[Страсти по Starlink] Чтобы отключить Starlink, вовсе не обязательно взрывать атомную бомбу в мезосфере: достаточно вывести из строя наземную инфраструктуру

отметили
42
человека
в архиве
[Страсти по Starlink] Чтобы отключить Starlink, вовсе не обязательно взрывать атомную бомбу в мезосфере: достаточно вывести из строя наземную инфраструктуру

Российские инженеры проанализировали, насколько уязвима глобальная спутниковая система Starlink. Их выводы говорят о том, что для отключения интернета на определенной территории совсем не обязательно сбивать находящиеся на орбите спутники, а достаточно вывести из строя наземную составляющую сети Илона Маска. Статья с анализом этого вопроса специалистами из России опубликована в блоге Ассоциации вычислительной техники, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке.

На сайте появляются дискуссионные тексты на самые актуальные темы авторов со всего мира. Материалы проходят модерацию, поэтому сам факт появления статьи на этой площадке говорит о том, что выводы российских учёных имеют под собой основание и не остались незамеченными. Публикация уже вызвала бурную реакцию среди профессионалов.

«Мы разместили эту статью, чтобы показать, что известно об уязвимостях Starlink. Мы не пользовались никакими закрытыми источниками. Это наше небольшое предупреждение, что технологии для противодействия этой системе уже существуют», — сказал профессор кафедры суперкомпьютеров и общей информатики Самарского национального исследовательского университета Андрей Сухов.

Система Starlink включает в себя три основных сегмента: спутники на низких орбитах, сеть наземных станций и сеть пользовательских терминалов. Космические аппараты играют роль простых ретрансляторов. Сигнал на них подается с наземных станций и перенаправляется на пользовательские терминалы.

Орбитальная группировка насчитывает около 3,5 тыс. спутников, которые находятся на высоте 550 км. Большое количество космических аппаратов (а их постоянно становится всё больше) и их удаленность от Земли делает эту составляющую Starlink наиболее защищенной от внешнего воздействия, уверены российские инженеры.

Сеть пользовательских терминалов также очень многочисленна. К тому же они мобильны, а значит, обнаружить их сложно. Но возможно. В спутниковых сетях, которые используют технологию VSAT, у глобальных операторов Iridium, Globalstar и т.п., можно засечь сигнал от терминала к спутнику. Именно таким образом в 1996 году российские военные уничтожили лидера чеченских сепаратистов Джохара Дудаева в момент разговора по спутниковому телефону, напомнил Андрей Сухов. Так как сигналы в сетях похожи, несложно перенастроить их на поиск оборудования Starlink.

Но наименее защищен ключевой элемент системы — наземные спутниковые станции Starlink, считают российские учёные. Они взаимодействуют с сотнями спутников и тысячами пользовательских терминалов. Станции стационарные, и их намного меньше, чем космических аппаратов и оборудования для пользователей. Чтобы обеспечить работу системы на территории средней европейской страны, нужно от одной до пяти станций. Выведение из строя одной из них отключит интернет сразу на большой территории, а уничтожение 5–10 станций может лишить связи целый регион из нескольких государств.

Современные ракеты с лазерным наведением и дроны-комикадзе позволяют гарантировано уничтожать подобные цели.

Для эффективного противодействия работе наземных спутниковых станций необходимы их координаты, данные о том, с каких каналов и провайдеров предоставляется интернет, особенности маршрутизации, IP-адреса системы и другие технические характеристики. Не менее важны радиотехнические сведения: устройство и назначение антенн, рабочие частоты, способы модуляции сигнала и т.д. Информации должно хватить для разработки полного сценария операции с целью нарушить связь на определенной территории. При этом нападение может быть не только вооруженным. Это может быть и кибератака или противодействие с помощью радиотехнических средств.

Учёные отмечают, что в целом Starlink хорошо защищена от взлома со стороны хакеров. Исключение могут составлять шлюзы в сторонние сети, безопасность которых обычно контролируют не так тщательно. При этом атаки с помощью радиотехнических средств, скорее всего, будут более эффективными. Источник помех необходимо размещать над станцией. Скорее всего, его можно расположить на низкой или даже суборбитальной орбите. Однако его действие будет ограничено по времени. При воздействии на спутники целью должно стать нарушение системы самоорганизации космических аппаратов, что можно осуществить как с земли, так и из космоса, утверждают российские инженеры.

«Анализ угроз для глобальной спутниковой системы Starlink показал, что наиболее уязвимая ее часть — это наземные, а не спутниковые компоненты: пользовательские терминалы и наземные станции, которые обеспечивают связь в ограниченном районе. При выводе из строя такого элемента в соответствующем районе будут наблюдаться перебои со связью. Поэтому мы разделяем беспокойство Илона Маска по поводу устойчивости глобальной спутниковой системы Starlink», — резюмируют учёные в статье.

«Я отвечал за инженерную часть исследования. За военных я говорить не могу, но с технической точки зрения все наши предложения могут быть воплощены в жизнь», — сказал один из соавторов статьи, независимый исследователь Евгений Сагатов.

Однако при выводе из строя наземной инфраструктуры Starlink сеть всё равно продолжит работать, считает руководитель направления 5G в НИЦ телекоммуникаций МФТИ Роман Жуков. У нее просто будет падать пропускная способность.

«Если разрушать наземную часть системы Starlink, будет увеличиваться время, которое необходимо для доставки пакета данных между терминалом пользователя и ближайшей базовой станцией. То есть портиться качество связи с точки зрения абонента. Но сеть продолжит работать», — сказал Роман Жуков.

Спутники Starlink могут передавать сигнал между собой, не «приземляя» его на землю, но этот канал очень узкий. Когда нет возможности использовать наземную составляющую, сигнал через спутник может уйти на станции в близлежащих странах. И качество работы сети будет зависеть от степени развития там инфраструктуры, добавил эксперт.

Напомним, ранее китайские учёные смоделировали мезосферный ядерный взрыв, способный вывести из строя вражеские спутники и гиперзвуковое оружие. Предполагалось, что в качестве цели такого рода воздействия могут стать спутники Starlink.

Добавил suare suare 4 Ноября 2022
Дополнения:
4 ноября 2022, 00:00
 
 
Почему работа самарских специалистов привлекла внимание американских инженеров
Денис Гриценко
 
Российские инженеры нашли слабые места спутниковой системы связи Starlink. Анализ уязвимостей опубликован в блоге Ассоциации вычислительной техники со штаб-квартирой в Нью-Йорке. По мнению авторов исследования, чтобы отключить сеть Илона Маска, совсем не обязательно атаковать его космическую группировку — достаточно вывести из строя наземную инфраструктуру. И для этого можно адаптировать уже существующие технологии. В то же время опрошенные «Известиями» эксперты заметили, что уничтожение или подавление сигнала станций спутниковой связи и пользовательских терминалов понизит качество связи, но не отключит ее полностью.
 
Сеть с прорехами
 
Мал и не упал: создан двигатель для спутников с рекордной тягой
Особая конструкция устройства позволяет ставить его на самые маленькие космические аппараты, чтобы они дольше находились на орбите

Российские инженеры проанализировали, насколько уязвима глобальная спутниковая система Starlink. Их выводы говорят о том, что для отключения интернета на определенной территории совсем не обязательно сбивать находящиеся на орбите спутники, а достаточно вывести из строя наземную составляющую сети Илона Маска. Статья с анализом этого вопроса специалистами из России опубликована в блоге Ассоциации вычислительной техники, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке.

На сайте появляются дискуссионные тексты на самые актуальные темы авторов со всего мира. Материалы проходят модерацию, поэтому сам факт появления статьи на этой площадке говорит о том, что выводы российских ученых имеют под собой основание и не остались незамеченными. Публикация уже вызвала бурную реакцию среди профессионалов.

— Мы разместили эту статью, чтобы показать, что известно об уязвимостях Starlink. Мы не пользовались никакими закрытыми источниками. Это наше небольшое предупреждение, что технологии для противодействия этой системе уже существуют, — сказал «Известиям» профессор кафедры суперкомпьютеров и общей информатики Самарского национального исследовательского университета Андрей Сухов.

Система Starlink включает в себя три основных сегмента: спутники на низких орбитах, сеть наземных станций и сеть пользовательских терминалов. Космические аппараты играют роль простых ретрансляторов. Сигнал на них подается с наземных станций и перенаправляется на пользовательские терминалы.

Орбитальная группировка насчитывает около 3,5 тыс. спутников, которые находятся на высоте 550 км. Большое количество летательных аппаратов (а их постоянно становится всё больше) и их удаленность от Земли делает эту составляющую Starlink наиболее защищенной от внешнего воздействия, уверены российские инженеры.

Сеть пользовательских терминалов также крайне многочисленна. К тому же они мобильны, а значит, обнаружить их сложно. Но возможно. В спутниковых сетях, которые используют технологию VSAT, у глобальных операторов «Иридиум», «Глобалстар» и т.п., можно засечь сигнал от терминала к спутнику. Именно таким образом в 1996 году российские военные уничтожили лидера чеченских сепаратистов Джохара Дудаева в момент разговора по спутниковому телефону, напомнил Андрей Сухов. Так как сигналы в сетях похожи, несложно перенастроить их на поиск оборудования Starlink.

Оборвать связь

Но наименее защищен ключевой элемент системы — наземные спутниковые станции Starlink, считают российские ученые. Они взаимодействуют с сотнями спутников и тысячами пользовательских терминалов. Станции стационарные, и их намного меньше, чем космических аппаратов и оборудования для пользователей. Чтобы обеспечить работу системы на территории средней европейской страны, нужно от одной до пяти станций. Выведение из строя одной из них отключит интернет сразу на большой территории, а уничтожение 5–10 станций может лишить связи целый регион из нескольких государств.

Современные ракеты с лазерным наведением и дроны-комикадзе позволяют гарантировано уничтожать подобные цели.

Для эффективного противодействия работе наземных спутниковых станций необходимы их координаты, данные о том, с каких каналов и провайдеров предоставляется интернет, особенности маршрутизации, IP-адреса системы и другие технические характеристики. Не менее важны радиотехнические сведения: устройство и назначение антенн, рабочие частоты, способы модуляции сигнала и т.д. Информации должно хватить для разработки полного сценария операции с целью нарушить связь на определенной территории. При этом нападение может быть не только вооруженным. Это может быть и кибератака или противодействие с помощью радиотехнических средств.

Ученые отмечают, что в целом Starlink хорошо защищена от взлома со стороны хакеров. Исключение могут составлять шлюзы в сторонние сети, безопасность которых обычно контролируют не так тщательно. При этом атаки с помощью радиотехнических средств, скорее всего, будут более эффективными. Источник помех необходимо размещать над станцией. Скорее всего, его можно расположить на низкой или даже суборбитальной орбите. Однако его действие будет ограничено по времени. При воздействии на спутники целью должно стать нарушение системы самоорганизации космических аппаратов, что можно осуществить как с земли, так и из космоса, утверждают российские инженеры.

«Анализ угроз для глобальной спутниковой системы Starlink показал, что наиболее уязвимая ее часть — это наземные, а не спутниковые компоненты: пользовательские терминалы и наземные станции, которые обеспечивают связь в ограниченном районе. При выводе из строя такого элемента в соответствующем районе будут наблюдаться перебои со связью. Поэтому мы разделяем беспокойство Илона Маска по поводу устойчивости глобальной спутниковой системы Starlink», — резюмируют ученые в статье.

По мнению авторов статьи, озвученные ими идеи вполне могут быть воплощены на практике.

— Я отвечал за инженерную часть исследования. За военных я говорить не могу, но с технической точки зрения все наши предложения могут быть воплощены в жизнь, — сказал один из соавторов статьи, независимый исследователь Евгений Сагатов.

Однако при выводе из строя наземной инфраструктуры Starlink сеть всё равно продолжит работать, считает руководитель направления 5G в НИЦ телекоммуникаций МФТИ Роман Жуков. У нее просто будет падать пропускная способность.

— Если разрушать наземную часть системы Starlink, будет увеличиваться время, которое необходимо для доставки пакета данных между терминалом пользователя и ближайшей базовой станцией. То есть портиться качество связи с точки зрения абонента. Но сеть продолжит работать, — сказал Роман Жуков.

Спутники Starlink могут передавать сигнал между собой, не «приземляя» его на землю, но этот канал очень узкий. Когда нет возможности использовать наземную составляющую, сигнал через спутник может уйти на станции в близлежащих странах. И качество работы сети будет зависеть от степени развития там инфраструктуры, добавил эксперт.

Добавил suare suare 4 Ноября 2022
Комментарии участников:
KaperDonjon
+2
KaperDonjon, 4 Ноября 2022 , url

Если бы была возможность уничтожить наземную инфраструктуру, так бы и сделали.

Но что-то я подзреваю, что нанести достаточный урон системе на нужное время можно и порчей небольшого количества спутников — систему придется пересобирать, причем испортить их можно и так, что поди еще докажи, то это РФ сделала, а не они сами говном оказались.

suare
+5
suare, 4 Ноября 2022 , url

Зачем уничтожать атомные и другие сверхмощные электростанции? Или даже подстанции мощностью N мегаватт и выше?

Достаточно уничтожить подстанции малой мощности, сохранив АЭС, ДнепроГЭС и прочие генерирующие электричество мощности.

Также и со спутниковой сетью.

Пусть летают спутники, связь с которыми с определённых точек на Земле недоступна по причине отключившихся или разрушенных генерирующих инфотрафик наземных станций связи и не только спутниковой.

Может быть поэтому спутниковая группировка Маска пока не уничтожена?

Так же нужно поступить и с транспортной сетью: не уничтожить, а сделать недоступной или малоэффективной.

Для этого в любой сети есть узлы управления.

Это задачка для решения не в частном, а в общем случае для любой инфраструктуры: сделать бесполезной, не разрушая.

Согласен: идеальный вариант — перепрограммировать на внешнее управление или вирусовать, чтобы сами пользователи её уничтожали своими обычными действиями в этой сети.

suare
+1
suare, 4 Ноября 2022 , url

KaperDonjon
+3
KaperDonjon, 4 Ноября 2022 , url

Может я и ошибаюсь про устойчивость системы, но точно могу сказать, что если бы у России была бы возможность уверенно поражать наземные объекты на территории укры, то там есть намного более важные цели для этого чем какие-то станции старлинка.

Говоря о возможности,  я поразумеваю возможность в широчайшем смысле этого явления, включающее в себя еще и фактор наличия трусов в командовании, которые блокируют принятие необходимых решений, а не тупо наличие каких-то там ракет.

suare
+2
suare, 4 Ноября 2022 , url

Дело не в ракетах, не в спутниках и даже не в наземных терминалах и оконечных устройствах приёма-передачи данных.

Дело в уровне постановки задачи: не решив задачу в общем виде, мы будем каждый раз путаться в частностях.

Вычистить слабые кадровые «узелки» в сетях генерирования, принятия, доведения и исполнения  решений — задачи тоже достаточно тривиальные, но их решение постоянно упирается в частные интересы, которые продолжают доминировать над общими.

Можно ли таким образом победить врага — задачка не на мою скромную пенсию.

«Демилитаризация и денацификация» — этих целей СВО никто не отменял.

«Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Поздравляю всех с Днём народного единства!

Так победим!

KaperDonjon
+2
KaperDonjon, 4 Ноября 2022 , url

Я потому и проявляю больший интерес к уничтожению спутников, что в отличии от решения «ударами по наземной инфраструктуре», которое заведомо невозможно (и одно только размусоливание этой темы СМИ уже раздражает), является достаточно новым методом, на который, несмотря на всю его фантастичность, надежды и то больше.

suare
+2
suare, 4 Ноября 2022 , url

Для этого придётся взаимно уничтожить все существующие спутниковые сети, создав антиспутниковое супероружие массового уничтожения и лишив человечество космоса.

Нужно просто закрыть выход в космос и нахождение в нём любых космических аппаратов.

Игра с отрицательной суммой у всех участников освоения космического пространства 

Когда-то и до сих пор выход в космос праздновался всем прогрессивным человечеством: первый спутник, первый космонавт, первая космическая станция, первое посещение Луны и  Марса.

Теперь регрессивное человечество этот выход в космос перекроет для самого себя: «Осторожно! Двери закрываются!».

У меня оптимистичный взгляд на будущее человечества космосе: «Сейчас ещё терпимо. Будет хуже. Хуже бывает всегда».

KaperDonjon
+3
KaperDonjon, 4 Ноября 2022 , url

1. ну и ладно.

2. Судя по тому, что РФ в ООН уже заявила, что спутники будут законной целью, это не совсем так.

suare
+3
suare, 4 Ноября 2022 , url

Если спутники станут законной целью для кого-то одного, значит со временем они будут законной целью для всех и космические войны или войны в космосе и через космос превратятся из фантазии в реальность.

Это война всех против всех.

Логический конец космической эпопеи.

KaperDonjon
+2
KaperDonjon, 4 Ноября 2022 , url

Это намного лучше того, куда сейчас все скатывается.
Потому и «ну и ладно».

… я кстати очень рад, что северные потоки взорвали, жаль не все, жаль южный не взорвали.

suare
+2
suare, 4 Ноября 2022 , url

KaperDonjon
+2
KaperDonjon, 4 Ноября 2022 , url

Так и есть. И отрезание подобных связей (со спутниками, с «потоками») уменьшает шанс скатывания к ядерному конфликту.

suare
+1
suare, 4 Ноября 2022 , url

С «потоками» — это хорошая аналогия.

Но, может быть, не ограничиваться только газовыми «потоками» в Европу, а посмотреть ситуацию с любыми трубопроводами, так сказать, «в мировом масштабе» и не только с трубопроводами, а с любыми потоками углеводородов и — шире — любых энергоносителей.

Превратить баланс глобального энергетического рынка в дисбаланс и даже коллапс.

А нам-то какая беда? У нас с этим всё в порядке ;)

KaperDonjon
+2
KaperDonjon, 4 Ноября 2022 , url

В мировом ни к чему, без связи с РФ они все-равно будут все пусты.

«Потоки» (включая наземные пути, да) — тупо пути внутреннего предательства России, выкачка ресурсов на запад за «так» и, что более плохо, сигнал о том, что ресурсы будут качать в любом случае.

suare
+1
suare, 4 Ноября 2022 , url
Наука о сетях

Сетеведение — это академическая область, которая изучает сложные сети, такие как телекоммуникационные сети, компьютерные сети, биологические сети, когнитивные и семантические сети и социальные сети, рассматривая отдельные элементы или участников, представленные узлами (или вершинами), и связи между элементами или участниками в виде ссылок (или ребер). Эта область опирается на теории и методы, включая теорию графов из математики, статистическую механику из физики, интеллектуальный анализ данных и визуализацию информации из информатики, логическое моделирование из статистики и социальную структуру из социологии. Национальный исследовательский совет США определяет сетевую науку как «изучение сетевых представлений физических, биологических и социальных явлений, ведущих к прогностическим моделям этих явлений».[1]

precedent
+3
precedent, 4 Ноября 2022 , url

Мы люди цивилизованные и культурные. Suare вместо этой пустой воды, лучше бы по теме опубликовал 

//iz.ru/1420498/denis-gritcenko/skinut-maska-rossiiskie-uchenye-nashli-uiazvimosti-v-sisteme-starlink

suare
+2
suare, 4 Ноября 2022 , url

Спасибо. Дополнил.

X86
+5
X86, 4 Ноября 2022 , url

Блин, не могу читать комментарии на этом ixbt. Сколько же там зомбарей. 

suare
+3
suare, 4 Ноября 2022 , url

Согласен.

Но сегодня любые сети, открытые для свободного комментирования, представляют собой гигантские скопища графоманов, придурков, маньяков, троллей и просто психически  больных, пьяных или обкуренно-обколотых бездельников.

Их всегда больше.

Поэтому самое время для сетей клубного типа с закрытым доступом за ощутимый залог на случай нарушения правил клуба.

Думаю, что Маск из twitter пытается сделать что-то подобное.

Но сам я в это тоже мало верю.

Остаются «Беруши», ватные тампоны в нос и очки дополненной реальности на глаза.

«Матрица» — наше будущее.

vvsupervv66
+2
vvsupervv66, 4 Ноября 2022 , url

«Анализ угроз для глобальной спутниковой системы Starlink показал, что наиболее уязвимая ее часть — это наземные, а не спутниковые компоненты: пользовательские терминалы и наземные станции, которые обеспечивают связь в ограниченном районе. При выводе из строя такого элемента в соответствующем районе будут наблюдаться перебои со связью. Поэтому мы разделяем беспокойство Илона Маска по поводу устойчивости глобальной спутниковой системы Starlink», — резюмируют учёные в статье.

«Я отвечал за инженерную часть исследования. За военных я говорить не могу, но с технической точки зрения все наши предложения могут быть воплощены в жизнь», — сказал один из соавторов статьи, независимый исследователь Евгений Сагатов.

Однако при выводе из строя наземной инфраструктуры Starlink сеть всё равно продолжит работать, считает руководитель направления 5G в НИЦ телекоммуникаций МФТИ Роман Жуков. У нее просто будет падать пропускная способность.

«Если разрушать наземную часть системы Starlink, будет увеличиваться время, которое необходимо для доставки пакета данных между терминалом пользователя и ближайшей базовой станцией. То есть портиться качество связи с точки зрения абонента. Но сеть продолжит работать», — сказал Роман Жуков.

Спутники Starlink могут передавать сигнал между собой, не «приземляя» его на землю, но этот канал очень узкий. Когда нет возможности использовать наземную составляющую, сигнал через спутник может уйти на станции в близлежащих странах. И качество работы сети будет зависеть от степени развития там инфраструктуры, добавил эксперт.

 Ну всё. Подводные информационные кабеля англо-саксонам можно уничтожать.

suare
+2
suare, 4 Ноября 2022 , url

Просто нужно найти узкие места этой информационной сети и постоянно их разрывать так, чтобы «ремонтники» или самовосстановление работало медленнее, чем разрывы или отставало от скорости и масштабов разрушения.

Ну и цена… Цена разрушения этих узких участков в сети должна быть в разы, десятки и сотни раз ниже, чем цена их восстановления: это как с «геранями»: дёшево и сердито.

Против лома нет приёма, акромя другого лома.

Так и доломаемся до каменного века: и ядерное оружие не понадобится.

vvsupervv66
+2
vvsupervv66, 4 Ноября 2022 , url

Меня это вообще не интересует.

Меня интересует другое, а именно — части держателям ФРС США придётся договариваться именно с Россией.

Иначе план превратится в ТРУХУ.

bvv4096
0
bvv4096, 4 Ноября 2022 , url

Иначе план превратится в ТРУХУ.

 Вы о каком плане?

vvsupervv66
+1
vvsupervv66, 4 Ноября 2022 , url

Сами, сами думайте.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать