В московском ГЦСИ проходит выставка «Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала»

отметили
7
человек
в архиве

Коллективная выставка уральских художников представляет наиболее полное исследование современного искусства Урала с 1960-х — момента становления альтернативной художественной среды, по сегодняшний день.

Антология не только представляетключевые имена и работы, фиксируя историю развития уральского искусства последних 50-ти лет, но и рассказывает об уникальной культурной ситуации, сложившейся на Урале. Исследование затрагивает проблематику существования арт-среды в нестоличном городе, которая буквально из пустоты возникает в удаленных от культурных центров областях и постепенно вырабатывает собственный язык и индивидуальность. Выставка «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала» — рассказ о возникновении почвы и условий для существования искусства в Уральском регионе, формировании его художественной специфики и характерной визуальности.

Точкой отсчета для появления современного искусства на Урале можно считать работу Валерия Дьяченко «Чье это облако?» (1967), которая, по мнению исследователя свердловского неофициального искусства Татьяны Жумати, может быть названа одним из первых произведений советского концептуализма, появившимся задолго до образцов «московской школы».

Экспозицию продолжают работы других знаковых для поэтического и художественного андеграунда фигур — поэта и художника Ры Никоновой (она же Анна Таршис). Именно она долгое время выступала лидером «уктусской школы» — экспериментальной группы художников, чьи художественные поиски были близки концептуалистам и оказали влияние на формирование нового, неоавангардного языка.

Фотографии, объекты и коллажи, собранные из разных коллекций, представляют наследие легендарного художника Евгения Малахина, больше известного как Б.У.Кашкин или Старик Букашкин. Фотограф-экспериментатор, поэт и акционист, он одним из первых стал размещать свои высказывания в городском пространстве, выступая за свободное творчество. Здесь же можно увидеть ранние работы его соратника Александра Шабурова, который развивал идеи «народного искусства» Б. У. Кашкина. «Березовский концептуалист», а позже — участник дуэта «Синие носы», широко известен благодаря своим эксцентричным акциям и перформансам.

Новое поколение уральского искусства представляют Тимофей Радя, размещающий свои высказывания в городской среде и творческое объединение «Куда Бегут Собаки», его участники создают мультимедийные инсталляции и малые художественные формы, которые затем интегрируют в окружающее пространство.

Выставка выстроена в хронологическом порядке и отражает кураторский взгляд на развитие и периодизацию современного искусства Урала: 1960 – 1980-е, 1980 – 2000-е, и с 2000-х по сегодняшний день. Исторический контекст – политические изменения и возникающие социальные феномены, – наглядно представленный в газетных заголовках, способствует осмыслению среды, в которой формировалось современное уральское искусство. География проекта широка и представляет более 50-ти художников и творческих объединений из Екатеринбурга и Свердловской области, Перми, Челябинска и Нижнего Тагила.

Добавил Наталия Кулагина Наталия Кулагина 31 Октября 2017
проблема (4)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать