Росатом может к 2020 году представить "противоаварийное" топливо для АЭС

отметили
39
человек
в архиве

Топливная компания госкорпорации «Росатом» ТВЭЛ планирует до 2020 года представить рынку свою новую разработку – так называемое толерантное ядерное топливо, применение которого на АЭС, как считается, поможет предотвращать аварии, подобные той, что произошла на японской атомной станции «Фукусима-1».

Об этом в интервью РИА Новости рассказала президент ТВЭЛ Наталья Никипелова. Она отметила, что топливная компания активно занимается разработкой новых видов ядерного топлива.

«Одним из них является так называемое толерантное топливо, устойчивое к авариям. Кроме того, оно более эффективно, так как позволит увеличить продолжительность топливной кампании», — сказала она.

«Я могу с уверенностью сказать, что наши исследования в этой области находятся впереди других. Думаю, что в конце 2019 года мы уже сможем предложить это топливо рынку», — добавила президент ТВЭЛ.

По ее словам, этой разработкой уже интересуются потенциальные потребители в США.

В мире в настоящее время активно идут работы по созданию устойчивого к авариям толерантного ядерного топлива (accident tolerant fuel). Стимулом к этому стала авария на японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. Тогда после цунами, вызванного мощным землетрясением, обесточились энергоблоки станции, прекратилась подача охлаждающей воды в активные зоны их реакторов, произошел перегрев ядерного топлива. В результате повышения температуры циркониевых оболочек тепловыделяющих элементов (твэлов) возникла так называемая пароциркониевая реакция, сопровождавшаяся выделением дополнительного большого количества тепла и разрушением твэлов.

Практически сразу после этой аварии в странах с развитой атомной энергетикой активизировались разработки по предотвращению возможности возникновения пароциркониевой реакции, в том числе благодаря применению в твэлах защитных покрытий циркониевых оболочек, оболочек из карбида кремния (SiC) и стальных оболочек.

Ранее сообщалось, что в нынешнем году испытания опытной партии толерантного топлива производства компании «Global Nuclear Fuel» (GNF, США) начались на американской АЭС «Хатч». В опытную партию входят топливные кассеты, в которых будут тестироваться образцы оболочек твэлов из сплава железо-хром-алюминий, а также кассеты, где для твэлов применено покрытие циркониевых оболочек.
Также сообщалось, что толерантное топливо французской компании Areva NP планируется с 2019 года испытывать на АЭС «Вогтль» (США). Испытания пройдет как стандартное топливо, легированное оксидом хрома, так и использованы твэлы с хромовым покрытием оболочек.

Работы по толерантному топливу ведет и Китай. Их выполняет китайская China General Nuclear Power Corporation (CGN) совместно с Академией наук КНР и рядом других организаций, в том числе университетов. В конце 2017 года начались реакторные испытания материалов, предлагаемых для использования в толерантном топливе CGN.

Добавил precedent precedent 26 Марта 2018
проблема (5)
Комментарии участников:
precedent
+1
precedent, 26 Марта 2018 , url

Компания Росатома ТВЭЛ нарастила объем зарубежных «ядерных» заказов на 7% — РИА Новости, 26.03.2018

Портфель зарубежных заказов топливной компании ТВЭЛ госкорпорации «Росатом» в области начальной стадии ядерного топливного цикла на 10-летний период по итогам 2017 года вырос на 7%, он превышает 10 миллиардов долларов, сообщила в интервью РИА Новости президент ТВЭЛ Наталья Никипелова.

Десятилетний портфель заказов включает проекты, которые должны быть выполнены в течение 10 лет. В минувшем году ТВЭЛ удалось существенно нарастить этот показатель, отметила Никипелова.

«Сегодня он превышает 10 миллиардов долларов, и это только по ядерной продукции. По этому показателю тоже есть положительная динамика: он вырос в 2017 году на 7%», — сказала Никипелова. По итогам 2016 года этот показатель составлял 10,1 миллиарда долларов.

Начальная стадия ядерного топливного цикла, на которой работает ТВЭЛ, включает в себя конверсию урана (получение гексафторида урана — вещества, необходимого для изготовления ядерного топлива), его обогащение и собственно производство ядерного топлива (фабрикацию).

ТВЭЛ обеспечивает ядерным топливом 75 энергоблоков АЭС в России и 13 государствах Европы и Азии, 30 исследовательских реакторов в мире, а также все транспортные реакторы российского атомного флота. Каждый шестой энергетический ядерный реактор в мире работает на топливе, изготовленном ТВЭЛ.

 

В ТВЭЛ не видят предпосылок для остановки проекта с США по ядерному топливу — РИА Новости, 26.03.2018

Предпосылок для остановки российско-американского проекта по ядерному топливу «ТВС-Квадрат» нет, сообщила в интервью РИА Новости президент топливной компании ТВЭЛ госкорпорации «Росатом» Наталья Никипелова.

«Взаимоотношения по „ТВС-Квадрату“ развиваются. Я не могу сказать, что мы идем без сучка и задоринки из-за внешнеполитической ситуации, но работа продвигается», — сказала Никипелова. На вопрос, есть ли предпосылки для остановки проекта, она ответила: «Нет».
По мнению специалистов, 2016 год для российской атомной отрасли ознаменовался прорывом Росатома на мировом рынке ядерного топлива для энергетических реакторов типа PWR (pressurised water reactor, реакторы с водой под давлением), работающих на АЭС, построенных по зарубежным проектам (это более половины действующих энергетических реакторов в мире).

Тогда ТВЭЛ подписал первый контракт с одним из американских операторов АЭС на опытно-промышленную эксплуатацию с 2019 года в США российского топлива «ТВС-Квадрат», а также контракт со шведской Vattenfall Nuclear Fuel на коммерческую поставку с 2021 года топливных сборок «ТВС-Квадрат» для АЭС «Рингхальс». Российская разработка называется «ТВС-Квадрат» потому, что эти топливные сборки имеют квадратное сечение — как и топливные сборки, применяемые в реакторах PWR.

precedent
+1
precedent, 26 Марта 2018 , url

Новый блок Ленинградской АЭС-2 сдали в опытно-промышленную эксплуатацию — РИА Новости, 26.03.2018

Новый энергоблок №1 Ленинградской АЭС-2 в пятницу сдали в опытно-промышленную эксплуатацию, это завершающий этап перед его вводом в работу, сообщило управление информации и общественных связей Ленинградской АЭС.

Работа Ленинградской АЭС. Архивное фото
Разрешение на начало этого этапа ранее выдал Ростехнадзор.

По словам главного инженера ЛАЭС-2 Александра Беляева, на этапе опытно-промышленной эксплуатации специалистам предстоит последовательно провести большой комплекс испытаний на 40, 50, 75, 90 и 100% мощности реакторной установки.

«Мы еще раз исследуем нейтронно-физические характеристики активной зоны, изучим поведение реакторной установки в различных сценарных условиях, выполним испытания систем внутриреакторного контроля, опробуем режим полного обесточивания блока, проверим эффективность биологической защиты, а также радиационную обстановку на АЭС», — сказал Беляев, слова которого цитируются в сообщении.

Критерием успешности этапа опытно-промышленной эксплуатации станут проведенные на заключительной стадии 15-суточные сдаточные испытания (комплексное опробование) энергоблока на мощности реакторной установки 100%. Они должны подтвердить, что оборудование и технологические системы энергоблока работают в полном соответствии с проектом.

«Только после этого новый, сверхмощный ленинградский энергоблок будет принят в промышленную эксплуатацию. Мы планируем, что это произойдет до конца текущего года», — отметил директор Ленинградской АЭС Владимир Перегуда.

Пуск реактора ВВЭР-1200 энергоблока №1 состоялся 6 февраля этого года, а 9 марта блок был подключен к сети и начал выдавать в нее электроэнергию.

Ленинградская АЭС — филиал концерна «Росэнергоатом». Станция расположена в городе Сосновый Бор, в 40 километрах западнее Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. ЛАЭС — первая в России станция с реакторами большой мощности РБМК-1000 (уран-графитовые ядерные реакторы канального типа на тепловых нейтронах).

На АЭС эксплуатируются четыре энергоблока электрической мощностью 1000 МВт каждый. На этапе опытно-промышленной эксплуатации находится первый блок замещающих мощностей с реактором ВВЭР-1200. Также продолжается сооружение второго блока с таким реактором.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать