Пенсионная реформа в Швейцарии: основные положения (дополнение к статье Пенсионные реформы: мировой опыт)

отметили
17
человек
в архиве

источник: swissinfo.ch

Агитационные плакаты, выступающие за проект пенсионной реформы в Швейцарии. Уточним, что у этой реформы есть как сторонники, так и противники.

14.08.2017 — 10:00

Коротко о сложном: в чем состоит пенсионная реформа, референдум по которой пройдет в Швейцарии 24 сентября 2017 года? Вот ее основные пункты:

1. Возраст выхода на пенсию для женщин постепенно повышается до 65 лет.Повышение будет проводиться с шагом на три месяца каждый год, начиная с 2018 года и до 2022 года.

2. Реформа сделает более гибким порядок выхода на пенсию. Уходить на заслуженный отдых можно будет в возрасте от62 до 70 лет. Уходя в 65 лет, граждане будут получать 100 процентов пенсии, тот, кто уходит раньше – получит меньше, тот, кто уйдет позже 65-ти лет, получит, соответственно, больше.

источник: swissinfo.ch

Протест в Лозанне (2015 год) против планов повышения пенсионного возраста для женщин.

3. Очень важный для швейцарской пенсионной системы показатель, так называемый «Перерасчетный коэффициент» («Umwandlungssatz») снижается до 6,0%. На основе этого коэффициента происходит перерасчет капитала, накопленного в рамках обязательного пенсионного страхования, и формируется сумма к выплате. Снижение будет также происходить постепенно в период до 2021 года. Тем самым «вторая опора» должна будет получить более солидный и устойчивый финансовый фундамент.

источник: swissinfo.ch

4. Пенсия в рамках «первой опоры» («AHV») будет повышена на 70 франков, начиная с 2019 года. Пенсионный «потолок» для женатых пар будет повышен со 150% до 155%. Что это означает? В настоящее время в Швейцарии женатые пары получают пенсию по особой процедуре: рассчитанная на каждого из супругов пенсия складывается, затем из этих двух сумм рассчитывается среднее арифметическое, а затем суммарная «чистая» пенсия сокращается супругам до 150 процентов от данного среднеарифметического показателя (в народе такая система называется «брачное наказание»). Нынешняя же реформа предлагает повысить этот показатель до 155%, то есть, хотя бы немного, но уменьшить масштабы этого самого «наказания».

5. Отчисления, выплачиваемые работниками и работодателями в бюджет «первой опоры» («AHV»), повышаются соответственно на 0,3%.

6. Ставка НДС («Mehrwertsteuer») в Швейцарии должна быть в два приема в период до 2021 года повышена на 0,6%. Кроме того, начиная с 2018 года 0,3% от общей суммы ежегодно собираемого в стране НДС («MWST») будут направляться не как сейчас в бюджет системы страхования по инвалидности («Invalidenversicherung» — «IV»), а в бюджет «первой опоры» («AHV»).

Эта реформа провалилась. Кто виноват в провале реформы

Пенсионный вопрос — это такое дело! Неоднозначное! Всем не угодишь, и в этом смысле нынешний пакет мер в рамках реформы швейцарской пенсионной системы был именно таким, неоднозначным, требующим жертв от всех! Хорош ли был этот пакет, привлекателен ли? В Швейцарии на референдумах часто всё происходит, как при сватовстве — «да» невеста говорит только жениху хотя бы в чем-то привлекательному! Наша аналитика.

Есть в швейцарском регионе Аппенцелль обычай — под Новый год по улицам местных деревень ходят такие специальные «Деды-Морозы» («Silvesterkläuse»), которые колядуют, стучат в бубны и вообще всячески провожают старый год вместе с его невзгодами и отпугивают злых духов нового года. «Деды» эти до недавних времен делились на добрых («die Schönen») и злых («die Wüsten»), до тех, точнее, пор, пока вдруг не возникла некая гибридная форма «злобно-добрых» Дедов-Морозов, маски которых были, как «добрые», богато украшены, но при этом вытесаны, как «злые», из грубого дерева.

«Злобно-доброе» нечто? Бывает ли такое вообще, не есть ли это «противоречие в себе»? Реформа пенсионной системы Швейцарии, на которую Ален Берсе, нынешний министр внутренних дел (а он в Конфедерации как раз и курирует пенсии) угрохал последние семь лет, как раз и была таким «злобно-добрым» феноменом. И, наверное, теперь, анализируя итоги референдума задним числом, можно не удивляться тому факту, что реформа эта провалилась с таким опять же грохотом.

Не протянув руки противникам

Жалеть его, наверное, не следует — ставки были высоки, и министр знал, на что идет! Когда в марте этого года проект реформы попал на обсуждение в парламент, многие депутаты ощущали себя так, словно по ним проехался тяжелый танк. Ален Берсе с таким напором проталкивал свое детище через палаты парламента, что в итоге все решили, что «легче уступить, чем объяснить, почему не мил»!

Своим противникам ни министр, ни его социал-демократические «инженеры душ человеческих», не дали ни одного шанса «сохранить лицо». Все или ничего — таково было их требование. При помощи голосов депутатов-демохристиан Алену Берсе удалось провести, в итоге, свою реформу через бюргерский парламент почти без потерь и уступок. Удался ему этот «финт ушами» только потому, что был он жесток и неуступчив, холоден и расчетлив.

Иными словами, А. Берсе не дал парламенту ни единого шанса сделать свою работу, а именно, проанализировать реформу и дать ей оценку «по гамбургскому счету». Накануне голосования министр постоянно повторял, сколько времени ушло у него на разработку этого пакета. Однако если приглядеться внимательнее, то можно увидеть, что, на самом деле, последние два года он просто держал депутатов за руки не давал им ни единого шанса сделать что-либо, будучи скорее склонным отстаивать свою идею, нежели всерьез отнестись к тому, что составляет суть швейцарской политики, а именно, к идеалу «гельветического компромисса». Какой там компромисс, если он знал, «как надо»!

«Вы что-то нескладное придумали!»

Многие граждане Швейцарии, проголосовав сегодня, а может быть уже и пару месяцев назад по почте, против реформы, наверное, обо всем этом не имели никакого понятия. Однако усилия Берсе протолкнуть реформу и конвульсии несчастных парламентариев, силящихся хоть что-то произнести по сути дела, просто так и лезли из каждой строчки этого монструозного проекта, который буквально рушился под собственной тяжестью. Ничего общего с часовым швейцарским механизмом, работающим «с точностью до миллиметра», этот проект не имел.

«А вы не перегнули палку с реформой? Может, там слишком много букв?» Таков был, на самом деле, очень простой и даже по-крестьянски наивный вопрос, заданный Алену Берсе накануне референдума главным швейцарским таблоидом, газетой «Blick». И получилось, как в классике — «медиум и был посланием»! Важно было не то, что говорил министр, а как, потому что он умудрился в одной фразе сказать и «да» и «нет»!

Его ответ звучал следующим образом: «Нет! Речь идет о решениях, затрагивающих саму суть первых двух опор нашей пенсионной системы. Мы обязаны позаботиться (о том, чтобы они не остались без денег). Мы должны сделать так, чтобы государственная пенсия AHV не снижалась, чтобы рабочие места „на полставки“ были лучше интегрированы в общий механизм пенсионного обеспечения, чтобы как первая, так и вторая опоры получили солидное финансовое основание».

Как, простите? Кто на ком стоял? Так что не удивительно, что избиратели под конец с трудом соображали, что, кто, когда, и вообще — о чем тут идет речь. Не говоря уже о том, что, наверное, впервые в истории на референдум были вынесены полтора вопроса, потому что к вопросу о собственно реформе прилагался еще пункт о поэтапном повышении ставки НДС, и реформа могла вступить в силу только в случае позитивного ответа на оба эти предложения. Нет, как говорил классик, «вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали»!

Ото всех по чуть-чуть!

С самого начала эта была невыполнимая миссия. Пенсионная реформа предлагала везде подкрутить по чуть-чуть, не решая до конца ни одной проблемы. По крайней мере на данном этапе. И как дальше? Куда дальше? Что делать? Отвергая реформу, народ, на самом деле, просто отказался от того, что показалось ему странным и не внушающим доверия. А кто ему внушает доверие? Наверное, парламент, а также время, которое, как известно, лечит! Избиратель надеется, что парламент, наконец, возьмется за ум и вытащит, как зайца из шляпы, новое чудо-решение. Как в свое время после провала референдума о порядке налогообложения иностранных холдингов, — тоже был тот еще монстр! — народ надеется, что у политиков есть некий «план Б».

То есть совсем уж деструктивным решение народа не является. Потому что всем ясно одно — с пенсиями «AHV», пока не поздно, надо что-то делать. Все в Швейцарии также понимают, что «пакт поколений» необходимо обновить на новых условиях. Нельзя заставлять молодежь платить и за себя, и «за того парня». Об этом должны не забывать те, кто проиграл пенсионный референдум — сейчас они начнут клеймить своих противников всеми возможными клеймами, и будут, как в том анекдоте, «в корне не правы»!

Какая боль!

Разумеется, разбившаяся лодка пенсионной реформы — это очень досадно. Особенно же досадным будет этот результат для швейцарцев, проживающих за рубежом и поддержавших реформу. Они-то как никто иной заслужили дополнительные 70 франков, с учетом того, что, проживая за рубежом, они не имеют право пользоваться другими инструментами социального обеспечения, например, «дополнительным социальным вспомоществованием» («Ergänzungsleistungen»), особой формой, находящейся между пенсией и социальной помощью.

Да и вообще, больно смотреть на страну, оставшуюся без ответов на весьма актуальные вопросы. Народ ожидает теперь, что политики разрубят все узлы, начнут говорить простым языком и примутся искать компромиссные решения — то есть делать ту работу, на которую они народом и были избраны. И кстати — а может быть вообще не стоит давать народу в руки право решать такие сложные вопросы? Наоборот — народ в этом смысле играет роль важного корректива, ведь именно он будет вынужден, в итоге, расхлебывать последствия решений мудрых политиков. И было бы несправедливо лишать электорат права сказать тут свое скромное слово!

 

О швейцарских пенсиях просто и наглядно Какая сейчас действует пенсионная система в Швейцарии

Пенсионная система в том виде, в котором она существует сейчас, заработала в Швейцарии по результатам федерального референдума, который прошел 3 декабря 1972 года. Данная система основана на трех «опорах» (Säulen), каждая из которых решает свои особые задачи. 

См. выше таблицу — «Три опоры» пенсионной системы Швейцарии.

Первая «опора», упрощенно говоря, составляет базовую государственную пенсионную страховку и основана на «Законе о страховании по старости и потере кормильца» (AHV). Фонд«первой опоры» формируется из солидарных выплат как застрахованного, так и государства. Жить только на одну эту пенсию в Швейцарии фактически невозможно. Если перечислять взносы в «первую опору» в течение максимально возможного срока (44 года для женщин, 45 лет для мужчин), то минимальная пенсионная выплата может составить 1 200 франков или около 70 тыс рублей в месяц, что для Швейцарии очень мало.

Вторая «опора» пенсионной системы складывается из выплат как застрахованного в качестве работника на производстве, так и работодателя. Регулируется эта процедура «Законом о профессиональном страховании» («Bundesgesetz über die berufliche Alters-, Hinterlassenen,- und Invalidenvorsorge»). Взносы по этому режиму платят практически все наемные работники, самозанятое население может делать это в добровольном порядке.

Главная цель второй «опоры» — обеспечить людям, выходящим на заслуженный отдых, в сочетании с «первой опорой», привычный достаток, минимально на уровне примерно 60% от последней зарплаты, максимально — до 80%. Рассчитывается пенсия в рамках «второй опоры» на основе «преобразовательного коэффициента».

Например, накопив на своем пенсионном счету 500 тыс. франков, человек может получить в месяц в 2,8 тыс. франков. Это, не забудем, в придачу к выплатам по «первой опоре». Получается примерная пенсия в 4 тыс. франков. Данная сумма находится на уровне фактически действующего в Швейцарии МРОТ, что по местным меркам все-таки весьма скромно.

Третья «опора» швейцарской пенсионной системы является добровольной. Инвестирование в свою пенсию в рамках этой «опоры» можно проводить на основе бесчисленного количества вариантов, предлагаемых своим клиентам ведущими банками страны. Вот это и есть та самая система самостоятельной заботы о собственной пенсии.

В Швейцарии активно используют систему добровольного страхования, поскольку — и это очень важно отметить — она подразумевает существенные налоговые льготы. Эти взносы вычитаются из налогооблагаемой базы, что делает такие вложения очень выгодными. Теоретически, используя все три «опоры», можно заработать себе на пенсию в размере 6 тыс. франков в месяц, что равно уже хорошему заработку на средней руководящей позиции.

Добавил waplaw waplaw 5 Июля 2018
проблема (3)
Комментарии участников:
V.I.Baranov
-1
V.I.Baranov, 5 Июля 2018 , url

Коротко о сложном: в чем состоит пенсионная реформа, референдум по которой пройдет в Швейцарии 24 сентября 2017 года? Вот ее основные пункты:

waplaw
+1
waplaw, 5 Июля 2018 , url

Так это целая история. Реформа то провалилась. Швейцарцы реформу послали на кудыкину гору. Читайте дальше :)))



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать