Ростовский школьник решил знаменитую математическую загадку Паппа Александрийского

отметили
99
человек
в архиве
Ростовский школьник решил знаменитую математическую загадку Паппа Александрийского
Ростовский школьник Макар Волков нашел решение знаменитой задачи древнегреческого ученого Паппа Александрийского, над которой ломали головы лучшие математики мира. Макар стал лауреатом Всемирного конкурса научных и инженерных достижений школьников в Лос-Анджелесе ISEF 2017. Как на бюджетной основе воспитать вундеркинда? Об этом — учитель Макара, кандидат физико-математических наук Южного федерального университета Михаил Гуров.

Михаил Николаевич, в чем суть этой задачи?

Михаил Гуров: Работа Макара называется так: «О системах касающихся окружностей, вписанных в обобщенные арбелосы Архимеда». Арбелосы — это такие треугольники, не все стороны которых являются отрезками. Представьте, что есть много окружностей, которые касаются друг друга, и все они вписаны в треугольник. Постепенно окружности становятся все меньше и меньше. Значения их радиусов явно подчинены какой-то формуле, здесь есть общая закономерность. Но что это за формула? Над этой загадкой бились многие и в конце концов сочли, что решения не существует. Примерно так я бы сформулировал то, чем мы занимались не один год.

Почему вы за нее взялись, если знали, что решения нет?

Михаил Гуров: Эта задача имеет очень интересную историю. Ее сформулировал древнегреческий математик Папп еще в IV веке. В XVII веке она была доказана для частного случая, но кто это сделал, история умалчивает. Похожие задачи описывает Хидэтоси Фукугава в своей книге «Священная математика». Японцы записывали математические головоломки на деревянных табличках-сангаку и вывешивали их в храмах. Но решения не предлагали. Это был такой «вызов на задачу», интеллектуальная дуэль. Но столь романтичный метод привел к тому, что свои решения они унесли с собой.

А в наши времена ее пытались решить?

Михаил Гуров: «Вызов на задачу» принимали многие. Последние сто лет особенно. Давали эту задачу и машине. При этом использовали самые сложные, невероятные методы.

«Вызов на задачу» принимали многие. Последние сто лет особенно. Но даже машина не смогла найти решение

Как все-таки получилось, что задачу решили в ростовском центре дополнительного образования?

Михаил Гуров: В Ростове мощная математическая школа, у нас работают ученые с мировыми именами: Яков Михайлович Иерусалимский, Александр Васильевич Абанин и много других замечательных математиков. На такой научной базе можно сделать многое. Кстати, в центре занимаются самыми разными предметами, причем совершенно бесплатно, на бюджетной основе. Здесь могут учиться ребята со всей области, можно получать видеоуроки. Да, программа усложненная, но в центр приходят дети, которым интересно учиться.

Вот и Макар такой. У него незаурядные способности: сказывается, что в семье есть математики. А заметили Волкова еще в школе, к нам его направила учительница, когда он учился в восьмом классе. У нас принято ругать образование, говорить, что все потеряно, нет больше математической школы, мы не замечаем своих гениев. Но в нашем случае как раз вся система сработала.

Что вы почувствовали, когда решили эту знаменитую задачу?

Михаил Гуров: Эйфорию! Мы проверяли формулы еще и еще раз и понимали, что нашли решение. Машина, которая на это заточена, не смогла, а мы смогли. Макар с этим решением стал победителем суперфинала конкурса «Ученые будущего» в Москве и получил право поехать в Лос-Анджелес на всемирный конкурс научных и инженерных достижений школьников. Свои работы там представили 1700 школьников из 76 стран.

Ваш ученик похож на Перельмана?

Михаил Гуров: Не похож. Он жизнерадостный парень с хорошим чувством юмора. Его уважают и учителя, и сверстники. Макар уже выбрал свой путь, этой осенью он поступил в МГУ на факультет вычислительной математики.

 

Добавил asterfisch asterfisch 22 Октября
проблема (2)
Комментарии участников:
vmizh
+3
vmizh, 22 Октября , url

ротожопам не понять

news2013
-1
news2013, 23 Октября , url

Интересно, а почему Вы хамите вместо ответа на очень простой вопрос?!? Я не математик и мне интересно применение данного открытия в фундаментальной науке или где-либо ещё! Вы же повели себя аки быдло, простите.

saxxxy
+2
saxxxy, 23 Октября , url

Аки быдло повели себя вы, задав откровенно быдлятский вопрос «А зачем?». Существовала математическая задача, школьник её решил, это решение впоследствии может найти практическое применение, как и миллионы других открытий, которые никогда не были бы открыты, если бы люди задавали вопрос туповатого школьника «А зачем?».

news2013
-1
news2013, 23 Октября , url

Хорошо, а как надо было спросить, если мне интересен данный вопрос? Кстати, иди ты нахуй, сноб, а Макару от души желаю творческих и научных успехов!!! А на мой первоначальный вопрос так никто и не ответил. Попробую спросить по-другому, чтобы никто больше не возбуждался- какова область возможного применения данного открытия?

asterfisch
+2
asterfisch, 23 Октября , url

К сожалению не успел вчера ответить на Ваш вопрос. Он вполне обоснован, тем более Вы один из тех, кто проголосовал за новость. Здесь скорее некоторая практическая ценность, — выведены общие формулы, которые позволяют получить решение для множества случаев. Со слов самого автора:

Результаты нашего исследования можно использовать в астрономии, неевклидовой геометрии и даже в 3D-моделировании

news2013
0
news2013, 23 Октября , url

Спасибо, далее погуглим.

Nezloi
+12
Nezloi, 22 Октября , url

Такие ребята поведут Россию в будущее! Респект Макару!



WildSoft
+2
WildSoft, 22 Октября , url

Арбелосы — это такие треугольники, не все стороны которых являются отрезками.

 Ммм… Я бы сказал, такие, ВСЕ стороны которых НЕ являются отрезками :)

zman
0
zman, 22 Октября , url

Уверен что есть пространство где они будут отрезками, а вот при отображении в евклидово пространство будет получаться арбелос 

rusinvent
-1
rusinvent, 22 Октября , url

То есть арбелосы — как альбиносы? :)

V.I.Baranov
+1
V.I.Baranov, 22 Октября , url

Обычно все студенческие достижения, а уж тем более школьников — подарки их старших товарищей, руководителей, учителей ....)))))

Семен Панов
-4
Семен Панов [БАН], 22 Октября , url

Вы в своем уме? Руководитель, учитель передаст студенту какое-то достижение?

V.I.Baranov
+1
V.I.Baranov, 22 Октября , url

Сёма! Это ты не в своём уме, да и вообще не в уме. Ну откуда у школьника достижения?

V.I.Baranov
+2
V.I.Baranov, 23 Октября , url

Сёма! Перельман пенсионер!

zman
+2
zman, 23 Октября , url

Ещё нет, но близко

Barban
+1
Barban, 23 Октября , url

Коррумпированный мозгом Баранов намекает, что, видно у Макара есть важный для его учителей папа или мама.  Или может Макар даже внебрачный сын кого-то из олимпийцев.

jaik
+2
jaik, 23 Октября , url

Немного странно. Что-то подсказывает, что это журналистский фейк, либо сильное преувеличение. Я помню, как в конце 90-х увлекался доказательством большой теоремы Ферма. И только год назад я узнал, что она была доказана еще в 1995 году. То есть, когда я это пытался сделать, все уже было кончено. Не исключаю, что здесь может быть такая же ситуация, так как, насколько мне известно у Паппы Александрийского не было каких-либо задач, которые представляли бы проблему для современной науки.

asterfisch
+2
asterfisch, 23 Октября , url

Обобщение давно известных геометрических задач для современной математики вряд ли представляет интерес. В качестве «задач-вызовов» — вполне, тем более если при этом выходит какая-то теоретическая ценность. Порылся в сети, конкрус был в мае: 

В работе «О системах касающихся окружностей, вписанных в обобщенные арбелосы Архимеда» впервые в мире получено обобщение известной задачи Паппа Александрийского для «неклассических» арбелосов Архимеда (треугольников, не все стороны которых являются отрезками).

jaik
+4
jaik, 23 Октября , url

Спасибо за подсказку. В целом мне сложно судить о важности данного обобщения. Радует, что раз работа этого ученика действительно было допущена до ISEF 2017, то она вряд ли является доказательством уже доказанного. К сожалению, победителем он не стал. В то же время, там было 4 российских школьника, которые все же стали победителями, причем не только в математике, но и других дисциплинах. Вот подробнее — https://www.ridus.ru/news/253169. И их работы не менее, а возможно более важны, чем работа Макара.

Почему к этому вопросу журналисты вдруг вернулись только сейчас, мне сказать сложно. Но душок какой-то у этой новости есть. А вот к слову исходная новость от мая — http://diplom.161.ru/text/ed_lider/304074822287360.html. Стоит отметить, что «школьник» уже сдал экзамены и учится на мехмате МГУ.

asterfisch
+1
asterfisch, 23 Октября , url

Всё это хорошо, — жаль что мы своевременно не видели здесь новости ни о победителях, ни об участниках конкурса. И всё же научная работа старшеклассника есть, новость о ней.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать