Гора золота: в США оценили стоимость бомбардировщиков B-2 Spirit

отметили
22
человека
в архиве

Видеоролик о стоимости американского тяжелого малозаметного стратегического бомбардировщика B-2 Spirit подготовил портал The Infographics Show

Недавно президент США заявил о намерении увеличить военный бюджет с целью восстановить армию Соединенных Штатов. Между тем в 2015 году траты США на оборону превысили военные бюджеты Китая, России, Великобритании, Франции, Японии, Саудовской Аравии и Индии вместе взятые.

Журналисты решили выяснить, на какую военную технику было потрачено больше всего денег.

Как выяснилось, это стелс-бомбардировщик B-2 Spirit, предназначенный для прорыва противовоздушной обороны противника. Построенный по схеме «летающее крыло самолет» может нести как обычные, так и термоядерные заряды, его экипаж состоит из двух человек.

Разработка бомбардировщика, при создании которого использовались новейшие технологии, началась еще при президенте Джимми Картере (конец 1970-х) и продолжилась при Рональде Рейгане, при этом расходы на проект постоянно росли. Созданный для участия в холодной войне, B-2 применялся уже после ее окончания в ходе операций в Афганистане и на Ближнем Востоке.

Первые самолеты стоили 737 миллионов долларов, после доработок эта сумма возросла до 929 миллионов. После еще одного усовершенствования в 1997 году B-2 Spirit стал стоить 2,1 миллиарда долларов за штуку.

Конгресс одобрил строительство 20 самолетов общей стоимостью 44,65 миллиарда долларов. Таким образом, подчитали авторы The Infographics Show, каждый отдельный самолет обошелся американскому налогоплательщику в 36 долларов, в то время как вся программа стоила каждому налогоплательщику 720 долларов. Это приличная сумма для американских трудящихся, констатируют авторы ролика.

Стоимость покупки и эксплуатации бомбардировщиков B-2 превышает цену равной ему по весу (масса пустого самолета — 71,7 тонны, нормальная взлетная масса — 152,6 тонны) горы золота. Высокие затраты стали причиной множества споров вокруг этого проекта. В настоящий момент ВВС США располагают 20 такими самолетами. Их планируется использовать до 2032 года.

Реальные причины, по которым B-2 стоят настолько дорого, неизвестны, однако есть предположение, что цена связана с материалом покрытия. Используемый при создании стелс-самолета радиоотражающий материал поглощает воду. Сила трения, возникающая в полете, нагревает поверхность самолета, в результате чего поглощенная покрытием вода начинает выкипать, оставляя пузырьки на поверхности дорогостоящего материала. В результате снижается незаметность самолета. Необходимость устранения дефектов покрытия (пузырьков) возникает после каждого полета, что и обуславливает высокую цену обслуживания.

Однако у этой теории есть одно слабое место — неизвестно, способен ли B-2 разгоняться до скорости, на которой материал покрытия нагревается до температуры кипения воды. Тем не менее эксперты согласны с тем, что используемая краска, обеспечивающая малозаметность бомбардировщика, стоит очень дорого, а ремонт, который проводится не реже одного раза в семь лет, обходится в 60 миллионов долларов за один самолет.

Многие считают, что 2,1 миллиарда долларов за B-2 — это завышенная стоимость, которая объясняется двойной бухгалтерией и другими финансовыми «трюками». По мнению сторонников этой точки зрения, стоимость одного самолета не превышает 500 миллионов долларов.

Конечно, считают авторы ролика, передовые технологии, подобные тем, что использовались при создании B-2, приходится развивать в течение многих лет, сталкиваясь в процессе со множеством ошибок и изменений в проекте, чтобы конечный продукт обладал всеми необходимыми особенностями.

Однако и тут есть проблема, ведь B-2 — не единственный современный самолет, использующий стелс-технологии. К примеру, F-22 Raptor, являющийся на сегодняшний день самым дорогим и передовым американским истребителем, стоит около 339 миллионов долларов за штуку — гораздо дешевле, чем B-2.

Между тем авторы ролика уверены, что после окончания эксплуатации B-2 в 2032 году у самолета появится преемник, так как опыт использования стелс-бомбардировщиков считается успешным.

Добавил срф срф 23 Апреля 2018
проблема (2)
Комментарии участников:
suare
0
suare, 23 Апреля 2018 , url

Почему бомбардировщик Б-2 стоит два миллиарда долларов?

Поскольку нынешний президент США объявил о своих планах увеличить в этом году военный бюджет с целью восстановления истощенной армии страны, нам может потребоваться оценить уже совершенные государством расходы. Запланированное многомиллиардное увеличение поспособствует тому, что США станут еще сильнее опережать остальные страны мира с точки зрения расходов на оборону. И да, согласно Стокгольмскому международному институту исследований проблем мира, в 2015 году США обогнали в этом смысле Китай, Россию, Великобританию, Францию, Японию, Саудовскую Аравию и Индию вместе взятые.


Хотя никто не возьмется утверждать, что расходы США на оборону были как минимум чрезмерными, они стали, вероятно, значимым элементом глобального миротворческого процесса. Так на какую же военную технику Америка потратилась более всего? Каков был наивысший расход в долларах на человека? Сегодня мы попробуем дать ответы на эти вопросы. Итак, тема сегодняшнего выпуска: «Почему бомбардировщик Б-2 стоит два миллиарда долларов?»


Б-2 «Спирит», он же бомбардировщик-невидимка, — это американский тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик со стелс-технологией, разработанный с целью прорыва плотной противовоздушной обороны. «Летающее крыло» имеет экипаж из двух человек и может доставлять как обычные, так и термоядерные снаряды.


Разработка данного бомбардировщика, основанного на новейшей технологии, началась во времена администрации Картера и продолжалась во время правления Рейгана, при этом расходы на осуществление программы постоянно росли. Созданный изначально для использования в ходе холодной войны, Б-2 стали задействовать и в более поздних военных операциях на Ближнем Востоке и в Афганистане. Первые версии аппарата стоили 737 миллионов долларов, но в результате последующих доработок и коррективов эта цифра выросла до 929 миллионов. В конечном итоге, после усовершенствования Б-2 в 1997 году, стоимость самолетов составила 2,1 миллиарда долларов за штуку.


Закон о санкционировании расходов на оборону и Конгресс США дали добро на создание 20 самолетов Б-2 за 44,65 миллиарда долларов, то есть по 2,2 миллиарда каждый. Это эквивалентно 36 долларам с каждого налогоплательщика за каждый отдельный самолет или 720 долларам за всю программу. Для среднестатистического американца-трудяги сумма довольно крупная.


Покупка и эксплуатация самих самолетов Б-2 стоят в восемь раз больше их собственного веса в золотом эквиваленте. Да, самолет действительно дорогой, и эти астрономические затраты вызвали множество споров вокруг соответствующего проекта. В настоящее время на службе ВВС США находится 20 таких бомбардировщиков, а использовать их планируется вплоть до 2032 года.


Будучи впечатляющим оружием, Б-2 способен совершать атаки на любой высоте до 50 тысяч футов (15 километров) с дальностью более 6 тысяч миль (9 тысяч 600 километров) на одном только запасе топлива во внутренних баках и более 10 000 морских миль (18 тысяч 500 километров) с одной дозаправкой в воздухе. Он применялся в Ираке, Афганистане и Ливии.


Хотя реальных причин столь высокой стоимости аппарата не знает никто, согласно одной из теорий, все дело в материале покрытия. Используемый при создании Б-2 радиолокационный материал обладает высокой водочувствительностью, то есть в полете самолет легко поглощает воду. Трение в воздушном потоке вызывает нагрев поверхности Б-2, и поглощенная материалом вода начинает выкипать, а сам материал — пузыриться. По мере разрушения поверхностного материала невидимость Б-2 начинает снижаться. После каждого полета возникает необходимость устранения этих пузырьков, отсюда и масштабные расходы на обслуживание.


У данной теории есть один недостаток: действительно ли Б-2 способен летать так быстро, что поверхностный материал нагревается до точки кипения? Верна теория или нет, все эксперты согласны с тем, что огромных денег стоит одна только используемая для покрытия краска, а капитальный ремонт, который должен осуществляться не реже одного раза в семь лет, обходится в 60 миллионов долларов на самолет.


Но действительно ли Б-2 стоит 2,1 миллиарда? Многие считают, что вследствие двойной бухгалтерии и других ловких трюков стоимость самолета сильно завышена, и разработка и производство одной штуки стоят не больше 500 миллионов долларов. Это примерно вдвое больше стоимости вылета пассажирского авиалайнера Боинг-747.


С учетом расходов на подготовку экипажа, оружие, расходные материалы и топливо, стоимость самолета выходит далеко за пределы одного лишь производства. Может быть, причиной дороговизны является факт, что самолетов этого типа было создано очень мало.


С целью получения более четкого представления в данной области обратим свой взор на производителей авто. Представьте, что «Дженерал моторс» потратила 20 лет на создание революционной линейки из 20 автомобилей, современных и единственных в своем роде. Для этого им пришлось бы освоить новую механику с целью получения новых навыков для использования новых материалов для создания новых автомобилей, которые станут подчиняться системе проектирования, требующей постоянного контроля на каждом этапе проектирования и производства. Системы проектирования необходимо не только составить, но и реализовать с высокой точностью.

Так произошло и в случае с Б-2: лучшие инженеры были наняты и обучены другими высококвалифицированными специалистами с целью строительства самолета, представляющего наиболее современные технологии, которые считались жизненно важными на стадии разработки и оказались полезны в ходе операций с 1990-х годов.


Передовые технологии должны не просто возникать, их необходимо тщательно развивать на протяжении многих лет, что неизбежно сопровождается множеством ошибок, высоким уровнем мастерства и различными проектными изменениями, в результате чего продукт выходит на рынок со всеми необходимыми характерными особенностями.


Проблема заключается в наличии целого ряда других воздушных судов: Ф-22 «Раптор», к примеру, практически невидим на радарах и является наиболее передовым и дорогим истребителем после Б-2, при этом его стоимость оценивается примерно в 339 миллионов долларов за штуку — в сравнении с Б-2 цифра совершенно незначительная.


Так что, вполне вероятно, что после последних запланированных полетов в 2032 году у Б-2 появится преемник. Невзирая на свою стоимость, бомбардировщик приносил пользу с самого первого дня ввода в эксплуатацию в 1999 году, а сегодня является единственным самолетом, способным доставлять массивные боеприпасы, и если возникнет необходимость уничтожить скрытую глубоко под землей ядерную установку, лучше этого самолета США не найти.


Как думаете вы, стоит ли Б-2 таких денег? Ждем ответов в комментариях.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать