Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что шокирован тем, что харьковский завод имени В.А. Малышева с 2009 года выпустил только один танк для Вооружённых сил Украины

отметили
52
человека
в архиве

источник: cdni.rt.com

«Я в шоке, что касается статистики. Нам сказал директор завода, что с 2009 года один танк построили мы с вами, один танк для ВСУ. А статистика такая, что в советские времена было 900 танков в год. Почему мы для кого-то, для Таиланда танки делаем, а для Украины не делаем?», — задался он вопросом.

Об этом он сообщил в Харькове на совещании по проблемным вопросам деятельности госконцерна «Укроборонпром».

Ранее генеральный директор «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус заявил, что задолженность предприятий государственного концерна поставщикам и сотрудникам составляет почти $430 млн.

«Из того, что мы предварительно нашли, не является аудированным и с просроченной задолженностью, — объём составляет 10,6 млрд гривен ($429,8 млн)», — приводит «Укринформ» слова Абромавичуса.

Он отметил, что из всего кредитного портфеля, который составляет около 10 млрд гривен ($405,5 млн), почти половина — 4,8 млрд гривен ($194,6 млн) — это просроченная задолженность.

Также директор отметил, что концерн имеет просроченную задолженность поставщикам в размере 4,2 млрд гривен ($170,3 млн).

По его словам, за последние три года на 43 предприятиях концерна возросла задолженность по зарплате — более 445 млн гривен ($18,04 млн).

В сентябре Абромавичус в рамках встречи со старшим советником президента США по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины Дональдом Винтером заявил о реформировании украинской оборонной промышленности.

Абромавичус был назначен на должность главы «Укроборонпрома» в конце августа.

В июле сообщалось, что Государственное бюро расследований (ГБР) Украины начало проверку законности приобретений танковых двигателей, в рамках которой на бронетанковых заводах были проведены обыски.

источник: cdni.rt.com

 

Добавил suare suare 6 Ноября 2019
проблема (2)
Комментарии участников:
precedent
+9
precedent, 6 Ноября 2019 , url

Я тоже шокирован: все таки выпустил этот чертов танк, и неважно, что как макет.  Выпустил.  Это — подвиг.

… Ладно, сегодня я добрый, открою тайну военскую.   Махнула разведка не глядя металл, двигатели, комплектующие для танка  на оплаченные, но непоставленные двигатели для кораблей береговой охраны РФ. Их, конечно, уже импортозаместили, но не пропадать же добру. 

vvsupervv66
+3
vvsupervv66, 6 Ноября 2019 , url

Не рвали бы экономические отношения в одностороннем порядке с украинской стороны с Россией, Зеленский не был бы так шокирован.

Причём без всяких тайн воинских.

djamix
+20
djamix, 6 Ноября 2019 , url

*** в рамках встречи со старшим советником президента США по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины Дональдом Винтером ***  — вот это незалэжное дно...



X86
+5
X86, 6 Ноября 2019 , url

lenta.ru/news/2019/11/05/sovetniki/

В украинском Государственном концерне «Укроборонпром» работают советники, назначенные лично президентом США Дональдом Трампом. Об этом рассказал генеральный директор «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус в интервью изданию «Укринформ».

В качестве примера Абромавичус рассказал о деятельности экс-министра ВМС США Дональда Винтера, являющимся специальным представителем американского правительства на Украине в вопросах, связанных с реформированием военно-промышленного комплекса страны. «Советники раз в квартал приезжают большой командой, и мы с ними общаемся на площадке СНБО или «Укроборонпрома»», — рассказал он.

 Реформируют «незалежную» )

djamix
+7
djamix, 6 Ноября 2019 , url

Чо-то напомнило...

fakenews
+14
fakenews, 6 Ноября 2019 , url

слышь,  инагент инагент чето не очень украинская своубода и демократия работают. может это, не в форме правления дело?

Трушин
+8
Трушин, 6 Ноября 2019 , url

Один танк за  10 лет, раньше 900 в год -  люди жалуются на задержку зарплаты. А за счет какой прибыли? За год заводом прикрутить одно колесо, через год второе?

suare
+12
suare, 6 Ноября 2019 , url

Если даже сделают, как в советские времена, 900 танков в год, на что их закупать для ВСУ?

Да и главные финансовые благодетели Незалежной будут против того, чтобы кредиты западных банков использовались для закупок украинской техники, разве что на покупку подержанного барахла из различных частей Англосаксонии… ВПК или ОПК Украины никому не нужен, а вот подготовленное американскими инструктарами украинское пушечное мясо — в большом количестве, в том числе и на экспорт по всему миру, например в Гонконг или ту же Латинскую Америку для организации «цветных революций».

Кроме того, кредиты дают за послушное поведение и точное следовангие инструкциям НАТО и США, а не за укрепление оборонной мощи недостраны. И не для того, чтобы их списывать, а для возвращения стоицей.

Запад не подписывался на войну с ДНР и ЛНР, он рассчитывал на войну Украины с Россией, впрочем также, как и в Грузии, а также на всём постсоветском пространстве в мягком подбрюшье России..

Но что-то пошло не так и боевые действия российской армии переместились на Ближний Восток и не исключено, что в ближайшее время переместятся в Африку, Центральную Азию и Латинскую Америку, туда где необходимо принуждение к миру и восстановление закконных режимов и институтов власти.

Братская помощь, так сказать.

Да и на Европу надели российскую газовую маску с трубопроводами и терминалами СПГ с юга, севера, запада и востока.

Вот незадача....

Имя_Фамилия
+4
Имя_Фамилия, 6 Ноября 2019 , url

Ну тащемто Зе про какието танки «в Таиланд» говорит. т.е.  танками  торгуют. Значит  прибыль должна быть.  И  как минимум  з\п. А для своих ВС  то да  — тут  бюджет  нжен. 

suare
+8
suare, 6 Ноября 2019 , url

У пана атамана нема золотого запасу и хлопцы стали разбегаться в разные стороны. И правильно делают.

 

magmaster
+1
magmaster, 6 Ноября 2019 , url

Я думал вы вот этот фрагмент вставили. )

Трушин
+4
Трушин, 6 Ноября 2019 , url

Пытались модель «оплот» продавать, потом по качеству вроде впухли и Тайланд с ними бодался. Точно не помню суть, но качество было плохое из-за корявой эргономики и постоянных поломок.

suare
+3
suare, 6 Ноября 2019 , url
16 января 2019, 00:02
 
 
Отрасль в стране доживает последние несколько лет
 
Дмитрий Юров
 
Американские военные эксперты выяснили, что танки Т-84, принятые на вооружение сухопутных войск ВСУ еще в 1999 году, фактически могут стать последними представителями украинского танкостроения как такового. «Известия» разбирались, есть ли будущее у украинских танков и могут ли эти машины конкурировать на мировом рынке с бронетехникой зарубежного производства.

Таиланд всё помнит

Попытка занять рыночную нишу с довольно плотной конкуренцией на рынке вооружений украинским специалистам казалась не таким уж и трудным мероприятием. Простой рецепт, где скрещивание «советской основы» и современных технологий позволяет продать уникальный продукт, сулил серьезные прибыли в конкурсе с практически любым зарубежным производителем бронетехники, особенно если речь шла о технике американского, британского или европейского производства. Но с самого начала что-то пошло не так — спокойно продавать еще Т-80УД, находившиеся в серии на момент распада СССР, украинские специалисты по оружейному экспорту посчитали делом слишком простым и не достойным военной коммерции XXI века. На основе крепкой советской машины, которую по разным причинам считают не совсем удачной, был разработан Т-84, со временем эволюционировавший в БМ «Оплот» — изделие, ставшее скорее символом ненадежности, чем прогресса промышленности независимой страны.

Первые испытания машины в войсках показали, что качество изготовления танков не выдерживает никакой критики. К собственным военным в ВСУ прислушиваться не стали, но первый же экспортный контракт раскрыл реальную способность украинской тяжелой промышленности производить современные боевые машины. Не считая провала на греческом тендере, история с поставкой танков «Оплот» тайской королевской армии стала самым серьезным провалом украинской промышленности и конструкторской школы в целом.

Если считать проблемы с силовыми агрегатами и электроцепями критическими дефектами, тайские военные, взбешенные не только качеством украинских машин, но и реальными сроками исполнения контракта, жаловались на танки, собранные на Украине, вплоть до 2014 года, когда с горем пополам в Таиланд удалось отгрузить предпоследнюю партию боевых машин. Однако в 2017 году стало известно, что «значительная часть» из 35 танков «Оплот», поставленных заказчику в рамках контракта от 2011 года, вышла из строя из-за присутствия в масляных радиаторах и масляных моторных баках металлической стружки.

Никаких официальных извинений заказчику по этому поводу завод — изготовитель танков «Оплот», равно как и экспортер военной техники, не принес, а сам факт получения претензии со стороны единственного экспортного заказчика длительное время скрывался. В 2016 году единственный клиент из-за рубежа перестал верить в крепкую украинскую броню, и 21 апреля 2016 года минобороны Таиланда заключило контракт на закупку китайских танков VT-4. Всего минобороны Таиланда может закупить до 50 машин этого типа.

Выход в свет

 Попытки украинских танкостроителей играть на других направлениях давно не приносят серьезных успехов. Единственным относительно вменяемым по стоимости и современным одновременно танком, созданным украинским ВПК, стал не широко разрекламированный «Оплот», а Т-84-120 «Ятаган», серийное производство которого планировалось в рамках крупного турецкого танкового тендера. Однако адаптация советских технологий к натовским стандартам турецких военных не устроила, и от мысли закупать украинские танки в конечном счете отказались.

Позднее «Ятаган» начал использоваться не столько в рекламных, сколько в пропагандистских целях — машину стали называть «символом движения Украины к НАТО», хотя по стандартам альянса Т-84-120 устарел еще в момент проектирования. Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков в разговоре с корреспондентом «Известий» отметил, что такой результат оказался закономерен и во многом ожидаем.

«Если взять во внимание танкостроение как один из столпов, на котором стоят вооруженные силы, то важно вспомнить, какое количество глубоких модификаций или принципиально новых решений было создано украинскими специалистами после развала СССР. Все доработки бронетехники сводились к наведению лоска, а не к техническим прорывам», — сказал Леонков.

Анонсированный Порошенко новый танк высмеяли в Сети

По словам эксперта, общая тенденция по развалу украинской тяжелой промышленности особенно сильно коснулась и смежных предприятий. Потеря научно-технических кадров и ключевых решений как в области металлургии, так и в области двигателестроения, электроники и многих других, критически важных для танкостроения областей в конечном счете привела к тому, что любая бронетехника украинского производства оказалась скомпрометирована еще на этапе обсуждения.

С этим выводом можно было бы поспорить, однако украинские военные в очередной раз доказали всё собственными руками. Провал танкистов из 14-й Волынской механизированной бригады на европейском аналоге «Танкового биатлона» вызвал бурю негодования со стороны украинских экспертов и породил еще одну волну мемов и интернет-шуток про огневую мощь танков «Оплот».

Используя нецензурную брань, украинские военные демонстрировали не только качество изготовления ствола «дрожащей» пушки КБА-3 — нелицензионной, или, проще говоря, «пиратской» копии пушки 2А46. Командир танковой роты капитан Роман Багаев тогда пояснил, что подвели украинских военных заклинивающая автоматическая система заряжения и проблемы с электропитанием. Командир роты не стал рассказывать, что изначально пушки КБА-3 создавались в рамках другого большого заказа на танки Т-80УД со стороны Пакистана.

Независимый танковый эксперт Алексей Хлопотов пояснил «Известиям», что главной проблемой при производстве пушек для украинских танков стал выбор завода-производителя.

Собеседник редакции отметил, что производство орудия КБА-3 организовали на не совсем профильном предприятии начали производить на Заводе им. Фрунзе (г. Сумы), где до производства оружия занимались утяжеленными трубами для нефтегазодобычи. Фактические отсутствие полного цикла производства привело к тому, что до пригодного для стрельбы состояния «заготовки» доводили до ума на другом предприятии — Заводе Малышева.

Эксперт подчеркнул также, что производство пушек было налажено в марте 1998 года, однако итоговая партия из 175 заново отлитых для Т-80УД пушек оказалась полностью испорчена. Правда об этом украинские танкостроители заказчику не сообщили. Закономерным итогом такого подхода стал международный скандал, в ходе которого выяснилась любопытная деталь — за период эксплуатации КБА-3 оказались нестойкими к пороховой эрозии.

Системный кризис

 К такому состоянию украинский военно-промышленный комплекс пришел не за один год. Правда, работать над перспективной техникой после 1991-го специалистам Харьковского конструкторского бюро машиностроения им. А.А. Морозова никто не мешал. Тем более что значительная часть прорывных технологических решений, составивших славу послевоенного советского танкостроения, принадлежит ХКБМ. При этом постсоветских передовых разработок в области гусеничной (и тяжелой вообще) бронетехники на международных выставках по-прежнему не видно. С завидной регулярностью зарубежным военным предлагают (снова) посмотреть на танки «Оплот», однако большого спроса на украинские машины по-прежнему не наблюдается. За четверть века украинские танкостроители не создали ничего прорывного, что позволило бы конкурировать на рынке тяжелой бронетехники.

«Дело в том, что между Пакистанским и Тайским контрактом был слишком большой перерыв, в результате чего Завод им.Малышева фактически утратил компетенции по производству танков. 50 машин они делали 8 лет – по сути каждый танк делался индивидуально как некое «произведение искусства». Это абсолютно ненормальная ситуация. Естественно, что потенциальные заказчики считают, что Украина не может физически делать танки. Не является и не может являться надежным партнером», — отметил Алексей Хлопотов.

Системный кризис, накрывший украинскую промышленность, начался с утери технологий в металлургии и металлообработке, из-за чего перестали проходить испытания и выдерживать любое «крещение огнем» ключевые компоненты боевых машин — элементы бронирования, стволы орудия, боеприпасы и многое другое.

вою роль сыграла как неравномерность поступления заказов, так и нарушение «советской модели» кооперации. В сложившихся условиях само понятие «украинское танкостроение» может исчезнуть как таковое. О новых разработках речь (в серьезных обсуждениях) уже не идет. Кроме того, совсем скоро может закрыться и другая «кормушка» украинских танкостроителей — ниша обслуживания и ремонта советской бронетехники. В августе 2018 года стало известно, что Пакистан может заключить с Россией соглашение о модернизации поставленных Украиной танков Т-80УД. Замглавы военно-промышленной корпорации Heavy Industrues Taxila бригадный генерал Анвар Номан в рамках проведения форума «Армия-2018» заявил, что у России есть всё необходимое, чтобы довести Т-80 до современного уровня.

Сам факт обсуждения с Россией такого контракта означает, что украинское танкостроение, как ранее справедливо заметили американские эксперты, доживает свои последние несколько лет. Готовых и эффективных решений для спасения украинской военной промышленности нет и не предвидится — проблемы танков Т-84, фактически собранных из того, что осталось в наследство от СССР, так и не были решены и ни один вменяемый заказчик на такую технику внимания обращать не будет.

 

Без России нет «Оплота». Как Украина сгубила собственное танкостроение

Дмитрий Ковалевич

30.04.2019, 07:03

источник: cdn1.img.ukraina.ru

В воскресенье, 28 апреля, Сергей Згурец, директор компании Defense Express, в эфире «Армия ФМ» заявил, что Украина в ближайшем времени вынуждена будет отказаться от танков «Оплот». Еще недавно Украина планировала заменить ими советские танки Т-64, однако к 2018 году в ВСУ их поступило только от 6 до 10 единиц (в 14-ю механизированную бригаду)

Как оказалось, все уперлось в невозможность замены российских деталей, до сих пор использовавшихся для производства этой гордости украинского танкостроения. По словам Згурца, некоторые комплектующие ГК «Укроборонпром» закупал у «страны-агрессора».

Однако коррупционный скандал, связанный с «Укроборонпромом» стал весной этого года последним ударом по рейтингу Петра Порошенко. В Верховной Раде на днях зарегистрирован законопроект № 10248, который предусматривает ликвидацию ГК «Укроборонпром». О необходимости ликвидации дискредитированной организации заявлял и новоизбранный президент Владимир Зеленский. Напомним, что в конце февраля журналистское расследование показало, что Игорь Гладковский, сын первого заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского (в «девичестве» Свинарчука) через фирмы-«прокладки» поставлял оборонным предприятиям контрабандные российские детали или детали из украинских воинских частей по завышенным в 2-4 раза ценам.

Сейчас же оказалось, что если не поставлять контрабандные российские детали, то невозможно производить и «гордость украинского танкостроения». Вместо этого, по словам Згурца, Украина будет концентрировать внимание на модернизации имеющихся советских танков Т-64, спроектированных еще в 1960-е годы, а средства из бюджета, выделенные на производство «Оплотов» перекинут на производство ракетных комплексов «Нептун».

Наладить выпуск собственных танков Украина пыталась еще с 1990-х, так как ей достался в наследство Харьковский танковый завод (ЗТМ им. Малышева) с высокой производственной мощностью и ценными кадрами. Однако по мере деиндустриализации деградировала и оборонная промышленность, а профессионалы, месяцами сидевшие без зарплаты, выезжали на работу в РФ, Китай и ближневосточные страны. В 2008 году Украина все-таки смогла запустить производство «Оплотов» (Т-84БМ), а в 2009 году его приняли на вооружение в ВСУ. Затем был подписан контракт с Таиландом на поставку 50 машин, который истекал в 2015 году. И вот тут-то начались проблемы: оказалось, что сложности возникают с производством чуть ли не каждой детали: то завод, производивший их, закрылся, то специалистов нет, то поставку комплектующих из РФ «прикрыли». Оказалось, что даже если контрабандно поставлять детали из РФ (в обход собственных санкций и втридорога), все равно еще нужны специалисты, которые в состоянии собрать их на месте.

«Таиландский танковый контракт. Понадобилась элементарная вещь — обточить кольцо под погон башни. Станки есть, деньги уже пришли от заказчика, а людей, которые могли бы сделать работу высочайшей точности, уже нет. Одни умерли, другие на [харьковский вещевой рынок] Барабашова ушли», — комментировал срыв контракта с Таиландом на поставку «Оплотов» директор украинского информационно-аналитического центра, политолог Андрей Золотарев.

В результате контракт с Таиландом был сорван — поставить партию Украина смогла не к 2015 году, а только к августу 2018-го. После этого Таиланд решил переориентироваться на китайских поставщиков. Однако тем же летом «Оплоты» украинского производства оконфузились на международных соревнованиях Strong Europe Tank Challenge-2018 в Германии. «Оплоты» заняли там последнее место. У машин в ходе соревнования искрила электропроводка, отказывали стабилизаторы пушки.

Тогда же украинские военные сняли видео, в котором раскритиковали «Оплоты» как непригодные для стрельбы, нецензурно отзываясь о разработчиках и производителях этих танков.

«Пушка трясётся, а заводчики говорят, что такого быть не может! Как тут попасть на два с половиной километра? Все ходуном ходит, уроды», — заявил военнослужащий ВСУ.

Кроме того, само производство «Оплотов» оказалось слишком долгим: в лучшие годы это было 5 штук в год, то есть для перевооружения ВСУ понадобились бы десятки лет, а к тому времени любая современная машина устареет.

В начале 2019 года стало известно, что Украина так и не смогла произвести даже один-единственный «Оплот» по заказу США (Пентагон хотел изучить его технические характеристики из-за схожести с российским танком Т-80). Аванс в сумме 16,5 миллиона гривен американцы перечислили, но произвести машину в Харькове уже не смогли, и деньги пришлось возвращать.

Сейчас же на производстве «Оплотов» окончательно поставили крест. На этом примере отлично видно, как Украина ухитрилась провалить сразу и «импортозамещение», и собственные санкции. В итоге украинская оборонка оказалась в глухом тупике, а Украине остается лишь одна альтернатива: закупать дорогое американское вооружение, к чему ее, собственно, и подводили западные партнеры.

В начале 2019 года американское издание Military Watch, анализируя украинские танки «Оплот», отмечало, что Украина все больше полагается на импортное оружие. «Не исключено, что украинцы могут начать покупать танки за рубежом. Значительные недостатки Т-84 («Оплот»), которые так и не удалось устранить, могут ознаменовать конец украинского танкостроения», — отмечали аналитики издания.

Однако на закупки за рубежом понадобится очень много средств. По опубликованным сегодня данным доклада Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), Украина вошла в десятку стран мира с наибольшим ростом военных расходов. По данным шведского института, Украина с 2009 года увеличила расходы на армию на 61%. Сейчас расходы на военные нужды составляют 3,8% ВВП самой бедной страны Европы, которая к тому же в долгах как в шелках. Однако рост расходов еще не значит рост качества. «Деиндустриализованной» Украине придется платить втридорога либо за российские контрабандные детали, либо за вооружение, поставляемое странами НАТО, превратившись из страны-производителя в обычный рынок сбыта.

Имя_Фамилия Имя_Фамилия

Имя_Фамилия
+2
Имя_Фамилия, 7 Ноября 2019 , url

Спасибо за столь подробное раскрытие темы. 

suare
0
suare, 7 Ноября 2019 , url

В начале 2019 года американское издание Military Watch, анализируя украинские танки «Оплот», отмечало, что Украина все больше полагается на импортное оружие. «Не исключено, что украинцы могут начать покупать танки за рубежом. Значительные недостатки Т-84 («Оплот»), которые так и не удалось устранить, могут ознаменовать конец украинского танкостроения», — отмечали аналитики издания.

 

Сейчас расходы на военные нужды составляют 3,8% ВВП самой бедной страны Европы, которая к тому же в долгах как в шелках. Однако рост расходов еще не значит рост качества. «Деиндустриализованной» Украине придется платить втридорога либо за российские контрабандные детали, либо за вооружение, поставляемое странами НАТО, превратившись из страны-производителя в обычный рынок сбыта.

 В «Укрэнерго» признали, что отключают украинские электростанции из-за российского импорта

Танкостроение, авиастроение, судостроение, топливно-энергетический комплекс, аграрно-промышленный комплекс, финансово-экономический комплекс, торгово экономический комплекс, социально-экономический комплекс, правоохранение,  здравоохранение, образование, культура, наука

Далее везде… Куда ни кинь — везде клин.

Не хотелось бы глумиться, но сбываются самые мрачные прогнозы начала 10-х годов XXI века по Украине. Пошел все ускоряющийся катастрофический распад не только целыми отраслями, но и народно-хозяйственными комплексами и частный бизнес любого масштаба здесь бессилен: оплачивать вечеринку больше некому. Пора расходиться по региональным и муниципальным хатам.

P.S. Но самое интересное: Украина и её модель трансформации, которая стала калькой 80-90-х годов в России рассматривается архитекторами катастройки и как модель для всей Европы после выхода из нее Великобритании в 20-х годах XXI-го века. Грандиозный проект рубежа двух веков начала второго тысячелетия.

Имя_Фамилия
+1
Имя_Фамилия, 7 Ноября 2019 , url

Сейчас расходы на военные нужды составляют 3,8% ВВП самой бедной страны Европы

 воруют-с.  Расходы, не значит  качество. Но это даже не значит  количесто! Тут  у нас  некоторые рвут  на  британский флаг свою  ж за революция против  коррупции.  Но например майдан эту пролему  не только не решил, а столкнул как на низший бытовой уровень  ( торговля в войсках) так и  сделал вообще не дотупным  для борьбы в верхаха.  Назначенные из США  люди  для борьбы с  корупцией ( украинской конечно, что бы заменить  ее на свою  американскую)  получают  сопротивление от  местных  корупционеров прикрытых судебной властью. 

Как раз сейчас  Трампа за его  настойчивость  вскрыть  этот  гнойник  хотя в отставку отправить. 

Игемон
+5
Игемон, 6 Ноября 2019 , url

Я бы не впадал в эйфорию, друзья!!! Сказано же было парашей: Украинская армия — самая сиьная в мире. Я вот верю петюнчику.

magmaster
+4
magmaster, 6 Ноября 2019 , url

Самая синяя? )

Владимир104
0
Владимир104, 6 Ноября 2019 , url

«подводная лодка в степях украины погибла в неравном воздушном бою»

treffmans
-3
treffmans, 6 Ноября 2019 , url

«Чем куче внедорожник, тем дальше пиZдовать за трактором!» 

suare
+5
suare, 6 Ноября 2019 , url

Чувак не понял: умер не танк и не завод. Умерла танкостроительная отрасль Украины. «Неделимая» подыхает уже не предприятиями, а целыми отраслями. Все машиностроение обрушилось.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать