Комментарии участников:
Рост цен — это надолго 18 ИЮНЯ, 19:10 // Павел Сморщков
Газета.RU
Газета.RU
Аномально высокая инфляция поразила не только Россию, но весь мир. И это — долгосрочная тенденция, утверждают экономисты. Ни одной стране не справиться с этой проблемой в одиночку. Для борьбы с ростом цен потребуется согласованная политика центробанков, иначе мир впадёт в глобальную депрессию.
Инфляция становится хроническим и глобальным, а не временным и локальным явлением. К такому выводу пришёл главный экономист по долговому рынку одного из крупнейших инвестиционных банков США Morgan Stanley Иоахим Фелс.
Рост цен поразил даже экономически развитые страны, долгие годы не знавшие этой беды.
В более чем 80% стран, где устанавливается определённый целевой уровень инфляции, темпы роста цен выходят за него.
В нашей стране в 2007 г. официальный показатель инфляции составил 11,9%, в полтора раза превысив первоначальный правительственный прогноз, а с начала этого года по 16 июня рост цен в России составил уже 8,3% (в 2007 г. к этому моменту было лишь 5,1%). Ни о каких 7—8,5%, заложенных в бюджет, речь уже давно не идёт, независимые эксперты называют цифры 12—14%. Оценку в 12% дал 17 июня первый зампред Банка России Геннадий Меликьян, первым из официальных лиц признав невыполнимость уже уточненного официального прогноза в 10,5%.
повсеместная инфляция вызвана спекулятивным взлётом цен на энергоносители и продукты питания в последний год. Соответственно, когда они перестанут расти или даже пойдут на спад, угомонится и инфляция, надеются многие из них, а пока все усилия по ее ограничению бессмысленны. «Бороться со спекулятивным ростом цен на две категории товаров путем повышения процентных ставок — это довольно интересный подход. Результат такого вмешательства трудно прогнозировать, но в то, что он окажется успешным, верится с трудом», — считает вице-президент НОМОС-банка Василий Фёдоров.
Вину за аномально высокий тем роста цен главный экономист по долговому рынку одного из крупнейших инвестиционных банков США Morgan Stanley Иоахим Фелс возлагает на развитые страны, и прежде всего США. Американцы в попытке избежать рецессии в условиях кредитного кризиса резко ослабили денежно-кредитную политику и стоят на грани стагфляции, когда и производство будет падать, и инфляция сохранится высокой. Что же касается цен на энергоносители и продукты питания, то они не вызывали инфляцию, а просто первыми отреагировали на резкое ослабление денежно-кредитной политики, считает Фелс.
Из этого следует, что
будут дорожать и другие товары и услуги, а значит, высокая глобальная инфляция – это всерьёз и надолго.
Каждой отдельной стране в условиях глобализации трудно противостоять общему тренду. Сдерживание инфляции возможно лишь в случае, если ее Центробанк будет готов резко поднять ставку рефинансирования, а местная валюта подорожает достаточно для того, чтобы компенсировать растущие импортные цены, указывает Фелс. Но это может привести к негативным последствиям: ухудшению внешнеторгового сальдо и замедлению роста ВВП, напоминает вице-президент инвестиционно-финансовой группы CTrust Дмитрий Антониади.

сейчас в стране самая высокая инфляция за последние 18 лет. За май она составила 3 %. По сравнению с прошлым годом молоко, сыр и яйца подорожали на 20 %, мясо и хлеб – на 9, фрукты, овощи, правда, всего на 2. Так что клубника в Лондоне стоит сейчас столько же, сколько и в Москве – около 200 рублей за 1 килограмм.

Продукты дорожают – инфляция в Британии достигла максимума за 18 лет
Эшли Сигер
Стоимость большинства продуктов питания по всему миру выросла после того, как цены на основные товары, такие как пшеница, рис и кукуруза достигли за последние месяцы рекордных высот.
Рост цен на продовольствие обернулся увеличением числа посетителей сетевых магазинов-дискаунтеров, таких как Lidl, Aldi и Netto.
Цены на электроэнергию и газ выросли в годовом исчислении на 10 и 7% соответственно. На протяжении последних месяцев и те и другие стремительно росли, но после понижения прошлым летом, потому годовой рост стал не таким значительным, как рост цен на топочный мазут.
Министров финансов "теневого" правительства, тори Джордж Осборн поставил в вину премьер-министру самую высокую инфляцию с момента прихода лейбористов к власти. "Экономическая репутация Гордона Брауна пошла прахом. Годы бума и заимствований сделали Британию плохо подготовленной к двойному удару повышения инфляции и замедления роста", – отметил он.
Как заявил представитель либерально-демократической партии Винс Кэйбл, "Правительство Гордона Брауна на протяжении последних десяти лет гналось за экономическим ростом, подкрепленным дешевыми кредитами. Теперь, когда экономические условия ужесточились… экономика сошла со своей привычной колеи".
По оценкам Бюро национальной статистики (ONS), инфляция была бы значительно выше, если бы не падение цен на другие товары, такие как телевизоры с плоским экраном, компьютеры, одежда и обувь. Цены на телевизоры и электронику снизились на 13% в годовом исчислении, на одежду – на 6%.

Инфляционное таргетирование как вопрос доверия
Мария Катаранова, эксперт ЭЭГ
Министр финансов России Алексей Кудрин назвал инфляционное таргетирование одной из важнейших составляющих новой антиинфляционной программы, которое будет внесена 25 июня на рассмотрение правительства. Антиинфляционное таргетирование – новое для России явление. Готова ли наша страна к нему? И как Вы оцениваете его полезность?
— Инфляционное таргетирование – режим, подразумевающий ряд ключевых элементов, можно сказать мелочей, которые довольно трудно формализовать, но которые составляют его суть. Снижение инфляции при этом режиме является не просто приоритетной задачей на бумаге, но и в реалиях. После того, как озвучен целевой ориентир, делается все возможное, чтобы его выполнить. Процесс прозрачен. Правительство и орган, ответственный за инфляцию (ЦБ) говорят о том, какими меры они предпринимают, какие институты задействованы. Экономические агенты верят правительству и ЦБ. Причем ЦБ (или другой орган, ответственный за инфляционное таргетирование) должен быть независим и обладать соответствующей полнотой власти. Если, к примеру, возникает дилемма между обменным курсом и инфляцией, то приоритет отдается инфляционной политике как основной задаче, невзирая на ущерб в других секторах.
В наших условиях таргетирование инфляции пока не работает, и нужно какое-то время, чтобы заработало. Экономические агенты просто не поверят правительству. Важно ставить реально выполнимые ориентиры, а не ежегодно осуществлять порочную практику, при которой даются заведомо невыполнимые ориентиры, а в конце года их исправлять. Также необходимо отметить, что ЦБ России отталкивается в кредитно-денежной политике от интересов производителей, дабы не пережимать конкурентоспособность. При инфляционном таргетировании на это внимание не обращается.