«Тигр» изнутри, достоинства и недостатки глазами его командира на фоне Pz.IV

отметили
21
человек
в архиве

По мемуарам наших ветеранов мы хорошо представляем, каким грозным противником был немецкий танк «Тигр». А каково в нем было воевать?

Альфред Рюббель – один из тех, кому довелось оценивать «Тигр» изнутри.

 

источник: mtdata.ru

Мы очень, очень мало стреляли

В 1939 году он добровольно пошел в солдаты. Добровольцам позволяли выбрать род войск, в котором предстояло служить. Рюббель «ужасно хотел» в танковые войска. А в пехоту не хотел… Танкист, так сказать, по своему хотению. Вот только его, как сказали бы в России в конце 20-го – начале 21 века, «кинули». Попал он в пехотинцы танковой дивизии. 9 просьб о переводе в танкисты оказались напрасными. Лишь в июне 1940 года он наконец-то стал танкистом: «Танковым войскам я оставался верным 5 лет войны, 22 года в Бундесвере и 12 лет в разработке танков после моей отставки». Солидный танковый опыт накоплен, ничего не скажешь.

Готовили его сначала как заряжающего, затем как наводчика танкового орудия. Качество подготовки высоким назвать трудно: «…боеприпасов было мало. В учебной части для обучения стрельбе были тренажеры. В пушку был вмонтирован винтовочный ствол, с помощью которого имитировался выстрел. Только пару раз мы выстрелили настоящими снарядами. Мы очень, очень мало стреляли».

Любопытно мнение Рюббеля о Pz.IV, на котором он воевал на Восточном фронте в 1941-42 годах:
«Неудачный танк, медленный, с плохой пушкой. Если есть платформа, ну поставьте туда длинноствольную пушку! Так потом и сделали. До появления «Тигра», у которого была пушка 8-8, русские всегда были лучше вооружены».

Первое знакомство с «Тигром» в начале 1943 года обернулось разочарованием:

«Однажды за завтраком у меня с Хайно, который единственный из нас накануне видел «Тигра», был такой диалог:

— Хайно, скажи, как он выглядит?
— Представь себе очень длинную танковую пушку. Представил?
— Да!
— А у него она еще длиннее!

Скоро я тоже увидел это чудо. Я был впечатлен, но и несколько разочарован. Я ждал чего-то более элегантного, как Т-34, а тут такой ящер. Обучение было вялым, потому что была всего одна машина».

Опять жалоба на процесс обучения.

С этого момента я начал относиться к Тигру серьезно

Потом случился неприятный казус: «После окончания обучения в марте 1943-го года нас перевели в близлежащий лагерь «Сенне», в котором формировались роты Тигров. Наши первые, предназначенные для роты Шобера, «Тигры» прибыли на вокзал, и до утра, до разгрузки, их надо было охранять. Это приказали мне. Караульного помещения не было, было холодно. Я сел в кресло водителя одного из танков. Все было новым и незнакомым — и ночью было очень скучно. Ключ зажигания торчал в панели, с назначением некоторых переключателей я разобрался. Заведется ли мотор? Прав на управление танком у меня не было, но я часто нелегально управлял танком. Из любопытства я повернул ключ — и мотор завелся!

Что я тогда еще не знал: передача всегда была включена! Я шевельнул рулевое колесо, дал газ, и танк сдвинулся с места и повернулся! Что произошло? Разгрузочные клины были выдавлены из-под танка, корма и нос танка свисали с платформы. Испугавшись дальнейших ошибок, я не пытался поставить танк на место. Что подумала разгрузочная команда, я не знаю, но расследования не было. С этого момента я начал относиться к «Тигру» серьезно и основательно его изучил. Меня назначили командиром танка и дали подобрать себе экипаж».

Получается, что после завершения обучения немецкий танкист толком не знал свою машину и основательно изучил «Тигр» лишь после неприятной истории. А если бы она не произошла?

При этом надо учитывать, что уровень подготовки молодых советских танкистов был, увы, обычно еще ниже, чем у противника.

Огневая мощь «Тигра» была фантастической, но…

Главное достоинство «Тигра» было особенно очевидно на фоне Pz.IV:

«Они отличались как небо и земля. Тигр был качественным скачком в ряду наших танков… Огневая мощь «Тигра» была фантастической».

Но при этом Рюббель подробно описал и недостатки своей новой машины: «Однако ужасной была похожая на печную трубу командирская башенка, попадание в которую из калибра 7,62-сантиметра отрезало командиру Тигра голову. Ну и подвижность была просто никакой. Скорость передвижения на марше была очень низкой, теоретически — 38 км/ч, практически так никогда ехать было нельзя. По пересеченной местности «Тигр», как правило, ехал 10 км/ч.

Мотор очень плохо переносил перегрузки. Продолжительность его жизни была очень ограничена. От наших водителей требовались хорошие знания и очень много работы, чтобы обеспечить готовность «Тигра» к бою. Ремонтная группа и ремонтная мастерская работали без перерывов. Во время маршей я всегда держал одно ухо открытым, чтобы все время слушать шум мотора. Перегрев вел к разрушению прокладок во втулках цилиндров, вода из системы охлаждения попадала в цилиндры. Тогда надо было вынимать свечи и убирать воду из цилиндров. После этого «Тигр» ехал еще медленней. Перегрев также мог сжечь пробковые уплотнения в головке цилиндров, тогда мотор терял масло. Наш водитель Вальтер Эшриг жевал солдатский хлеб и получившуюся хлебную кашу использовал как уплотнитель в головках цилиндров, что на время помогало. Кроме того, слабыми местами были коробка передач, боковые передаточные механизмы и ходовая часть. Гидравлика тогда была еще не зрелой. Боковые передаточные механизмы были хрупкими, как сырое яйцо, и при механической нагрузке чуть выше средней сразу ломались.

 

источник: mtdata.ru

 

Особым «удовольствием» был ремонт шахматной ходовой части у «Тигра» I. Известно, что у него на каждой стороне было 16 катков и 8 рычагов подвески. В начале марша все 16 катков были в отличном состоянии. Потом четыре внешних катка, начиная с переднего, начинали жить собственной жизнью. Движение рычагов подвески и напряжение на сгиб ослабляли фланцевые соединения всей подвески. Поэтому появлялась повышенная нагрузка на остальные катки и разрушалось резиновое покрытие катков. Количество работы для замены средних и задних катков было огромным, для этого надо было снять передние восемь катков».

После этого становится понятно, почему немцы потеряли значительную часть «Тигров» из-за поломок во время отступления.

 

источник: mtdata.ru

 

Ничего не могло произойти?

Но сколько бы ни сетовал Рюббель на проблемы с ходовой частью «Тигра», на сложности с ремонтом и низкую скорость, мощь огня и брони для него перевешивали недостатки:

«Превосходство «Тигра» I и II в огневой мощи и бронировании над всеми вражескими танками, сохранявшееся до конца войны, сделало нас беспечными. Во время прикрытия наших частей и в боях, мы, бывало, часами стояли на одном месте, ничем не прикрытые и не замаскированные, и с нами ничего не могло произойти»!

Любопытно было бы получить по этому поводу комментарии наших танкистов, воевавших на ИС-2. Согласились бы они признать «тигриное» превосходство в огневой мощи и бронировании, или оспорили бы мнение Альфреда Рюббеля? Может быть, его экипажу просто очень везло, а кому-то приходилось дорого платить за беспечность, за нежелание маскироваться? Уверенность в том, что «с нами ничего не могло произойти» на войне может очень дорого обойтись в любых войсках.

 

источник: mtdata.ru

Добавил magmaster magmaster 8 Августа 2017
проблема (4)
Комментарии участников:
AL1301
0
AL1301, 8 Августа 2017 , url

я так понимаю, что все, кто проголосовал за «неновость» юзают Тигров в WoT  :)))

magmaster
0
magmaster, 8 Августа 2017 , url

Около того. )

У меня тигра никогда небыло. Даже GW.))

Признаюсь, я артовод. ))

AL1301
0
AL1301, 8 Августа 2017 , url

так это вы постоянно виноваты если бой слили?!!! ;)

magmaster
+2
magmaster, 8 Августа 2017 , url

Даже если не слили, то всё равно нас не любят. ))) Обзывают. )

А вот то что у топовой арты, тралейбус который надо прятать в конце карты,  снаряд летит секунды три, и попробуй предугадать за это время предугадать движение скилового игрока… никто не вспоминает. ) Перезарядка минуту...

 

Но почему я играю на арте? Да потому что там фпс не так важен. Комп старенький, никак не для аркады. А танки мне нравятся… Но не настолько чтоб тратить на это деньги. ))

zabirov@yandex.ru
0
zabirov@yandex.ru, 9 Августа 2017 , url

Типичный танковый бой между тридцатьчетверками и Тиграми проходил так.

— Что-то как-то тихо, — озабочено говорил советский командир.

— БАММММ!!!!

— У-у-у, твою мать, — говорили советские танкисты, выбираясь из разбитого танка.

— У-у-у-у-у, мать твою, — говорили уцелевшие тридцатьчетверки, прячась кто где.

Тигры на горизонте довольно ухмылялись. Довольно быстро выяснилось, что могучие танковые атаки, которые и раньше-то удавались с большим трудом, теперь стали совсем невозможны. Особенно наших танкистов возмущало то, что Тигр не пробивается не только в лоб, но и в борт.

— Это, в конце конwов, нечестно, — кричали они Тиграм. — Куда же вас тогда подбивать?

— А никуда, — издевательски смеялись Тигры. — Мы вас сами всех подобьем.

Нашим оставалось только скрежетать зубами.

Когда Жуков положил перед товарищем Сталиным доклад о рузльтатах Курской битвы, товарищ Сталин едва не проглотил трубку:

— Таварыщ Жюков, ви, канэчна, каммуныст, но бога-то пабойтэс! Какие шестсот падбытых тыгров?

— Ну, конечно, тут мы немного преувеличили… — вздохнул Жуков. — Восемьдесят штук мы подбили.

— А нашых сколко падбылы?

— Бить не будете?

— Не буду, — сказал вождь без акцента и Жуков молча положил перед ним другой листок.

— Мда-а-а, — крякнул вождь, трамбуя табак в трубке. — Чем вы это объясните, товарищ Ротмистров?

— Ну так, мы это, того, а они, это, того… — ответил бравый танкист.

— У них танки помощнее, — перевел Жуков.

— Насколько я слышал, танки с танками не воюют! — наставительно поднял палец Сталин.

— Оно, конечно, так, но иногда и этак! — возразил Ротмистров.

— По-всякому бывает, — перевел Жуков. — И вот когда это «по-всякому» все-таки случается...

— Знаете, товарищи, — задумчиво начал Сталин, — когда товарищ Сталин был в Туруханской ссылке, ходили он как-то на медведя...

Жуков и Ротмистров скептически переглянулись

— А чтобы вы знали, товарищи, — продолжал Сталин, делая вид, что ничего не замечает, — самое трудное при этом — выманить медведя из берлоги. Пока он в берлоге — хрен его достанешь… А вот если выманишь… В общем, товарищи, гибче надо. Выманивать фашистского зверя из его логова, а еще лучше — заманивать в наше! Понятно?

— Так точно!
armor.kiev.ua/humor/txt/tiger_2.php

magmaster
+2
magmaster, 9 Августа 2017 , url

Тем не менее, Тигры были чрезвычайно опасным противником, но, к счастью, они все же имели одно слабое место. Этим местом была их ходовая часть… Не счесть эпитетов, которыми озверевшие немецкие механики наградили инженера Книпкампа, меняя катки на чудовищной махине. Поскольку на замену одного катка из внутреннего ряда уходило до суток, многие не выдерживали, пускали пену изо рта и бросались на Тигра с ломом, колотя ни в чем неповинную машину по чем придется. Известно, что танкисты, воевавшие на Тигре до самой смерти не могли не только есть с тарелок, но и видеть их.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать