Лекарство от эпидемии stealth: почему русские видят американские «невидимки»

отметили
49
человек
в архиве

Наши новые электронно-оптические преобразователи третьего поколения позволят обнаружить вражеский танк с выключенным двигателем даже ночью и даже стоящий в снегу во время снегопада

Технология «стелс» начала отсчет своей истории в 1970-е годы, когда в США решили создать самолет, невидимый для радаров советских ПВО. На это Пентагон подвигло два побудительных момента. Первый — результаты войны во Вьетнаме, где ВВС США потеряли свыше 4.000 самолетов всех типов. Второй заключался в том, что Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) подготовило доклад, в котором отмечалась инициативная разработка компании Lockheed Martin, а точнее, ее инженерного подразделения Scanworks. Речь там шла о самолете необычной конструкции, которая наделяла его способностью быть «невидимым для радаров».

«Советское радио» как источник вдохновения

Сразу оговорюсь, работы по снижению радиолокационной заметности самолетов в США велись еще со времен Второй мировой войны. Под ее окончание немецкие Люфтваффе получили на вооружение реактивный истребитель-бомбардировщик Go.229, который имел в своей конструкции множество деталей из дерева, сделавших его менее заметным для радаров тех лет.

В США тоже стали искать подобные способы. Позже специалисты из Scanworks успешно отработали над проектом по снижению заметности разведывательных самолетов А-12/SR-71 Black Bird (1964 год) и беспилотного летательного аппарата GTD-21. Но это были разведывательные летательные аппараты.

А теперь в докладе DARPA речь шла о боевом истребителе-бомбардировщике. В основу разработки которого, как выяснилось, легли идеи советского инженера Петра Яковлевича Уфимцева.

Уфимцев в своей монографии «Метод краевых волн в физической теории дифракции», напечатанной в 1962 году небольшим тиражом издательством «Советское радио», описывал компьютерный алгоритм, способный подсчитать эффективную площадь рассеяния (ЭПР — видимый размер объекта на радаре) для самолета с любыми формами планера. Каким образом эта монография попала в США, видимо, знают только ветераны ЦРУ. Широко известно другое: алгоритм Уфимцева был перенесен в компьютерную программу Еcho-1, которая и смоделировала облик самолета-«невидимки», теперь известного всему миру как F-117А Nighthawk.

Шпионские игры

В июле 1978 года ГРУ ГШ ВС СССР получило достоверные сведения о том, что в США активно ведутся разработки по технологии, которую потом назвали stealth, а 16 ноября этого же года компания Lockheed Martin заключила контракт с Пентагоном на создание тактического ударного самолета-«невидимки» F-117.

В середине 1980-х советская контрразведка раскрыла деятельность завербованного ЦРУ ценного агента — советского инженера в области радиолокации Адольфа Толкачева. В спецслужбах США за обилие получаемых секретных материалов ему дали прозвище «Артезианская скважина». На протяжении шести лет, с 1979-го по 1985 год, Адольф Толкачев, работая в НИИ «Фазотрон», сумел передать ЦРУ свыше 50 совершенно секретных разработок.

Но напоследок — по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок» — наши контрразведчики использовали предателя как источник дезинформации. Изучив абонентские карточки секретной библиотеки НИИ «Фазотрон», они установили, что Толкачев проявлял повышенный интерес к технологии создания самолетов-«невидимок» и средств их обнаружения. Поэтому через «скважину» было решено слить «дезу высшего качества». В течение десяти месяцев (с октября 1984 года по июнь 1985 года) Толкачев исправно снабжал заокеанских заказчиков сведениями, сделанных «по рецепту» КГБ. Все «документы» под подлинным грифом секретности имели принадлежность к секретным лабораториям НИИ «Фазотрон» и Министерства радиопромышленности СССР.

На американских ученых и техников из Lockheed Martin и Northrop Grumman, работавших над проектами «стелс», тогда обрушился просто шквал ценнейшей технической информации. Естественно, новые данные были использованы для корректировки разработок самолетов F-117А и B-2 Spirit. В достоверности и подлинности полученных от Адольфа Толкачева данных американцы убеждены до сих пор — ведь их источник был вскоре задержан и приговорен к высшей мере наказания.

Первое разочарование американцев постигло во время иракской кампании. Об этом написали арабские СМИ: иракские ВВС и ПВО смогли подбить три «невидимки» F-117А. Два самолета были сбиты МиГ-25 и МиГ-29 ВВС Ирака и упали на территорию, контролируемую армией США. Третий, сбитый ЗРК «Оса» советского производства, упал недалеко от линии фронта, но был оперативно эвакуирован американским спецназом на двух транспортных вертолетах.

Эту неприятную историю удалось замять, но то, что произошло в 1999 году в Югославии, спрятать не удалось. Кадры сбитого ракетой сербских ПВО F-117A Nighthawk (серийный номер 82-0806) обошли все мировые СМИ, а его обломки до сих пор хранятся в Музее авиации в Белграде.

АФАР не обманешь

Почему же «невидимый» самолет вдруг оказался обнаружен не только советскими системами ПВО, но и самолетами 3-го и 4-го поколения? Дело в том, что эффективность используемых американцами стелс-технологий зависит от диапазона частот РЛС, на которых она облучает цель.

Стелс-технологии США рассчитаны на радиоволны X-диапазона (сантиметровая длина волны), в которых работают большинство современных радаров ПВО и БРЛС самолетов. Более старые радиолокационные комплексы ПВО (такие, как С-125) использовали L-диапазон частот (дециметровые волны), поэтому на их работу американские стелс-технологии не влияли никак: станции «видели» и «невидимки». К слову сказать, в России создана целая линейка РЛС L-диапазона.

Современные российские РЛС ПВО и самолетов оснащаются радарами с АФАР (активные фазированные антенные решетки). Они не только позволяют увеличить мощность излучателя и чувствительность приемника, но обнаруживают сразу несколько целей, используют цифровую обработку сигналов, отсеивая любые помехи. Самое главное свойство радаров с АФАР в том, что они могут одновременно сканировать пространство в различных диапазонах частот. Так что «невидимыми» стелс-самолеты остаются только для своих радаров.

Мало того, в состав российских комплексов обнаружения целей добавили оптико-электронные системы, которые дополнили возможности РЛС распознаванием целей в видимом оптическом диапазоне, а также в ИК- и УФ-спектрах.

Информация о том, что русские без проблем обнаруживают в небе их стелс-самолеты, застала американцев врасплох. Они уже успели создать 195 самолетов F-22 Raptor, 21 бомбардировщик B-2 Spirit и 305 единиц F-35 Lightning II, потратив на все про все, считая разработку, свыше 170 млрд долларов.

Думаете, в США стали искать что-то более эффективное взамен? Нет, они стали тратить больше усилий и денег на совершенствование существующих стелс-технологий.

Можно ли «кита» замаскировать в «селедку»

В 2017 году ВМС США приняли в свой состав новый авианосец Gerald R. Ford (USS CVN-78). Его стоимость — 13 млрд долларов. Дороговизна корабля объяснялась не только его техническими и боевыми возможностями, но и различными технологическими новинками, примененными в конструкции.

Gerald R. Ford — это первый в мире стелс-авианосец, который на радарах должен «светиться» как обычный эсминец. Невидимым, по мысли конструкторов, его делают специальное покрытие и панели из композитных материалов.

Американцы так уверовали в «незаметность» корабля, что сократили комплексы ПВО на его борту, оставив только ЗРК с ракетами RIM-116 RAM и RIM-162 ESSM, способными перехватывать опасные цели на дальностях до 50 км. Стоимость постройки трех авианосцев нового класса — CVN-78 Gerald R. Ford, CVN-79 John F. Kennedy и CVN-80 Enterprise обойдется Пентагону в 42 млрд долларов.

Как известно, авианосцы в одиночку в плавание не ходят, с ними всегда в сопровождении и охранении идут другие корабли — 1-2 ракетных крейсера класса Ticonderoga, 5-6 эсминцев класса Arleigh Burke, 2-3 атомные подводные лодки класса Los Angeles или Virginia и один быстроходный транспорт класса USS Sacramento. Когда эта флотилия, которую еще называют авианосной ударной группой (АУГ), выйдет в океан, то, по замыслу американских стратегов, стелс-авианосец никто не обнаружит!

Ну-ну, вероятно, сказали наши моряки. 12 и более вымпелов в океане все равно будут проверены всеми средствами воздушно-космической и гидроакустической разведки ВМФ России. К тому же на корабли у нас тоже ставят радары с АФАР.

Теперь американцы хотят создать стелс-танки. Понятно, что на эту мысль их натолкнули неудачи с танками Abrams на Ближнем Востоке, которые ПТРК и РПГ советского и российского производства жгли, словно свечки. Новый танк собираются делать «невидимым», снизив заметность в ИК-диапазоне тех его частей, которые становятся более «горячими» по сравнению с фоном земной поверхности. Это — двигатель, башня и корпус.

В США собираются наносить на танк покрытие, содержащее соединения графена и композитных веществ. Помимо этого рассматривается вопрос о создании гибридных двигателей, которые также должны будут снизить заметность танка в ИК-диапазоне. Разработчики понимают, что если танк будет стрелять, то вся «невидимость» не будет стоить тех денег, которые на нее потратят. Поэтому в спутники к танку будут придавать беспилотные наземные роботизированные боевые платформы, которым по командной линии экипаж танка будет сообщать координаты целей. Сейчас компании SAIC и Lockheed Martin ведут работы над созданием первого прототипа, который должен появиться к 2022 году.

К огорчению американцев сообщаю, что прицелы российских ПТРК, работающие в оптическом и ИК-режимах, в скором времени расширят спектр обнаружения. Произойдет это благодаря новейшим электронно-оптическим преобразователям (ЭОП) 3-го поколения.

Такие ЭОП будут работать в ближнем УФ-диапазоне. Поэтому сколько бы танк не покрывали стелс-красками, его все равно увидят. Такие ЭОП способны обнаружить ночью танк с выключенным двигателем, стоящий в снегу во время густого снегопада на дистанции применения ПТУР, таких как «Корнет-Д».

В общем, от эпидемии stealth у нас лекарство есть, и не одно. ■

Добавил precedent precedent 30 Августа
проблема (3)
Комментарии участников:
precedent
+2
precedent, 30 Августа , url

Комиссия Пентагона, оценивавшая развитие проекта по созданию истребителя пятого поколения F-35, без видимых оснований переквалифицировала ряд недоработок из критичных во второстепенные, сообщает неправительственная организация Project On Government Oversight (POGO) со ссылкой на документы военных.

В июне главное контрольно-бюджетное управление (GAO) США сообщило о 966 «явных недоработках» в существующем проекте F-35. Из них более 110 относились к первой категории, то есть «могли повредить надежности, безопасности или другим критическим требованиям» при эксплуатации воздушного судна.

Как следует из доклада активистов, на заседании комиссии из первой во вторую категорию были перемещены сразу 19 дефектов, в том числе в системе аварийного оповещения для катапультирования пилота. При этом комиссия не предложила плана по устранению по меньшей мере десяти дефектов, пересмотренных с точки зрения снижения важности.

Автор доклада Дэн Грэзьер полагает, что кураторы проекта таким образом хотят «избавиться» от критических недочетов в преддверии решения о серийном производстве F-35, которое должно быть принято в октябре 2019 года.

Пентагон скрывает критические дефекты F-35, заявили эксперты 

Неудачная дозаправка F-35 в воздухе попала на видео 

Georg7
0
Georg7, 31 Августа , url

Бизнес — ничего личного.Пох, что люди гибнуть будут.Это ж комерсы-эгоисты, которые в упор ничего, кроме личных амбиций не видят.

precedent
+2
precedent, 30 Августа , url

Когда эта флотилия, которую еще называют авианосной ударной группой (АУГ), выйдет в океан, то, по замыслу американских стратегов, стелс-авианосец никто не обнаружит!

 Все, что нужно знать о мировой экономике Бреттон — Вудской  системы

V.I.Baranov
+4
V.I.Baranov, 30 Августа , url

....- Бабка! Да как ты догодалась, что я из Америки?

— Да ты же, голубчик, негр!

firevoodoo
+3
firevoodoo, 30 Августа , url

а точнее, ее инженерного подразделения «Scanworks»

Оное подразделение Lockheed называется Scunk Works (от слова «скунс»).

Люфтваффе получили на вооружение реактивный истребитель-бомбардировщик Go.229

Horten Ho 229  — три прототипа. Не успели сердешные, на вооружение то принять. Пришли орды красных унтременшей и усё уберменшам порушили.

P.S. Статья интересная, рекомендую пройти по ссылке там ещё и картинки есть.

firevoodoo
+1
firevoodoo, 30 Августа , url

Информация о том, что русские без проблем обнаруживают в небе их стелс-самолеты, застала американцев врасплох. Они уже успели создать 195 самолетов F-22 Raptor, 21 бомбардировщик B-2 Spirit и 305 единиц F-35 Lightning II, потратив на все про все, считая разработку, свыше 170 млрд долларов

 Ценник одной только программы F-35 уже больше $1,5 трлн

magmaster
0
magmaster, 31 Августа , url

Знали они об этом давно.Сказка «голый король» в действии. )  Причём кроме нашей эти стелсы видят и французские радары ПВО.

Именно поэтому америкосы с союзниками когда начали мочить хусейна, первым делом подавили систему пво. Предворительно их отключив! :) Именно поэтому некоторые вроде бы товарищи закупают исключительно наши комплексы. Знают что наши на такую подлость не пойдут и отключать не будут, да и вообще россия неагрессивна и нинакого нападать не будет.

batka_lukashenka
0
batka_lukashenka, 31 Августа , url

Ну дуракииииииии американцы, совсем дураки! Тупиииицы! Абсолютно не знают, какие волны используют российские и советские РЛС, никогда не проверяют стелс на полигонах, не проводят учения и военные игры с Грецией и другими странами, а просто строят очередных дуболомов и пилят бюджетные деньги бензопилами.

Никому не кажется что статья с как минимум двумя очевидными ошибками в фактах — просто предназначена для шапкозакидательства, а не для серьёзного журнализма. Сам факт что из 24-х в Югославии только один Ф-117 был сбит, говорит что стелс работает, не так ли?

precedent
0
precedent, 31 Августа , url

— Обезьяна, ты что делаешь?!

— Дай доллар, скажу!

— Не видишь: шкурку банана полощу.

— Ну ты и дура! 

— Дура- не дура, а доллар имею!

precedent
0
precedent, 31 Августа , url

Тебе даже про авианосцы « стелс» написали, верующий. Ты и есть их деньги. 

batka_lukashenka
0
batka_lukashenka, 31 Августа , url

Авианосцы не пытаются сделать стелс. Его не пытаются скрыть от радаров наземных станций; а просто «уменьшить» видимость, чтобы обмануть намного меньшие и намного более «глупые» радары крылатых ракет. При скорости в 3 маха, если уменьшить профиль, то ракеты можно обмануть чаффом, или перенаправить на судно поддержки, которое лучше обеспеченное системой ПРО и CIWS.

precedent
0
precedent, 31 Августа , url

Деньги они «осваивают». В США всем заправляет ВПК.  

Вы написали глупость, возможно процитировали чужую глупость.  Ракеты наводятся не только по радиочастотному и спутниковому, электродистанционному типу, есть командное наведение, инерциальное, наведение по лучу от радара, лазерное наведение. И это еще не все. И все это используется. 

Теоретически возможно -два разных случая атаки на АУГ, в обоих это — полномасштабная война. Ядерной державой и неядерной. В обоих случаях это атака не одной отдельно взятой ракетой по авианосцу, а массированная, эшелонированная атака разнообразными средствами (торпеды, мины и прочая) по всей АУГ с разных носителей.

 В первом случае первым же ударом — взрывом ЯО или электромагнитной бомбы будут выведены из строя электронные средства. Большая их часть. Ни о каком «перенаправлении» ракеты, атакующей АУГ (самой по себе с тактическим ЯО) речи нет. То есть, «стелс» абсолютно лишен смысла в таком конфликте. Улетим все к ядрене фене. 

Во — втором случае смысла также нет, поскольку прорвать ПВО/ПРО АУГ можно только либо очень массированной атакой, в ходе которой «стелс» утрачивается при первом же попадании, либо Гиперзвуковыми средствами. 

Из неядерных держав потенциал разработки гиперзвукового оружия в ближайшие лет 30-40 есть у Германии, Японии да и все, пожалуй. 

precedent
0
precedent, 31 Августа , url

Если совсем просто. Система защиты АУГ от ракеты — другой террористов многократно, в сотни раз надежней, чем защита от банальных поломок. Безо всяких «стелс». А в случае войны она попросту не имеет и не может иметь практического значения. По русски это называется «с жиру бесятся». 



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать