Эпоха одноразовых вещей: почему все так быстро ломается

отметили
66
человек
в архиве
Эпоха одноразовых вещей: почему все так быстро ломается

В интересное время мы живем. Одежда, техника, мебель портятся намного быстрее, чем еда в ресторанах быстрого питания. Это подтвердили два австралийца, которые 20 лет хранили бургер из McDonald’s. Причем за это время он почти не изменился. Все ломается не только у простых смертных. Так по дороге в посольство США в Риме сломался лимузин президента США Джорджа Буша, на премьере «Беовульфа» в Лондоне у Анджелины Джоли разошелся шов на брюках, у короля Саудовской Аравии Сальмана Бен Абдель Азиз Аль Сауда по прилету в Россию сломался золотой трап.

К постоянным поломкам мы уже привыкли и относимся снисходительно, а вот в старые времена за брак серьезно наказывали. В древнем Вавилоне могли и казнить, в Америке в XVIII веке привязать к позорному столбу, в царской России — побить кнутом или отправить на каторгу. А в советское время бракоделам грозил тюремный срок от 5 до 8 лет.

На сегодняшний день нигде в мире, кроме Франции и Италии, за умышленное снижение качества продукции не наказывают.

Поэтому производителям на этом грех не заработать. Но так было не всегда и многие помнят, как тот же холодильник «Зил» десятилетиями исправно работал на даче, а магнитофон «Комета» не так просто было отправить в электронную Вальхаллу. Не отставали производители и за рубежом. Например, у джипа Toyota LandCruser 80 ресурс двигателя был около 500 000 км, а в пожарной части американского города Ливермор лампочка непрерывно горит уже более 100 лет. Кстати, за ней можно наблюдать по вебкамере в режиме реального времени.

Такая долговечность сейчас редкость: производителю нужно, чтобы его продукцию покупали чаще. Когда рынок постоянно расширялся — проблем со сбытом не было, но со временем продажи замедлялись, а акционеры требовали больше прибыли. Тут маркетологи стали прибегать к маленьким хитростям.

У зубной пасты увеличили отверстие, в рекламе Alka-Seltzer растворяли две таблетки вместо одной, что подняло продажи в несколько раз.

Фильтры для воды и бритвы снабдили индикатором ресурса, который подталкивает к более частой замене сменных блоков. Картофелечистки стали красить в цвет картофельных очистков, чтобы хозяйки из-за невнимательности выкидывали их вместе с отходами. А мерная ложка в стиральном порошке увеличивает расход в 3 раза. Появилось множество одноразовых вещей: линзы, бритва, подгузник, посуда, мангал, полотенце и т. д.

Производители поняли, что главное — подсадить потребителя на свой продукт, а потом уже постепенно вытягивать деньги. Сказано — сделано. Игровые приставки Xbox, Sony Playstation стали продавать почти по себестоимости, а зарабатывать на продаже игр, ведь потребитель уже никуда не денется. Так же поступают и производители бюджетных китайских смартфонов и принтеров, продавая продукцию по минимальной цене. Автопроизводители в среднем зарабатывают $200−300 с автомобиля, а большую часть дохода получают с сервисного обслуживания. Две трети прибыли авиастроительные корпорации зарабатывают также на сервисе. Правда не всегда все проходит гладко.

Например, сервисная компания Lufthansa technik портит всю малину Boeing, перехватывая контракты на сервисное обслуживание их самолетов.

Производителям автомобилей и техники малину никто не портит, кроме единичных случаев, поэтому на время гарантийного обслуживания из клиента можно и даже нужно выжимать все соки. Добровольно потребители не любят расставаться с деньгами, и производители вынуждены прибегать к следующим ухищрениям:

1. Сделать детали дороже. Для этого исключается возможность покупки одного компонента: только в сборке с более дорогой деталью. Расколотое стекло на телефоне заменяется только с экраном. Топливный фильтр в автомобиле продается только с топливным насосом, маленькая втулка только в сборке с амортизатором, копеечный предохранитель меняется вместе с блоком управления. Сломалась деталь за 30 рублей, извините, но ее можно заменить только в сборке с дорогим компонентом за 1500 рублей. И ведь никуда не денешься.

2. Усложнить ремонт. Работа ведется в нескольких направлениях. Необходимо исключить возможность ремонта за пределами фирменного сервисного центра и затруднить доступ к детали для увеличения трудоемкости работ. Для этого подойдет неразборная конструкция корпуса или использование винтов с уникальным рисунком головки, на которые будет сложно найти отвертки. Полезно будет препятствовать распространению инструкций по ремонту и обслуживанию техники как это делают компании Toshiba и Apple. Еще популярно применение в телефоне клея вместо винтов для закрепления батарейки или экрана, что усложняет ремонт. В автомобилях Citroen или Peugeot для замены лампочки в фарах нужно снять бампер. Замена свечей в ВАЗе занимает 10 минут, а в некоторых моделях Saab для этого надо снять двигатель.

3. Ускорить износ деталей. Высшим пилотажем считается, когда поломки начинаются сразу после окончания гарантийного срока в изделии. Производители даже ввели такую должность как специалист по параметризации. Его задача внести в конструкцию такие изменения, чтобы агрегат гарантированно вышел из строя после окончания гарантийного срока. Причем это необходимо сделать очень аккуратно, не навредив репутации производителя. Примеры у всех на виду. Провод от зарядки перетирается за несколько месяцев. В BMW M5 мощностью более 500 л.с. в коробке передач фрикционные диски изготавливают из прессованного картона. В принтеры ставят чип, останавливающий печать после заданного количества листов, хотя чернила могут еще оставаться. Для сокращения срока службы аккумуляторов, микросхем, экранов достаточно слегка увеличить напряжение.

4. Снять с гарантии. Чтобы оградить себя от клиентов с поломками у производителей масса уловок. Приехали на сервис с дисками и шинами нештатной размерности — гарантия на подвеску не будет распространяться. Допоборудование нужно ставить только у официальных дилеров. Даже лампочку самому нельзя менять. В сервисе могут придраться к вашему телефону, якобы при вскрытии обнаружены следы попадания влаги и микротрещины из-за падения. Но до автопроизводителя Тесла всем далеко. При повреждении кузова потребитель слетает не только с гарантии, но и с сервисного обслуживания. При ударе могли быть повреждены аккумуляторные батареи и производитель не хочет брать на себя риски. Так клиенты становятся обладателями одноразовых машин.

Но все тайное со временем становится явным. Apple пришлось признаться в целенаправленном замедлении работы старых iPhone якобы в интересах самих пользователей, хотя ранее к этому относились как к байкам любителей теории заговора. В связи с чем во Франции и Италии началось расследование в отношении компании, а заодно появились претензии к Epson и Samsung. На этом фоне в начале 2018 года в Госдуму был внесен законопроект о противодействии запланированному устареванию. Постепенно общество начинает осознавать всю серьезность проблемы и со временем у производителей маневров для вытягивания денег у потребителей будет все меньше и меньше.

Вообще, мысль о том, что производитель в первую очередь заботится о вас, можно отнести к утопии. Это похоже на то, как фермер заботится о молодых бычках породы Ангус перед забоем. Поэтому к покупкам в наше время нужно относиться очень осторожно. Воспользуйтесь опытом тех, кто уже приобрел подходящий товар, ознакомьтесь со статистикой сервисных центров и уже в зависимости от бюджета решайте какой уровень качества будет приемлемым, а риск поломки — минимальным.

Добавил 4toSnamiStalo 4toSnamiStalo 19 Мая 2018
проблема (2)
Комментарии участников:
Stopor
+1
Stopor, 19 Мая 2018 , url

Хантеру: согласно правилам n2 ссылка должна указывать на первоисточник

mail.ru не является автором новостных статей, это агрегатор. Наверху в приведенном источнике есть ссылка на первоисточник: 17 часов назад, источник: Forbes, но только на морду сайта. Дальше ручками находим: http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/361357-epoha-odnorazovyh-veshchey-pochemu-vse-tak-bystro-lomaetsya

4toSnamiStalo
+5
4toSnamiStalo, 19 Мая 2018 , url

Исправил.

Юлька с н2
+6
Юлька с н2, 19 Мая 2018 , url

Статья верная. Но гамбургер макдональдса (и куча свежеприготовленных блюд) вкусные только минут 20, дальше они превращаются в подсохшее говно и макдак не нужен. Глупая выдумка, что за 20 лет у кого-то гамбургер не изменился. Любой гамбургер (и даже шашлык, шаверма — любой фастфуд) за 20 минут меняются в худшую сторону, их надо есть сразу.

Про технику верно — подсадили народ на всякую хрень, которую надо регулярно обновлять. :)

precedent
-4
precedent, 19 Мая 2018 , url

На что ты подсажено, и так все видят.  

4toSnamiStalo
+7
4toSnamiStalo, 19 Мая 2018 , url

Суть 20-летнего хранения бургера в том, что он не зачерствел и не покрылся плесенью, как любой мучной и мясной продукт, а выглядит практически, как новый.
Консерванты — сила)
На эту тему 

ru.tsn.ua/tsikavinki/gamburger-prolezhal-v-karmane-14-let-i-ne-isportilsya-foto-302646.html

Юлька с н2
+3
Юлька с н2, 19 Мая 2018 , url

Консерванты — сила, мы едим их во всех консервах уже много лет. А еще бывают ГМО (вкусные овощи и фрукты без червяков) и глутамат натрия, которым вся Азия сотни лет питается и дольше нас живет. Много в мире вредных веществ :)

Stopor
+8
Stopor, 19 Мая 2018 , url

Толика консервантного гипноза и потребитель ничего не почувствует.

источник: pbs.twimg.com



Юлька с н2
+3
Юлька с н2, 19 Мая 2018 , url

Это лучшая картинка на тему науки и технологий за последние 500 лет.

Tiseon
+2
Tiseon, 19 Мая 2018 , url

Юлька, а покажи чем ты можешь зачаровать? ;)

oleg_ws
+1
oleg_ws, 19 Мая 2018 , url

Необходимо исключить возможность ремонта за пределами фирменного сервисного центра и затруднить доступ к детали для увеличения трудоемкости работ

Когда купил свою первую иномарку и что-то хотел подправить, то заглянул под копот, сразу его закрыл — там нельзя было куда-то просунуть руку, что бы куда-то добраться! Для замены пустяковго ремня мне тогда разобрали пол двигателя. Хорошо на работе среди прочего занимались установкой кое-какого оборудования на машинах и у ребят всякие специфические отвертки и т.п. штучки были в налиие.

byguy
+4
byguy, 19 Мая 2018 , url

Статья из серии «всепропальщиков» и «за все хорошее и против всего плохого», нацелена на собирание голосов от хомячков, но написана с полным игнорированием реальной ситуации.

А реальная ситуация в том, что это не «злые корпорации сшибают деньги», а «потребитель не хочет платить за вечную иглу для примуса».

Машины не ломались? Так-то да. Но, машины за последние лет 30 не подорожали практически. А ведь должны были подорожать с учетом инфляции. Особенно учитывая что теперь они еще и нашпигованы устройствами, а металл за последние десятилетия только подорожал. Т.е. на самом деле тот мерседес который стоил 50к 30 лет назад будь он произведен сейчас — будет стоить около 250к. Кто-то готов идти его покупать? Нет, потому что «дорогонах». Поэтому производят дешевое говно, да и то дешевле себестоимости компенсируя потом на обслуживании.

Машины не ломались? Да. 6 литровый авто разгоняющийся за 12с и с акпп о 4 передачах — чему там ломаться. Жрал так, что легенды складывали, 40л на сотню — легко. А сейчас что? Жрать должно меньше, разгонятся дожно быстрее. Но для этого надо турбировать, увеличивать количество передач, уменьшать объем — а все это отрицательно сказывается на ресурсе. Хорошо дрочить на эти неломающиеся миллионники моторы, да только и стоить они будут в 5 дороже чем нынешние, и жрать в 5 раз больше и разгона не обеспечат.

Детали неразобрные? И тут заговор увидели? Да что бы они были разборные — на производстве должен быть ручной труд, а внедри его туда — детали будут не по карману большинству автовладельцев, ведь рабочим же деньги надо платить.

И так далее и тому подобное. Смысл сводится к очень простой вещи — «одноразовые вещи» сейчас стоят в 5-10 раз дешевле (с учетом инфляции) чем в то время когда они были многоразовые, а сложность функционала прямо влияет на надежность в отрицательном смысле (и ведь простую хрень никому не наддо сейчас).

Но проще конечно винить корпорации, ага.

Юлька с н2
+1
Юлька с н2, 19 Мая 2018 , url

Назревает новый спор по вашему комментарию. Между корпорациями и потребителями. :)

byguy
+6
byguy, 19 Мая 2018 , url

Корпорации это фикция. Так же как банки. И так далее. Все есть суть народ.

Был у меня приятель, жестко гнал на эппл что продукты по себестоимости 100 баксов продает аж за 1000. Ровно до тех пор пока не прикупил акций. Теперь ворчит что продукты эти всего 1000 стоят, могли бы говорит и подороже продавать, акции бы быстрее росли.

С банками та же херня. Можно сколько угодно бухтеть на дорогие кредиты, но когда они были дорогие — по депозитам можно было 24% в рублях получать или 12% в валюте. И что-то я не помню что бы кто-то из вкладчиков орал «а давайте депозиты будут под 2%, зато кредиты будут ниже и банки не наживуться на нас». Ага.

GreyWolf
+3
GreyWolf, 19 Мая 2018 , url

У нас юрист, правая рука деректора, не самый бедный человек в компании, катается на Мерседесе начала 2000-х и менять не собирается. Хотя мог бы себе по доходам спокойно нулевый Мерседес позволить. Ничего не ломается, если вовремя делать профилактику и аккуратно обращаться с вещами. Сейчас на дизайн новых корыт посмотришь, все желание их покупать пропадает...

У меня вещи быстрее морально устаревают, чем ломаюся. Хотя и морально устаревать уже нечему. Прогресс остановился. Думал как-то 7-милетний комп сменить на новый, покурил форумы, оказалось, что замена потрохов даст прирост производительности в 40%. И в чем смысл? Это с учетом, что когда-то менял потроха каждый год, а с железячных форумов не вылазил. Когда-то за всеми патчами следил, в курсе был всех новинок. В мае Windows качнула патч на 4 GB, покликал минут 10, и так и не понял ради чего я потратил пол часа своего свободного времени. Ничего особенного не заметил. Где-то кнопки передвинули и все...

Новые мобилки… Гугл ассистент. Позвонит он в парикмахерскую… Я в парикмахерскую иду возле дома, когда в голову стрельнет. Было бы интересно, как этот ассистент по-английски с моим парихмахером договаривался бы :D.

Эти производители уже не знают, какую еще хрень придумать, чтобы их новую дрянь купили… В рекламе визгу столько, как будто человека на Марс запустили, изобрели лекарство от рака или старости, а на деле где-то кнопки перекрасили и с места на место передвинули...

byguy
0
byguy, 20 Мая 2018 , url

У нас юрист, правая рука деректора, не самый бедный человек в компании, катается на Мерседесе начала 2000-х и менять не собирается.Ничего не ломается, если вовремя делать профилактику и аккуратно обращаться с вещами.
---
ABS (только не надо про то что они есть в том мерседесе, поколение имеет значение), ESP, подушки, пассивная безопасность, жранье бензина и т.д. — лучше в современном мерседесе. неломучесть не единственный критерий, вот в чем штука.

У меня вещи быстрее морально устаревают, чем ломаюся. Хотя и морально устаревать уже нечему. Прогресс остановился. Думал как-то 7-милетний комп сменить на новый, покурил форумы, оказалось, что замена потрохов даст прирост производительности в 40%. И в чем смысл?
---
Плохой пример. Дважды плохой.
В-первых, последние годы прогресс шел в направлении многоядерности. Запустите на своем 7-летнем компе какую-нибудь современную многопоточную игруху и посмотрим на ваши 0.5фпс против 60фпс на современном.
Во-вторых, последние годы прогресс шел в направлении энергоэффективности. Раньше у меня ноут весил 4кг и работал 2 часа, сейчас весит 2кг и работает 8 часов — при прочих равных.


Эти производители уже не знают, какую еще хрень придумать, чтобы их новую дрянь купили… В рекламе визгу столько, как будто человека на Марс запустили, изобрели лекарство от рака или старости, а на деле где-то кнопки перекрасили и с места на место передвинули...
----
Моя прабабушка точно так же говорит о сотовых телефонах. Придумали мол ерунду какую. До дома не дойти что-ли если позвонить приспичит мол. Это не производители хрень придумывают, это вы застряли немного в прошлом и не можете найти применение новых полезных штук для своих целей.

GreyWolf
+1
GreyWolf, 20 Мая 2018 , url

Американец на тесле тоже верил в пассивную безопасность и искуственный интеллект, пока ему апостол Петр не объяснил, что он был не прав...

У меня от дома до работы 10 км по трассе. В магазины я не езжу, так как магазины мне сами все домой привозят, а кино, спотклуб и парихмахерская в шаговой доступности от работы или дома. Поездка на работу: Только пидаль нажал — уже на работе. Даже светофоров между домом и работой только один. До работы доезжаю примерно за 5 минут. Интересно, когда у меня окупится покупка, например, новой Mazda 3, мне большой машины не надо. И какую я экономию получу по сравнению с текущей Mazda 3, которая меня всем устраивает. Техосмотр с первого раза всю жизнь проходил, а за все время, что я на ней езжу менял только масло, колодки, тормозные диски и саленблоки.

Так у меня и так 4 ядра по 3.4 GHz, и эти ядра могу разогнать до 4.0 GHz. Раскажи мне лучше не про игры и фпс, они меня не очень интересуют, уже лет 5 ни во что толком не играю, а какой у меня будет прирост в LibreOffice, хромиуме или в Netbeans на Linux Mint 18.3 или на Windows 10 при смене i7-2700K на i7-8770K? В каком месте я почувствую профит? У меня страницы будут загружаться на несколько микросекунд быстрее, код будет компилироваться на несколько секунд быстрее, и комп будет хавать электричества на несколько центов меньше? Это стоит того, чтобы сменить нормальный проц на какое-то дерьмо, у которого сопли вместо припоя?

По поводу игр. последнее что я запускал на своем компе — это GTA V, Fallout 4, War Thunder и Forza Motorsport 7. fps был где-то около 118 если снять вертикальную синхронизацию. На i7-8770K был бы 125 — это повод чтобы сделать инвестицию размером в полторы штуки евро. :D

Сейчас пишу с древнего iPad с железом 2013-го года, что изменится в моей жизни, если я сменю его на новый iPad 2018? На пару микросекунд быстрее будет ютуб загружатся? Это еще один повод задонатить 1000 евро, но уже не интелу, а аппл… Оно того стоит. 

Я понимаю, что для датацентра каждый ватт на счету, но простому пользователю прок от этого какой?

GreyWolf
0
GreyWolf, 19 Мая 2018 , url

То что новые авто жрут бензина меньше — это легенда для дурачков. У моего деда был жигуль. Кушал 7 л на 100 км лично засекал и мерял. А жигуль это тачка 60-х годов. Современный VW с его турбинами жрет не меньше. Причем этому VW уже не раз устраивали дизельгейты за то что паспортные данные по расходу топлива и выбросам CO не совпадают с реальными...

Для справки. Турбонаддув запатентовали в 1911-ом году… А в серийный авто попал в 1977 г.

byguy
0
byguy, 20 Мая 2018 , url

о что новые авто жрут бензина меньше — это легенда для дурачков. У моего деда был жигуль. Кушал 7 л на 100 км лично засекал и мерял. А жигуль это тачка 60-х годов. Современный VW с его турбинами жрет не меньше. Причем этому VW уже не раз устраивали дизельгейты за то что паспортные данные по расходу топлива и выбросам CO не совпадают с реальными...
 жигуль мог есть 7л на 100км только если половину времени его толкали до гаража руками:)))

чем замеряли-то? бортовым компьютером?:))) жигули даже по паспорту по трассе жрали 7.8 при 80км/ч. реально 9.8. и это при разгоне до сотни под 20с и нулевых экологических нормах

если на современном авто тошнить так что до сотни будешь 30с разгонятся и отключить катализаторы и перенастроить комп что бы на эко нормы он забивал — расход будет меньше процентов на 20, ага.

я на рапиде с 1.4 турбо укладываюсь на трассе в 4.2 литра (после прошивки на 180лс и отключения норм евро и снятия катов). разгон до сотни 8с.

GreyWolf
0
GreyWolf, 20 Мая 2018 , url

Замерял очень простым способом. Заливал полный бак, засекал километраж, потом через несколько недель приезжал на ту же колонку, сувал тот же шланг, и опять заливал полный бак, и смотрел сколько залилось и сколько км я поехал. Если знаешь более точный способ измерения, милости просим. 

oleg_ws
0
oleg_ws, 20 Мая 2018 , url

Смотря какой Жигуль. Классика или 8ка-9ка. Кроме того на последних выпусках там всяких наворотов наставили для экономии топлива. Так что разброс большой.

GreyWolf
0
GreyWolf, 20 Мая 2018 , url

Если льешь 95-й сместо 92-го экономия экономия расхода топлива 5%, а если это нормальный европейский 95-й, а живу в Европе, то и все 10%. 7.8 на 100 км, это российский 92-й, а 7.0 — это европейский 95-й. Вот такие пироги.

fakenews
0
fakenews, 20 Мая 2018 , url

полностью согласен. про компы тоже смешно. раньше когда ноутбук весил 5 кило и был несколько сантиметров в толщину там можно было развернуться. щаз же все, включая батарею на 12+ часов аппл вписывает в корпус весом 1.3кг причем большую часть занимает та самая батарея, а все что раньше было на мастеринкской плате давным давно интегрировано в один центральный процессор.

GreyWolf
0
GreyWolf, 20 Мая 2018 , url

Маленькая ремарка. Первый Macbook Air (вы похоже про этот класс девайсов имеете в виду) внезапно вышел 10 лет назад… У моей знакомой есть Macbook Air 2011-го года с i5-2557M. И он ее полностью устраивает. На сколько i5-5350U (Macbook Air 2017) его мощнее и энергоэффективнее? 20%? Не повод идти в магазин...

У меня есть лаптоп Asus 2016-го года с дискретной видеокартой и 4-х ядерным i7. Купил не потому, что он нужен, а вот душа требовала порадовать глаз новым гаджетом. У него одни радиаторы пару килограммов весят ;) Вангую, мне его лет на 10 хватит. Зимой вышел более новый вариант этой серии лаптопов. Он на 2 мм тоньше и вместо Full HD стоит 4K матрица. Ну вот нафига в 15” лаптопе 4К?



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать