 млрд рублей), но проблему бедности решит лишь частично. Значительная часть трудящихся в РФ получают зарплату, не сильно превышающую ПМ, причем даже в тех отраслях, где, казалось бы, низких зарплат в принципе быть не должно.

«Диверсанты те, кто не платит денег этим людям», – заявил в начале года курирующий «оборонку» вице-премьер Дмитрий Рогозин, комментируя причины брака при сборке двигателей ракет-носителей «Протон-М». Оказалось, что рабочие предприятий, выпускающих эти ракеты, получали по 10–15 тысяч рублей в месяц.

Теперь как на Западе

История с «Протонами» – весьма показательный случай для явления, которое экономисты и социологи труда называют «сверхновой бедностью».

«Это бедность при наличии стабильной легальной работы, – пояснил газете ВЗГЛЯД профессор ВШЭ Дмитрий Евстафьев. – На начальном этапе экономического роста такая бедность порождает дисперсность занятости, то есть стремление к подработкам, в том числе и на коррупционной основе. В бюджетной сфере это неизбежно приводит к серьезным проблемам – и по качеству сервисов, и по социальным отношениям. Одним из признаков усугубления проблем с «дисперсной занятостью» является текучка кадров в образовании и медицине».

«Феномен бедности работающего населения, с которым сегодня сталкивается общество, заключается в том, что большинство больше не может качественно улучшить свое положение и повысить уровень благосостояния, – подтверждает коллега Евстафьева по ВШЭ, доцент Павел Родькин. – Но проблема заключается не только в уровне зарплат, падении реальных доходов населения или росте инфляции, а, прежде всего, в стремительном сокращении социального сектора. Тот же Всемирный банк, который прогнозирует постепенное снижение уровня бедности в России в 2017–2019 годах за счет замедления инфляции и роста доходов, никак не связывает свои данные с показателями развития социальной сферы в виде качественного массового образования, медицины, досуга и прочего».

Все это на удивление напоминает эпоху брежневского «застоя», когда «бесплатное» образование и – в особенности – здравоохранение стали приходить в упадок буквально на глазах, а жизненной философией трудящихся стала небезызвестная формула «вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что работаем». По большому счету, в такой же ситуации оказались и те «сверхновые бедные», которые официально трудоустроены, но при существующих условиях оплаты труда работа стала для них формальностью. С той лишь разницей, что в советские времена за «нетрудовые доходы» можно было получить реальный уголовный срок, а сегодня власти с этим не то чтобы смирились, но хорошо понимают масштаб проблемы.

Знаменитое высказывание вице-премьера Ольги Голодец о том, что государство имеет представление о трудоустройстве лишь 48 млн человек, а остальные «непонятно, где заняты, чем заняты, как заняты», положило начало попыткам вывести самозанятых из тени, но пока что эти усилия мало к чему привели. Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов привел такие данные: за первые три месяца двухлетних «налоговых каникул», объявленных для самозанятых, было подано всего 40 уведомлений о получении этого статуса.

Но не стоит думать, что все эти явления характерны исключительно для России. «Российское общество сегодня переживает все те же проблемы в виде тотальной закредитованности, роста безработицы, неравенства и бедности, что и в западном мире», – подчеркивает Павел Родькин. То есть «сверхновая бедность» – явление глобальное, и связано оно, прежде всего, со стремительным увеличением численности так называемого прекариата – людей, не имеющих постоянной занятости. Сам термин ввел в оборот английский экономист Гай Стэндинг, автор книги «Прекариат. Новый опасный класс», которая была издана на многих языках, включая русский.

Одной из главных причин взрывного роста этой группы, как подчеркивает еще один знаменитый западный интеллектуал – американский социолог Рэндалл Коллинз, является новая волна технологического замещения труда, только теперь машины вытесняют не рабочих с фабрик, а средний класс из офисов. Исторически возникновение среднего класса было связано как раз с необходимостью куда-то деть освободившиеся рабочие руки в промышленности, но что делать, например, с бывшими банкирами, на место которых пришли компьютеры, пока не придумали.

Вот почему количество свободных вакансий на российском рынке труда даже во время кризиса остается стабильно высоким (что, кстати, весьма удивляет ту же Голодец): желающих работать за предлагаемые этими вакансиями деньги найти сложно – проще пойти в полулегальные таксисты или строители. И наибольший риск здесь, опять же, в переходе количества в качество: накопление критической массы прекариата или условно занятых может иметь самые тяжелые социальные последствия.

«Вопрос в том, чтобы сверхновая посткризисная бедность не становилась застойной, – говорит Евстафьев. – Это произошло, например, в США и привело к «детройтизации» важных в социальном и цивилизационном смысле пространств. Те же малые города Нечерноземья не менее подвержены «детройтизации», нежели «ржавый пояс» Среднего Запада в США. Итог понятен – визуализированный социальный раскол общества. Для «сверхновых бедных» знаковым вопросом является вопрос борьбы с коррупцией и ограничения роскошествования элиты, хотя эти два компонента как раз не имеют прямого отношения к достатку «сверхновых бедных».

По мнению Евстафьева, в такой ситуации приоритетом для власти должно стать стимулирование занятости по одному – основному месту работы, что, полагает он, является «признаком социального здоровья». Однако этого мало.

«Бороться с бедностью можно только через развитие доступного и высококачественного (не путать с «высокоэффективным») социального сектора», – подчеркивает Родькин. Однако, по его мнению, этого практически невозможно добиться в рамках существующей сегодня неолиберальной политики. «Таким образом, – резюмирует он, – решение проблемы бедности возможно только при изменении социально-экономической модели на социально ориентированную, а это, в свою очередь, грозит идеологическим кризисом российского капитализма, каким он сложился после 1991 года. Ведь бедность является системным условием того социально-общественного устройства, которое было провозглашено как «возвращение в цивилизованный мир». Сегодня Россия пытается всеми силами сохранить общество потребления, теряя при этом главный компенсаторный механизм в виде социального государства, а деградация социального сектора во многом повторяет путь США. Однако модель общества потребления приходит к исчерпанию, порождает социальных уродов, например в виде прекариата, ведет к экономическому и социальному кризису».

Так ли все плохо?

Есть, впрочем, и более прагматичные оценки, в свете которых ситуация выглядит не столь пессимистично. «Основной довод тех, кто отмечает рост бедности, сводится к падению показателя средних реальных доходов населения, – заявил газете ВЗГЛЯД независимый аналитик Александр Полыгалов. – Но здесь есть два нюанса, на которые нужно обратить внимание. Во-первых, надо смотреть не на доход отдельного человека, а на доход домохозяйства, особенно если совместным ведением хозяйства занимается семья из нескольких поколений. Учёт подобных вещей именно по индивидам, а не по домохозяйствам – это родовая травма всей современной экономической статистики, ведь даже на теоретическом уровне экономическим агентом является домохозяйство, а не индивид. Во-вторых, очень сложно учесть все неформальные виды заработка, которые могут никак не отражаться в статистике. Поэтому я бы не стал говорить о том, что когда реальные доходы падают, бедность демонстрирует прямо-таки зашкаливающий рост. Скорее, речь идет о некотором перераспределении совокупного дохода населения в пользу неформальных источников, и его пока не может уловить статистика».

Тем не менее логика этого рассуждения полностью укладывается в описанную выше социологическую модель: неформальные доходы растут потому, что «классического» труда – с полной занятостью – становится все меньше, либо же уровень его оплаты падает так сильно, что человеку волей-неволей приходится искать подработки.

«Некоторые заявления членов правительства элементарно противоречат друг другу, – продолжает Полыгалов. – Например, когда заявляется о существенных успехах в деле снижения темпов инфляции, а потом чуть ли не через запятую говорится о падении реальных доходов, которые представляют собой номинальные доходы с поправкой как раз на инфляцию. Получается одно из двух: или у нас где-то кто-то массово снижает номинальную заработную плату работникам, или те цены, на которые поправляются номинальные доходы, не имеют ничего общего с ценами, используемыми для расчета показателя вроде как снижающейся инфляции».

Тут, кстати, можно вспомнить, что правительство и ЦБ оперируют не только теми показателями инфляции, которые выведены по формулам, но и такой категорией, как «инфляционные ожидания». Последние хоть и находятся сейчас на исторически низком уровне чуть выше 10%, в целом совпадают с результатами независимых опросов, которые свидетельствуют: большинство населения полагает, что реальная инфляция в России по-прежнему выше 10%, а не приближается, как уверяют финансовые власти, к заветным 4%.

Определенные сомнения в связи с данными о растущей бедности вызывают и декларации о росте ВВП (по оценке Максима Орешкина, в этом году он увеличится примерно на 2%). «Реальный ВВП – это, по сути дела, и есть совокупность реальных доходов различных экономических агентов, – напоминает Полыгалов. – И если реальные доходы населения падают, то чьи же доходы растут? Доходы государства, которое ради решения проблемы дефицита бюджета предлагает повысить то один налог, то другой? Или, может быть, на фоне стагнирующих или падающих цен на нефть каким-то невыясненным способом растут реальные доходы экспортеров? Или же у нас резко стала расти прибыль российских компаний? При этом разговоры о беднеющем населении идут на фоне данных о росте продаж легковых автомобилей бюджетных марок вот уже более полугода. Не бывает такого, что ВВП растет, потребление растет, инфляция падает, но при этом растет бедность и сокращаются реальные доходы населения. Что-то в этом списке лишнее: или рост бедности, или все остальное. Иными словами, если бедность у нас все же растет, то тогда давайте, пожалуй, пересмотрим данные по экономическому росту и инфляции».

Текст: Михаил Кувырко

Добавил suare suare 6 Июля 2017
проблема (1)
Комментарии участников:
waplaw
+9
waplaw, 6 Июля 2017 , url

Мишка Кувырко))) Хорошее название для плюшевой игрушки.

Всё началось с диверсии по обвалу рубля. Вместо того чтобы инвестировать в гражданский энтузиазм и улучшать экономический климат для населения, правительство Медведева, своими решениями, даже не оказала поддержку банкам влив в них безумное количество рублей, а разорило население. Надо было санировать банки через население (имеется ввиду не тупая передача рублей в человеческие карманы, а создание условий для роста предпринимательской активности населения, которое само бы наполнило эти банки заработанными деньгами).

Для этого нужно было принимать жесткие административные решения по сокращению тарифов на энергоснабжение, поощрение открытия новых малых и средних производств товаров и услуг. Оказывать на местах помощь малому и среднему бизнесу и бить плетью по рукам любым чиновникам, которые ликвидировали такой бизнес. Пример Собянин, который в разы поднял арендные ставки, вместо их удержания на докризисном уровне и его преступные действия по массовому уничтожения малого и среднего бизнеса в Москве.

В результате в городах сложилась ситуация, когда администрации согласовывают политику только с крупным бизнесом. Как результат, малый и средний бизнес в сфере торговли уничтожен повсеместно. Ликвидированы тысячи и тысячи рабочих мест и вся отрасль отдана во владение сетевым компаниям.

Ещё целую кучу различных примеров можно привести о том, что на протяжении последних 10 лет малый и средний бизнес ликвидировался на местах при полной молчаливой поддержке из Центра.

Деньги нужно было давать не банкирам, а населению и не через коммерческие банки, а через госструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, которой в принципе, как не было раньше, так и нет до сего времени.

Вывод один. В правительстве и ЦБ РФ находятся госчиновники, которые не в состоянии организовать такую работу, т.к. они мыслят совершенно другими категориями.



thy
+4
thy, 6 Июля 2017 , url

«Другими категориями» — совершенно согласен. Похоже, что Правительство умеет вливать деньги в экономику только либо напрямую через банки, о чем вы и сказали, либо какими-то странными и непонятными выплатами: либо поднять МРОТ, либо пенсионерам по 5к, либо Роснефти отвалить и тд — все эти выплаты, кроме разгона инфляции, никак благотворно не могут повлиять. 

Не, на самом деле, вроде как, какие-то есть программы помощи малому бизнесу, и  я в одной такой даже участвовал 3 года назад (областная, где можно было 100к субсидий получить). Правда, ни один нормальный проект этих денег не получил — вместо них какие-то подозрительные личности выиграли субсидии. А еще у меня на малой родине некоторые господа получали субсии на фермерство и землю остатками колхозов. На сколько я в курсе. остатки колхозов сдавались на металлолом, скот на мясо (бабки же здесь и сейчас), а господа сваливали в закат с субсидией, предварительно объявив себя банкротами. 

В общем, где-то что-то есть, но что и где — непонятно. И это все даже где-то и как-то работает, но опять же, где — неизвество. Так и живем (с) :)

waplaw
+4
waplaw, 6 Июля 2017 , url

Да нигде не работает. Есть единичные случаи, которые показывают по телевизору, но речь о том, что сначала они развивали свой бизнес и уничтожали конкурентов повсеместно. Теперь удивляются, что убили корову, которая страну кормила и некому этот малый и средний бизнес развивать и поднимать. Чем убили, я написал. 

Georg7
+3
Georg7, 6 Июля 2017 , url

Ещё целую кучу различных примеров можно привести о том, что на протяжении последних 10 лет малый и средний бизнес ликвидировался на местах при полной молчаливой поддержке из Центра.

  Ну, вообще-то это заветная мечта владельцев и собственников крупного бизнеса — отнять все денежные потоки.А дальше монополия(формально может быть несколько, даже десятков, компаний-картель) и, вуаля, деньги из воздуха-сколько скажу, столько и будете платить. Ну, просто, иначе бизнес не бизнес-там же в принципе не стоит задача заботиться о людях.Что касается молчаливой поддержки-ну, делайте выводы, в чьих интересах работают Президент, правительство и парламент-чай, поди, уже не дети.

djamix
+2
djamix, 6 Июля 2017 , url

***

в чьих интересах работают Президент

***

 

в чьих?

Вы считаете, что Вова осознанно пытается обрушить экономику или на карман своих друзей работает?

 

А смысл?

Mopok
+1
Mopok, 6 Июля 2017 , url

смысл очень простой и банальный
даже если не рассматривать аспекты личной выгоды и заинтересованности:
у нас же страна фактически на ручном управлении, а несколько десятков олигархов всегда проще контролировать и рулить ими вручную, чем создать нормальную экономику в которой сотни тысяч если не миллионы экономически активных независимых субъектов, которые все имеют какие-то свои интересы

подконтрольных олигархов в любой момент можно нагнуть и заставить их делать то, что абсолютно не выгодно и бессмысленно для контролируемых ими производств
а как ты нагнешь десятки тысяч производителей средней руки? с ним уже надо как-то договариваться, иначе при любой попытке нагнуть в тень уйдут, а договариваться, вести диалог государство с бизнесом, у нас не умеет и никогда не умело.

Georg7
+3
Georg7, 6 Июля 2017 , url

Вы считаете, что Вова осознанно пытается обрушить экономику или на карман своих друзей работает?

 Нет, конечно. Но функции эффективного менеджера до последнего времени он исполнял аккуратно.Другое дело, что растущие аппетиты Заказчика пошли вразрез с имеющимися ресурсами и тут все пошло не совсем гладко.И про карман друзей: это образно или Вы действительно думаете, что его друзья что-то значат на фоне глобальных финансовых кланов?

djamix
+3
djamix, 7 Июля 2017 , url

Я, конечно, не силен в экономике, но считаю, что серьезной *задницы* в эклномике нет и не предвидится.

Есть падение, есть взлеты — общемировая тенденция.

Вы сами в курсе, как в кризис 08 даже в США сотни тысяч людей остались на улице.

Уж могла бы власть им помочь, верно?)

 

По поводу друзей Вовы и их влияния.

Рокфеллеров, Бушей, Фордов и так дале никто не пытался скинуть с целью занять нишу.

Может, и пытались, но, я уверен, Вы понимаете, что без поддержки власти они бы не выжили так долго.

Это у нас олигарх -враг народа, а там — уважаемая морда.

И уже не важно, как он своё заработал — подлогом, взятками или инсайдерской информацией — он богат, следовательно, неприкасаем.

Так в любой стране.

Если на Западе инсайдерская информация и последующая выгода не являются чем-то позорным, то у нас это плохо — коррупция, Аова позволил и так дале.

Почему?

И, самое важное: вся эта суета — долой олигархов есть попросту попытка сменить владельцев финансовых потоков, а не желание сделать всех богатыми.

 

На Западе это жестко пресекается, ибо *господин*, который занимается благотворительностью — вором быть не может априори. 

А усманов, который тоже, как и западные олигархи, пользовался связями и информацией и который отдает миллионы баковых на благотворительность — плохой. 

А знаете, почему он плохой? Потому что он приближен к Вове)

Согласитесь, это детский сад и предвзятость ( не к Вам лично).

Мол, почему это путинский рулит нефтью, а не приближенный, например, к ходору.

Абидна, панимаш.

 

Тут вот часто в Инете  пишут: да почему эти бгатые, а мы нет? Давайте отнимем.

Ну и дальше? Тот, кто отнял, будет тоже богатым и его, следовательно, необходимо раскулачивать.

Замкнутый круг.

 

По поводу — отнять у олигархов наворованное.

А с чего это считается наворованным?

Недра принадлежать народу? Всем все поровну?

Это утопия. 

Всегда будут богатые и нищие. Везде. Всегда.

 

Можно, конечно, каждому по цистерне нефти, цистерне газа, кусок земли и спичечный коробок алмазов ( образно).

Но тут что начнется? 

А начнется: регион, который добывает нефть, скажет: да пошли вы, мы тут вкалываем, а вам равную долю? Мы отделяемся.

И так дале.

Менять олигархов на олигархов — нонсенс. Все равно мы богаче не станем.

Везде и всегда серьезный бизнес основывается на личных связях, а не на — я с нуля начал \и мне дядя оставил наследство\

Georg7
+1
Georg7, 7 Июля 2017 , url

Уж могла бы власть им помочь, верно?)

Не могла по определению. Власть в любом обществе с частным правом в первую очередь выполняет наказы и интересы крупных владельцев и собственников(так называемый «успешный бизнес»).
Georg7
+1
Georg7, 7 Июля 2017 , url

И, самое важное: вся эта суета — долой олигархов есть попросту попытка сменить владельцев финансовых потоков, а не желание сделать всех богатыми.

 Согласен, Навальный просто хочет поменять лица.

waplaw
+3
waplaw, 6 Июля 2017 , url

У Путина есть возможность объединить все слои общества для подъема экономики, но для этого нужны его желание и воля. Это очень серьезная реформа, которая изменит макроэкономическую и социальную структуры экономики страны. Именно социальной составляющей не хватает в идеологии его работы. Если будут приняты решения об реструктуризации основных отраслей путем реструктуризация акционерного капитала в таких отраслях как энергетика, водоснабжение и нефтегаз, то он станет героем на века. Вопрос о перераспределении капиталов в руки мажоритариев. Причем не очередной прослойке чиновников и жуликов, а всем совершеннолетним гражданам страны. И запрет нужен на владение акциями для иностранных инвесторов. Инвестировать в должны сначала граждане, а уже потом (лет через 20-30 и то, может быть посмотрим)

Многие сразу завоют, что это головная боль и неуправляемость, но это полуправда. Головная боль — да, но не для страны, экономики и граждан, а для ТОПменеджеров.

Тут всё просто для ТОПов. Не нравится, не справляешься — до свидания.

Хочу обратить внимание, что такая реструктуризация капитала снимет многие социальные проблемы и успокоит общество. Добавит гражданам уверенности в завтрашнем дне и подстегнет энтузиазм в организации новых малых и средних производств, рабочих мест. Поднимет доходы, возродит средний класс и т.д. много других положительных последствий.
В совокупности со снижением тарифов, господдержкой малого и среднего бизнеса, произойдет улучшение экономического климата для населения и страна начнет выздоравливать.

Если подобных подвижек не произойдет, то ничего не поделаешь. Значит он сам виноват. Его предупреждали...

Georg7
0
Georg7, 7 Июля 2017 , url

Причем не очередной прослойке чиновников и жуликов, а всем совершеннолетним гражданам страны.

 О_О. Это мои вылезшие из орбит глаза))))

Лайм Баюн
+3
Лайм Баюн, 6 Июля 2017 , url

И еще. Война на удушение России уже идет в полном масштабе. Все подготавливается к президентским выборам 2018 года. Уже подготовлены довольно болезненные санкции в энергетической сфере, перспектива снижения нефтяных цен, уверен атака климатическим оружием, такого сырого лета на территории всей центральной части России еще небыло, что обязательно в предстоящий год грозит реальным повышением цен на все виды продовольствия, а значит в 18 году и перспектива масштабных недовольств и волнений населения. В регионах народ тянет на пределе, а после такого сырого лета мы уже вероятнее всего остаемся без значительной части урожая по всей продовольственной номенклатуре. А при «грамотной» информационной накачке «веселый» выборный год нам обеспечен..

Georg7
+2
Georg7, 6 Июля 2017 , url

А при «грамотной» информационной накачке

 Да ну какой бы она не была- дыма без огня не бывает. Когда чувак покупает яхту стоимостью в 680 млн зелени-ну, хули, тут выть, что нам инвестиций не хватает и зп низкие? И это только один урод.и че там еще понакупано и попрятано — никто не знает.Так, блядь, он такой в нашей стране еще и не один!!! Тут нахрен никакая накачка пьяному чуваку с зп в 15 тыр не надо.только свистни.

duba
-2
duba, 6 Июля 2017 , url

Все у нас хорошо, опять паникеры истерят ...

oleg_ws
+3
oleg_ws, 6 Июля 2017 , url

Например, когда заявляется о существенных успехах в деле снижения темпов инфляции, а потом чуть ли не через запятую говорится о падении реальных доходов, которые представляют собой номинальные доходы с поправкой как раз на инфляцию. Получается одно из двух: или у нас где-то кто-то массово снижает номинальную заработную плату работникам, или те цены, на которые поправляются номинальные доходы, не имеют ничего общего с ценами, используемыми для расчета показателя вроде как снижающейся инфляции».

 Да все очень просто — статистика учитывает только ту зарплату, которая идут в отчетность, а «серая» и «черная» не учитывается. А такое перетекание с каждым годом происходит все активнее. Вот и идут такие диспропорции.

Georg7
+3
Georg7, 7 Июля 2017 , url

Тут вот часто в Инете пишут: да почему эти бгатые, а мы нет? Давайте отнимем.

Ну и дальше? Тот, кто отнял, будет тоже богатым и его, следовательно, необходимо раскулачивать.

Замкнутый круг.

 Абсолютно с Вами согласен. Менять надо не владельцев, а систему отношений к собственности, при которой нельзя будет нельзя будет тратить ресурсы, необходимые для общества, на личное потребление.

Georg7
+2
Georg7, 7 Июля 2017 , url

Всегда будут богатые и нищие. Везде. Всегда.

 Не истина.Все зависит от Вашего личного мировосприятия в целом и в понимании того, что такое Человек как часть мироздания, в частности. И да, без обид, но попахивает промывкой.Извините.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать