У крупнейшего иностранного эксплуатанта «Суперджетов» — мексиканской компании InterJet — 22 таких самолета. Из них не летают восемь машин. Один самолет перестал летать 11 октября, еще два — в начале октября, один — в августе, а остальные — в сентябре. О шести самолетах информации нет.
В парке авиакомпании «Ямал» 16 «Суперджетов». По данным Flightradar24, один самолет совершил последний полет 4 октября, еще три не летают с конца сентября. По одному борту информации нет.
Из 10 «Суперджетов» авиакомпании «Газпром авиа» один не летает с 15 сентября, еще один — с 15 октября.
Из девяти «Суперджетов» компании «Азимут» с начала октября не летает один самолет, построенный четыре года назад. Остальные летают.
При этом самолеты других производителей в парке тех же компаний летают чаще.
Например, у компании Interjet в авиапарке 47 самолетов Airbus A320. Из них один не летает с 20 октября, второй — с 14-го. По трем самолетам информации нет.
Другой пример — в парке авиакомпании «Аэрофлот» 44 самолета Boeing 737. Самый долгий простой у одного из них — с 20 октября. Еще три самолета не поднимались в воздух с 22-го числа. Остальные летают.
Русская служба Би-би-си обратилась за комментариями в «Аэрофлот», «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) — компанию-производителя самолетов — и Interjet. На момент публикации материала они не ответили на запросы.
Источник, близкий к ГСС, сказал Би-би-си, что производитель находится в постоянном контакте с авиакомпаниями, которые эксплуатируют его самолеты. Существуют системы постпродажного обслуживания, компания работает над их улучшением, добавил он.
В чем причина простоя? В каждом из вышеописанных случаев причины свои, полагает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В целом же российские компании сейчас страдают от ежегодного спада перевозок, который наступает вслед за окончанием высокого сезона. И в это время, по его словам, наступает «естественный профицит воздушных судов», полагает он.
Проблемы Interjet, по его словам, связаны с тем, что компания ошиблась в компоновке пассажирского салона, выбрав 93-местную версию, хотя могла заказать салон на 103 кресла. В результате это привело к снижению дохода и ухудшению финансового положения.
Газета «Ведомости» со ссылкой на источники писала, что SSJ100 мало летает из-за проблем с послепродажным обслуживанием — дороговизны и нехватки запчастей, а также из-за длительного срока их доставки. По данным издания, бывали случаи, когда «у „Аэрофлота“ летало не больше трети парка».
ГСС частично признает проблему. В сентябре президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Александр Рубцов заявил: «Производить самолеты, которые простаивают из-за отсутствия запасных частей и двигателей, — бессмысленно» (цитата по «Авиатранспортному обозрению»).
В итоге, как рассказывал тогда Рубцов, компания решила строить дополнительные склады запчастей вблизи крупных авиационных хабов, а также дополнительные ангары для стоянки и обслуживания самолетов. Но пока этот проект не реализован.
Крупнейшая сделкаНесмотря на проблемы, в сентябре «Аэрофлот» подписал с Объединенной авиастроительной корпорацией соглашение на поставку еще 100 самолетов «Суперджет». Они будут поставлены крупнейшей российской авиакомпании с 2019 по 2026 годы.
«Аэрофлот» «рассматривает этот лайнер как социальную нагрузку», — говорили «Ведомостям» три человека, близких к ОАК.
Ранее, в апреле, в компании был выпущен внутренний документ под названием «Состояние безопасности полетов в феврале 2018 года».
Из него следует, что с самолетами «Суперджет» в парке компании инциденты происходили чаще, чем с лайнерами других моделей.
В документе «Аэрофлота» уровень безопасности самолета SSJ100 был назван «средним», тогда как у всех самолетов производства Airbus и Boeing он был обозначен как «высокий».
В конце августа директор по флоту авиакомпании «Якутия» Иван Винокуров в интервью «Авиатранспортному обозрению» заявил, что его компания не исключает, что в будущем может отказаться от эксплуатации своих пяти «Суперджетов», из-за низкой надежности которых «Якутия», по его словам, «провалила лето».
В начале октября «Суперджет» авиакомпании «Якутия» получил серьезные повреждения при неудачной посадке в Якутске. Как сообщил позднее министр транспорта республики, самолет, вероятнее всего, восстановлению не подлежит.
В январе 2018 года агентство Блумберг сообщило, что якобы четыре из 22 авиалайнеров SSJ-100 в парке мексиканской компании Interjet не летают, поскольку их используют как источник запасных частей для остальных самолетов компании.
Мексиканская авиакомпания впоследствии заявила, что эта информация не соответствует действительности.