В России создают операционную систему для самолетов (Первым ее получит новый отечественный лайнер МС-21)

отметили
51
человек
в архиве

Для нового отечественного пассажирского самолета МС-21 в России будет создана собственная операционная система (ОС). Над ее созданием работает Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС) с привлечением сторонних подрядчиков. Собственная ОС позволит защитить отечественную разработку от возможных санкционных ограничений западных стран. Заказчиком выступил Минпромторг. Информацию о разработке ОС подтвердили в пресс-службе министерства.

В Минпромторге пояснили, что операционная система разрабатывается в рамках научно-исследовательской работы без привязки к конкретному самолету. При этом ГосНИИАС нацелен на ее применение в составе нового российского пассажирского самолета МС-21. К разработке привлечены соисполнители, основной из них — Институт системного программирования РАН.

 

источник: cdn.iz.ru

 

— Сейчас на гражданских самолетах используется ряд зарубежных операционных систем реального времени (ОСРВ), например: MACS2, LynxOS-178, VxWorks 653, PikeOS. В том числе иностранное программное обеспечение используется на самолетах SuperJet-100, — сообщили в пресс-службе министерства. — Однако имеются очевидные риски их применения предприятиями отечественного приборостроения из-за санкционной политики западных стран, вследствие чего и была начата разработка отечественной ОСРВ.

ОСРВ в отличие от классической ОС создана для обслуживания приложений реального времени, обрабатывающих данные по мере их поступления, без задержек в буфере обмена. По словам собеседника «Известий», участвующего в создании новой системы, она получила рабочее название JetOS.

— Уже существует рабочий прототип ОСРВ, функционирующий на платформах отечественных разработчиков. Сертификационный пакет, удовлетворяющий требованиям авиационных властей России, в соответствии с заключенными контрактами планируется получить в конце 2019 года, — рассказали в пресс-службе Минпромторга.

Ключевые характеристики современных ОСРВ — соответствие актуальной версии стандарта ARINC 653 (регламентирует временное и пространственное разделение ресурсов авиационной ЭВМ в соответствии с принципами интегрированной модульной авионики), сертифицируемость по DO-178C (для применения в гражданской авионике), поддержка работы на многоядерных процессорах и возможность портирования между различными аппаратными платформами.

— Два года ведется работа. Сам код пишется где-то год. Предстоит проделать еще много проектных работ, — пояснил основатель группы компаний DZ Systems (один из подрядчиков проекта JetOS) Дмитрий Завалишин. — По факту ОС уже существует и активно тестируется, но там еще много работы. В гражданской авиации очень высоки требования к качеству кода. Кроме того, требуется создать еще много вещей, которые операционку окружают.

По его словам, при использовании иностранных ОС необходимы лицензионные отчисления их разработчикам.

— Если мы используем западные системы, то теряем компетенции, которые могли бы получить в процессе разработки. Мы ограничены в возможностях модификации, в использовании процессоров и т.д., — отметил Дмитрий Завалишин.

Главный редактор отраслевого издания «Авиапорт» Олег Пантелеев рассказал, что сегодня оборудование для авионики проектируется по новой архитектуре. Чтобы не отстать, нужно идти в ногу со временем.

— Раньше на борту самолета было много различных систем, и у каждой — собственный вычислительный компьютер, — пояснил Олег Пантелеев. — Сейчас будет создаваться центральный вычислитель с высокой степенью резервирования, высокой производительностью и т.д. К вычислителю будут прилагаться разные датчики для определения параметров полета, различные мониторы индикации и т.д. Управлять этим всем будет центральный процессор и ОС, которая будет по общемировым стандартам взаимодействовать с блоками. Тогда появится возможность производить апгрейд оборудования, вынув один стандартный блок, поставив другой и перезалив ПО.

Он отметил, что такой подход позволяет повысить серийность стандартных блоков и увеличить количество вариантов ОС для разных летательных аппаратов.

— Решение становится универсальным, гибким, легко масштабируемым и обновляемым, — отметил Олег Пантелеев. — По сравнению с существующими системами это новое поколение. Нам надо делать шаги в этом направлении, чтобы остаться на рынке. И те, кто не сделает предложения такого класса, перспектив на рынке не имеют.

Корпорация «Иркут» и ГосНИИАС не ответили на запрос «Известий».

Добавил nikandrovich nikandrovich 2 Октября
Комментарии участников:
arez
+2
arez, 2 Октября , url

Сёма — фас!

Barban
0
Barban, 2 Октября , url
Эхо Сочи?
star17
0
star17, 2 Октября , url

Хорошее дело. Хотя давно пора было озаботиться.

Marlan
+3
Marlan, 2 Октября , url

хм… А если ОС повиснет в процессе полета?

 p.s. ну вообще-то уже несколько лет как известно, что в МС-21 авионика и ПО будут произведены в РФ.

Собственная ОС позволит защитить отечественную разработку от возможных санкционных ограничений западных стран.

 Фейк. В МС-21 все равно будет около половины комплектующих иностранного производства, и без них он не полетит. Станки почти все иностранного производства, при помощи которых его делают (и без новых станков и их обслуживания он не полетит). И замена лишь одного ПО зависимость от запада не отменит. 

Marlan
+2
Marlan, 2 Октября , url

Забыл. Замена всех комплектующих сделает самолет на 20% менее эффективным, как итог без давления его брать никто не будет. Поэтому как ни крути, а запад всегда сможет убить проект МС-21.

Шатал Устоев
-2
Шатал Устоев, 2 Октября , url

импортозамещали, импортозамещали, да не импортозаместили

Marlan
+1
Marlan, 3 Октября , url

Лучшая защита — не независимость, а взаимозависимость (при условии что оппонент адекват). Со стороны РФ мы имеем зависимость боинга и эирбаса по титану, и некоторым комплектующим. И было бы очень здорово их зависимость от России развивать. А для этого надо что-то уметь делать много лучше чем все остальные, желательно, чтобы это что-то еще и заменить было сложно.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать