88-летний снайпер Советской Армии: кого боялись немцы на Волховском фронте

отметили
22
человека
в архиве
88-летний снайпер Советской Армии: кого боялись немцы на Волховском фронте

Журналист и писатель Георгий Зотов продолжает серию очерков об удивительных советских людях, победивших фашизм. На этот раз на страницах своего личного блога в Facebook он рассказал о Николае Морозове — снайпере, косившем фашистов, когда ему было 88 лет.

Дедушка-снайпер. Самому старому участнику Великой Отечественной было…88 лет!

Когда весной 1942 года командиру одного из батальонов, державших оборону участка Волховского фронта, представили нового снайпера, майор подумал, что стал жертвой чьей-то злой шутки. Перед ним стоял дряхлый старик с седой бородой, в гражданской одежде, едва (как показалось в самом начале) держащий в руках винтовку-«трёхлинейку».

— Сколько же вам лет? — в полном изумлении спросил командир.

— В июне восемьдесят восемь исполнится… — спокойно ответил дедушка. — Не беспокойтесь, меня не призвали — в тылу всё нормально. Я доброволец. Покажите позицию, откуда я смогу стрелять. Поблажек не надо, буду воевать на общих основаниях.

Почётный член Академии Наук СССР, бессменный (с 1918 года) директор Естественно-научного института им. Лесгафта Николай Александрович Морозов потребовал отправить его на фронт ещё 22 июня 1941 года — в первые же часы, когда объявили о нападении Германии.

В 1939 году он закончил курсы Осоавиахима, и с тех пор постоянно упражнялся в снайперской стрельбе. Несмотря на очки, Морозов стрелял прекрасно, о чём и указывал в своих частых обращениях в военкомат.

Академик считал — в тот момент, когда Отечество в опасности, и советскую землю топчут немецкие сапоги, все должны сделать свой вклад для достижения Победы. Ведь немцы ежедневно обстреливают улицы Ленинграда, он хочет ответить им тем же, поквитаться за убитых женщин и детей.

Страшно удивлённое такому напору начальство в итоге не выдержало, и сообщило — товарищ академик может выехать на участок фронта вблизи Ленинграда, и принять участие в боевых действиях. Но, ввиду преклонного возраста, исключительно в качестве командировки, на один-единственный месяц.

Появившись в окопах, Морозов моментально поразил всех — тем, что он ходил без палочки, легко (в случае обстрела) пригибался, и с винтовкой обращался, как завзятый фронтовик. Академик пару дней выбирал себе позицию для стрельбы — и, наконец, залёг в засаде в траншее. Он пролежал так два часа, в довольно прохладную погоду, пока не нашёл свою цель — нацистского офицера. Тщательно прицелившись, Морозов убил немца сразу — с одного выстрела.

Этот случай ещё более удивителен тем, что советский академик-снайпер — учёный с мировым именем. Ну, представьте, Альберт Эйнштейн взял бы и отправился воевать на фронт.

Сын ярославского помещика и крепостной крестьянки (!), потомственный дворянин Николай Морозов был довольно «горячим» парнем с самой юности. Вскоре после гимназии (откуда его исключили за неуспеваемость) он вступил в подпольную организацию «Народная воля»: состоял в числе тех, кто планировал состоявшееся 1 марта 1881 года убийство императора Александра II.

Отсидел почти 25 лет в тюрьме, был выпущен на свободу ввиду амнистии, последовавшей за революцией 1905 года. Удивительно, но именно за решёткой «террорист» заинтересовался наукой. Морозов самостоятельно выучил 11 языков (французский, английский, итальянский, немецкий, испанский, латинский, древнееврейский, греческий, древнеславянский, украинский и польский). Занялся физикой, химией и астрономией, увлёкся также математикой, философией, политэкономией.

В камере Морозов заболел туберкулёзом, и находился на грани смерти — однако, выжил благодаря придуманной им системе специальной гимнастики: болезнь отступила. Освободившись из заключения, Морозов с головой погрузился в науку — достаточно сказать, что он опубликовал 26 (!) научных трудов.

В 1910-м году учёный совершил полёт на аэроплане, изрядно напугав власти — жандармы посчитали: экс-революционер может из облаков бросить гранату в государя Николая II, и устроили обыск на его квартире. Доказательств «подрывной деятельности», впрочем, не нашли. Тем не менее, будущего академика арестовывали дважды — в 1911 и 1912 годах. Всего он провёл в тюрьме почти 30 (!) лет.

После революции Морозов не стеснялся открыто критиковать Ленина, заявляя — дескать, не разделяет большевистские взгляды насчёт строительства социализма: буржуазия и пролетариат должны сотрудничать, друг без друга им не выжить, промышленность нужно не грубо отнимать, а мягко национализировать.

Уважение к Морозову как учёному было таково, что большевики помалкивали. Ведь по объёму исследований в области физики и химии в двадцатых годах XX века во всём мире не было научных светил, равных Морозову по авторитету и результатам.

Даже после того, как при Сталине в 1932 году закрыли Русское общество любителей мироведения (изучения геофизики и астрономии), и репрессировали всех участников, председателя общества Морозова не тронули — он уехал в своё бывшее имение Борок, где работал в специально построенной астрономической обсерватории.

И вот человек подобного уровня, светило мировой науки, автор гениальных трудов, создатель научного центра, приезжает добровольцем на фронт — в качестве рядового солдата: воевать за Родину. Живёт в землянке, ест из солдатского котла, без жалоб терпит тяготы войны — несмотря на то, что он глубокий старик. Красноармейцы поражаются — на удивительного дедушку приходят посмотреть из других частей, слухи о нём распространяются по всему фронту.

Академик сердится — вот, делают из него звезду, а ему воевать надо. Сражался он смело. Обстоятельно и не спеша, изучив траекторию полёта пули, особенно в условиях влажности (как и положено физику), Николай Морозов застрелил ещё несколько немецких военнослужащих. Вконец взбешённые гитлеровцы принялись охотиться за лихим академиком, подвергая частому орудийному обстрелу возможные укрытия старого снайпера.

В результате перепуганное руководство, невзирая на протесты Морозова, вернуло учёного с Волховского фронта назад, призвав сосредоточиться на научной работе. Академик ещё несколько месяцев буянил, требуя снова отправить его сражаться на передовую простым снайпером, но затем остыл.

В 1944-м году, оценив воинскую доблесть, Морозова наградили медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Ленина. В письме Сталину от 9 мая 1945 года учёный с радостью сообщил: «Я счастлив, что дожил до дня победы над германским фашизмом, принёсшим столько горя нашей Родине и всему культурному человечеству».

10 июня 45-го Николай Александрович Морозов был награждён ещё одним орденом Ленина. Он выразил сожаление — увы, ему так мало удалось сделать на передовой для Победы. Учёный умер в возрасте 92 лет, 30 июля 1946 года.

В нашей памяти он останется самым старым участником Великой Отечественной — не подлежавшим призыву, но отчаянно рвавшимся на фронт и добившимся своего, хотя бы на месяц. Сейчас даже не верится, что такие люди, как Морозов, вообще могли существовать. Но, тем не менее, они были живой реальностью той войны.

Добавил vambiczdhi vambiczdhi 27 Ноября 2018
проблема (4)
Комментарии участников:
vambiczdhi
+4
vambiczdhi, 27 Ноября 2018 , url

Кстати, Морозов один из основателей Новой Хронологии. 

star17
+3
star17, 27 Ноября 2018 , url

Да. Профессор МГУ Анатолий Фоменко — его последователь

Tamriko
0
Tamriko, 27 Ноября 2018 , url

Вот уж кому надо ставить памятник, а не ельциным с маннергеймами! Спасибо постеру за выбор именно этой статьи. Благодаря ей я почувствовала себя морально сильней и богаче!.. И для наших детей это отличный пример во всем: если учиться, задавшись целью — то на Ять, работать — на Ять, стрелять — так стрелять… Летать — так летать!... 

djamix
0
djamix, 27 Ноября 2018 , url

кота с лампой позовите

vambiczdhi
0
vambiczdhi, 27 Ноября 2018 , url

Зачем?

djamix
0
djamix, 27 Ноября 2018 , url

затем.

1. снайп никогда не работает один.

2. в штат его никак не могли зачислить, тем более снайпером. В ополчение — может быть.

3. лубочная агитка про траншею и нацистского офицера.

 

А уже про *взбешенных гилтеровцев* и так дале — ну, блин, несерьезно.

vambiczdhi
0
vambiczdhi, 27 Ноября 2018 , url

1. Сегодня — да. В 1941/42 году и не такое случалось. Приведу пример, с химиком Флеровым, который случайно забежав в свою лабораторию в Москве, которая эвакуировалась в тыл нарвался на секретаря Сталина. Итог, отозвали с фронта и заставили заниматься по назнчению — сделал кассетные бомбы, которыми под курском илы поливали немецкие танковые колонны.

2. Он был академиком и все свое влияние использовал, чтобы зачислили. И не знаю уж про его успехи в качестве снайпера, но сам факт, что 88-летний дедушка ползал по передовой в качестве снайпера — воодушевлял. (это реальный факт)

3. «лубочная» агитка — ну да, а в афгане, да вообще в любой войне, с Вашей точки зрения, надо на своих обрушить грязь хрень и «правду», ну ака Новая газета

djamix
+1
djamix, 28 Ноября 2018 , url

Я не хотел и даже в мыслях не было очернить этого человека.

Я просто пафос еще с детских времен не выношу.

 

В нашем подразделение служил парниша, сделал, как он сам считает, обычную работу, которую он умеет делать, ибо профи.

Но раздули такое УГ, мы  с ним читали и смеялись: там напридумывали вообще дикое *героичество*, десятки уничтоженных лично Игорьком трусливых (!) шайтанов, личный враг Хаттаба, миллион баксов за голову и другую красивую фуфлятину, рассчитанную на домохозяек.

А парень просто был в *тройке*, в аръегарде, прикрывая основную группу. Закидали гранатами преследующих, отсекли огнем самых ретивых и преспокойно ушли к своим, пока шайтаны перегруппировались.

Их трое было но, как он старший тройки и прапор, ему накидали жестянок на худую грудку и к Герою представили.

Я к чему: когда начинаю читать фразы в стиле — горящие глаза, упрямый взгляд, руки до последнего держали автомат, наш герой бился до последнего — попахивает именно пафосной агиткой.

В реальности ведь все иначе происходит.

Ибо героизм есть осознанная необходимость. (R)

А пафосом патриотизм не поднимешь.

Молодняку нужно рассказывать все, как есть, без прикрас и, одновременно, без нагнетания — мол, служба в армии приведет тебя к гибели.

Бойца нужно готовить морально: страшно, тяжело, никаких взвейся да развейся, никаких соплей, коими грешат в любом киношном боевичке — что в нашем, что в западном — мама, девушка, красивый закат и т.д.

Об этих вещах меньше всего думаешь на работе.

Таким путем у человека, который решил связать свою жизнь с армией, точнее — с войной — пропадают наивные иллюзии о *героичестве* и как он всех врагов сделает убивайт).

Реальность совершенно другая, как её малюют.

И именно реальность для возбужденного пафосом солдатика становится дичью.

Ибо реальная война это пиздец, извините за выражение, для всех, что для своих, что для противника.

Грязь, вши, голодуха, нигилизм, похуизм, постоянный стресс, дикая усталость — привал — ты сразу выключаешься, на привалах сразу разуваешься, ноги хотя бы протереть, ибо не то, что воняют, они прелые, нужно еще покакать, так сказать, почавкать сухпай или что есть, нашли ручей — праздник — хотя бы обтереться можно чем-то мокрым да воды набрать.

Эти мелочи как раз и важны для бойца.

Это только в ютубовских роликах показывают постанову — крепкие парни, да еще в беретах, выбритые, чистенькие, сытые — крошат супостатов налево и направо)

Но в пафосных киношках и в СМИ быт бойца не показывают.

А зря.

 

По поводу Новойгазетки — я этих мразей органически не выношу.

vambiczdhi
0
vambiczdhi, 28 Ноября 2018 , url

Отвечу позже. Вы правы, потому и ответ должен быть продуманным. На вскидку есть разница между спецами и просто регулярными боевыми подразделениями. Надо все точно сформулировать, чтобы не скатится в аналитику ака всякие диванные эксперты



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать