Станислав Говорухин: "Мы сделали все возможное, чтобы окончательно погрузиться в трясину". Видение режиссером сложившейся ситуации в России.

отметили
33
человека
в архиве
Станислав Говорухин: "Мы сделали все возможное, чтобы окончательно погрузиться в трясину". Видение режиссером сложившейся ситуации в России.
Заканчиваю книгу в момент, когда моя страна переживает глубочайшее потрясение.

Кризис.

Мировой финансовый кризис.

Встречаю на днях артиста Леню Ярмольника, он только что вернулся из Штатов.

— Как там кризис, Леня?

— Ну… — хитро прищурился. — Изменения есть…

— Какие?

— Бензин подешевел. Цены опустились. Недвижимость упала…

Я и сам побывал недавно в двух-трех странах. Нигде никаких следов кризиса. Ощущение даже — что стало лучше. По крайней мере, в быту. Нет убитых горем людей, вокруг жизнерадостные улыбки. Ну, один немец-миллиардер бросился от огорчения под поезд. Тоже мне Анна Каренина.

То есть за рубежами нашей родины Мистер Кризис ударил в основном по очень богатым.

Надо заметить, что и у нас, в России, олигархи тоже “пострадали”. Но они потеряли виртуальные деньги — подешевели их активы. Личные же деньги на счетах банков, вся их невообразимая недвижимость осталась при них. Огорчаться не будем, с голода они не умрут.

В остальном же на постсоветском пространстве все равно наоборот. Цены взлетели. Покупательская способность зарплат и пенсий упала в полтора-два раза. Люди с достатком стали бедными, бедные превратились в нищих.

Зато банкиры сказочно разбогатели.

Страна замерла в ожидании еще более ужасного.

В центре столицы ржавеют уродливые коробки недостроенных небоскребов. Строительство жилья почти прекратилось. Заводы останавливаются, целые города переходят на голодный паек блокадного Ленинграда.

Наблюдается всплеск преступности. Такова логика преступного мира: если высокопоставленные жулики наглеют, низовая преступность принимает ответные жесткие меры. Добавим сюда судьбу миллионов мигрантов. Их уволили, не дав даже денег на обратную дорогу. Что же им остается делать, как не воровать?

Тяжелейшие времена наступили для русской культуры и искусства. “Мосфильм” опустел, словно внутри него взорвалась нейтронная бомба. Все культурные проекты закрываются, по телеканалам крутят старые фильмы и американскую дешевку.

Все разговоры о том, что социальные программы не будут сокращены, оказались пустой болтовней. Культура и есть главный социальный проект.

Не странно ли? Россия меньше всего завязана в мировую экономику и в мировую финансовую систему, но именно по ней, по России, кризис ударил с удесятеренной силой. Вроде бы и антикризисные меры принимались такие же, как на Западе. Там сначала помогли выстоять своим банкам. Давай и мы так. Обезьянья логика! Забыли, что там и банки другие, и банкиры в основной своей массе честные люди, и наказания к нарушителям финансовой дисциплины строгие, даже безжалостные и главное — неотвратимые.

Вот и получилось, что получилось. Миллиарды долларов, брошенных на помощь банкам, были украдены (банкиры не торопились помогать предприятиям, занимались финансовыми спекуляциями). В результате деньги ушли в зарубежные банки — укреплять экономику Запада.

Закавыка, следовательно, в другом. В нравственном состоянии общества. В стране воров властвуют иные нравственные нормы, чуждые разуму честного человека, враждебные ему.

Кто часто бывает за границей, знает: к русским отношение особое. Лакейски-угодливое и вместе с тем презрительное.
Лакейское — поскольку знают, что богатые.

Презрительное — поскольку знают, что украли. И не просто украли, а обокрали свой собственный народ.

Как стыдно!

А мы еще позволяем презрительно отзываться о брежневском государстве. Да оно хоть ракеты построило, которые до сих пор стоят на вооружении (других-то нет!), построило десятки тысяч самолетов, на которых мы до сих пор летаем, спустило со стапелей тысячи кораблей, подводных лодок, пассажирских судов. (Большинство из них проданы за рубеж по цене металлолома.) Про заводы, электростанции, атомные станции, фабрики и дворцы культуры уж и не говорю — и так понятно.

А Новая Россия что сделала на дармовые нефтедоллары?

Вместо жилья для народа построили банки и офисы.

Вместо дорог — мраморные палаты для жуликов.

Вместо детских садов и библиотек налицо яхты, личные самолеты, дворцы во всех концах света, футбольные клубы и частные “эрмитажи”.

Деньги, которые должны были пойти на образование, культуру, на повышение благосостояния народа, были пропиты на презентациях, инаугурациях, юбилеях и банкетах; образно говоря, они ушли на дорогое шампанское, которым обливают блядей в Куршевеле.

Все годы советской власти мы пытались хоть в чем-то обогнать Америку. Наконец свершилось. Появились миллионы безработных, число их растет.

Кстати о безработице.

Двадцать лет мы плодили одних юристов, экономистов, менеджеров. Никто не хотел стать инженером, учителем, агрономом, геологом. Понятно было, что и без кризиса нам пришлось бы избавляться от менеджерского балласта.

Люди моего поколения всегда гордились своим авиастроением. Вот уже двадцать лет самолетов не строим. Сначала по злой воле, а теперь — по собственной дурости. Нет специалистов и высококвалифицированных рабочих. Это общая беда для всех предприятий с высокой технологией. Недавно я был в Северодвинске, где ремонтируют советские атомные подлодки (и все еще собираются строить российские). На заводах Города Корабелов и до кризиса, и после кризиса была только одна проблема — нехватка рабочих.

Да и откуда в отсталой стране может взяться безработица? Дорог нет, жилья нет… Надо строить.

Но некому!

Понимаю — в Америке… Там все есть, все построено. Поэтому половина населения работает в сфере услуг.
У нас — ничего. А картина с трудовой занятостью — та же самая. Если бы не таджики, узбеки и трудолюбивые хохлы, мы бы давно загнулись и без кризиса.

Армия наша безоружна. Казалось бы, оборонная промышленность должна работать на полную катушку. Предприятиям оборонки нужны и сталь, и вольфрам, и станки, и машины. Почему же останавливаются заводы, которые все это выпускают?

Мы — сырьевая держава. Проклятая советская власть оставила нам много разведанных месторождений. На нашу жизнь хватит.

Но детям ничего не останется.

За двадцать лет не найдено ни одного месторождения. В богатейшей минеральными ресурсами стране! Геология мертва. Нет ни денег, ни молодых геологов, ни геологических рабочих. Не менеджеров же с дизайнерами посылать искать нефть!

Вообще-то вести поиск полезных ископаемых — обязанность тех, кому теперь принадлежат наши недра. Большую долю прибыли они должны тратить на поиск и разведку. Но они предпочитают класть эту прибыль в свой карман.

Убить геологию!!! Более безрассудного поведения нельзя было ожидать от государства. Мы и живы-то, и кое-как существуем — лишь благодаря работе геологов. Советских, замечу, геологов (к коим принадлежал когда-то и автор этих строк).

У нас нет сельского хозяйства. Мы сидим на продовольственной игле Запада. Казалось бы, помоги крестьянину!
Вроде государство наконец опомнилось — выделило большую сумму агрокомплексу. Мера нужная, но… Крестьянин наш по своему многотрудному опыту знает: бесполезная! Деньги до него не дойдут.

Моя старая тетка написала мне письмо: “Верующих стало больше, а живущих по вере — все меньше и меньше”.
И люди в этом не виноваты.

Крестьянская молодежь не хочет пахать землю, молодой горожанин не хочет вставать к станку. Потому что с малолетства знают (из опыта родителей, из опыта окружающей жизни): честным трудом прожить нельзя!

Если так пойдет, у нас вообще рабочих не останется, а следовательно, не будет и рабочего класса, ради достойного существования которого и произошла заварушка 17-го года. Наверное, апологеты воровского капитализма так и рассуждают: нет класса, нет и проблем с ним. “А для того чтобы голодные и обездоленные не разодрали нас на куски, мы наймем армию охранников”. Впрочем, давно уже наняли. Огромная армия здоровых крепких мужиков, равная по численности Вооруженным силам Российской Федерации, занята тем, что охраняет жуликов.

Ну, допустим… Из кризиса мы, может быть, когда-нибудь и выберемся — израненные, покалеченные, еще более беззащитные перед враждебным окружением. А дальше что?

Продолжать воровать, как воровали прежде, как воруют сейчас?

Двадцать лет назад я опубликовал статью “Страна воров”. Пытался объяснить одуревшему от свобод обществу, что жулики страну не спасут и на дорогу к светлому будущему не выведут. Даже когда наворуются. Вспомним, ходила тогда в среде проституированной интеллигенции такая мерзкая теорийка: “Все в истории крупные капиталы нажиты поначалу преступным путем… Сейчас — да. Сейчас воруют. Зато потом… когда наворуются…”

Но вот они наворовались. И что же?

Они ограбили нас во второй раз.

Выяснилось, что крупные промышленники, разные там мелкие и большие олигархи, те самые люди, что во времена грабительской приватизации опустили страну на дно нищеты, набрали за эти годы кредитов на Западе — на 570 миллиардов долларов!

Сами они долги возвращать не собираются. Для этого им пришлось бы продавать дворцы, корабли, самолеты, теребить свои счета в Швейцариях, Лихтенштейнах, на Каймановых островах. Делать они этого не будут.

Платить по долгам будет государство (и уже платит). Платить будем мы, налогоплательщики (и уже платим!).
Так что потуже затягивайте пояса и не ждите ближайших перемен к лучшему.

Все антикризисные меры приведут к абсолютно противоположному результату.

Пока не сделано главное.

Пока не будет объявлена Война преступности.

Я бы для начала объявил амнистию. Выпустил из тюрем всех беременных женщин, всех тех, кто, образно говоря, украл мешок картошки или совершил другое незначительное преступление… А на освободившиеся места посадил бы тысяч двадцать (для начала!) высокопоставленных жуликов, в первую очередь государственных чиновников, богатство которых уж слишком бросается в глаза.

И вот это была бы действенная антикризисная мера!

Неплохо бы подумать и о прекращении моратория на смертную казнь. Иначе не остановить уличную преступность и бандитизм. Мы же демократическое государство. Вот и послушаем, чего требует demos (народ). Не статистиков послушаем — статистика всегда у нас была лженаука, как в свое время кибернетика. А послушаем demos.

И это тоже была бы действенная антикризисная мера.

Вряд ли найдется сейчас человек, который не считает приватизацию начала 90-х годов грабительской. (Кроме, конечно, самих грабителей.) Стало быть, это преступление. Причем чудовищное. Сопоставимое с гитлеровским. Страна в результате приватизации была разрушена до основания.

И тем не менее мы все время слышим из самых “верхов”: итоги приватизации пересматриваться не будут!

Рассмотрим это заявление в его моральном аспекте.

Налицо преступление. В силу своей чудовищности у него не может быть сроков давности. Однако власти не только отказываются расследовать это преступление, они не хотят даже осудить его.

Что же это, как не прямой призыв в будущее: воруйте! Продолжайте воровать!.. Только умненько — не лезьте в политику. И уж если воруете, воруйте по-крупному.

За крупные преступления у нас в стране не наказывают.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод, в который ой как не хочется верить: Россия из кризиса никогда не выберется. Более того, когда остальные страны выйдут из него, и в первую очередь — Китай, еще более могучий и сильный… (Китай — в чью сторону мы никогда смотреть не хотели, чей опыт мы никак не хотели перенимать…) Так вот, когда там все закончится, у нас только начнется.

И никакие припарки, называемые антикризисными мерами, не помогут. Мы сделали все возможное, чтобы окончательно погрузиться в трясину.
Добавил manny21 manny21 24 Марта 2009
проблема (3)
Есть ли что-то, в чем вы не согласны с написанным выше? Если да - что именно?
Gone Говорить - не лопатой махать (3)
Osado Всё до последнего слова - говнолиберальная ложь про светлый запад и поганую рашку. (3)
eugenep "Россия меньше всего завязана в мировую экономику". А как же "Мы — сырьевая держава&q... (1)
suare Да! Всё! (1)
Комментарии участников:
Gone
+5
Gone, 24 Марта 2009 , url
Смотрел его кино "Россия, которую мы потеряли". Чувачек очень рьяно мазал фекалиями предыдущий строй. Не смог кину осилить до конца. Затошнило. Сейчас этот строй мажет. Переобулся, так сказать.
Не люблю таких людей. Говорят много. Хотя с такой говорящей фамилией… как не поговорить… (от жеть тавтология-то какая)
manny21
-1
manny21, 24 Марта 2009 , url
Запостил с надеждой, что найдутся *знающие* люди, которые один-несколько его тезисов опровергнут.
Osado
+3
Osado, 24 Марта 2009 , url
А нечего там опровергать, всё чистая, говнолиберальная "правда".
Особенно про благоприятный кризис в америке и улыбающихся от счастья людей, жить стало лучше, жить стало веселей…
dkonst
+1
dkonst, 24 Марта 2009 , url
А в чём отличие нынешнего от тогдашнего?
те же гос структуры, та же телефонная демократия как и телефонный капитализм, выборы с одной партией, взятки коррупция и произвол
появилась жевачка интернет и пиво… вот и все отличия
Gone
0
Gone, 25 Марта 2009 , url
Отличия колоссальные. Вы, видимо, на волне каких-то эмоций говорите.
Помимо того, что появилась жевачка… Появилось много контрастных вещей. Не замечать их — мало быть страусом.
Вы же должны помнить хоть чуток "оттуда". Зачем тогда спрашивать?

ЗЫ: Пиво-то тогда было. Правда, дней 7 у него срок годности был. Ибо этому напитку больше тяжело выжить. Не то что сейчас — пойло синтетическое. И не жрали его дети на каждом углу, плевав на правила приличия.
dkonst
0
dkonst, 25 Марта 2009 , url
Вы видемо не видите что за всей этой мишурой скрывается все а же суть
Gone
0
Gone, 25 Марта 2009 , url
Очень хочется Вам нагрубить, ибо Вы глупости пишете.
С таким же успехом можно говорить, что на небе те же звезды, потому все так же.
Суть, смею Вас уверить, как раз-таки в корне поменялась. У нас сейчас даже идеологии на уровне государства нет. Есть хапужна культурка: "дай!" называется.
Если Вы будете утверждать, что так было всегда и при любой "мишуре", я с Вами очень сильно не соглашусь.
precedent
0
precedent, 25 Марта 2009 , url
Как адвокат замечу. Какое "Дай"? Общение с чиновниками для граждан, чиновников между собой начинается со слова "На!".
Помните, как Ходжа Насреддин Рыбника спасал?
А вот с этим
Появилось много контрастных вещей. Не замечать их — мало быть страусом.
согласен на все сто, равно как с тем, что нет государственности и идеологии государства.
Gone
0
Gone, 25 Марта 2009 , url
Если я попытаюсь сказать, что любое "на" происходит ради "дай" Вы же спорить начнете )))))
precedent
0
precedent, 25 Марта 2009 , url
Нет, я просто обращу Ваше внимание, что Вы признали только что то, что начинается хапужная культурка со слова "На!" (указав РАДИ чего оно произносится)
"И хоть знаю я, как оно произносится, но что = то неприличное, на язык ко мне просится: хууууунвейбины" (с) )))
precedent
0
precedent, 25 Марта 2009 , url
хм, а кстати… действительно, Говорухин — типичный хунвейбин, я его узнал))
dkonst
0
dkonst, 25 Марта 2009 , url
Позвольте что значит нет государственной идиологии.
Вы выборы видели как проходят? Как принимаются законы и все другие решения?
В экономике практически не преодолимый бюрократический барьер
Называется такая система Государственный капитализм

А корень проблемы в том что в головах еще не произошла деформация, да и по уровню жизни ( в стране в целом, а не в МКАДЕ) современная Россия еще не приблизилась к лучшим временам СССР
Так что все Мас'и домы-2, пепси и фабрики звёзд — это мишура, за которой скрывается даже не старая система а её кривое зеркало!
Gone
+1
Gone, 25 Марта 2009 , url
Я себя жестоко изнасиловал в мозг. Посмотрел "Так жить нельзя"… Только что..
Могу только повторить, что сказал до этого: редкостная мерзость г-н Говорухин. Кстати, он-то сам помнит о своих шыдэврах?
Вряд ли…

Ну а про идеологию, Вы все же заблуждаетесь. Нет её… Нету. Там дырка, в том месте, где должна была бы быть идеология.
То, что Вы описали — выборы-бюрократизм и т.п. — это не идеология. У всего этого нет цели…
Походите, поспрашивайте вокруг. Ни кто не даст Вам однозначного ответа в духе "строим светлое будущее".
Я, правда, даже и не знаю как вопрос сформулировать-то.

И, видите-ли, я корень проблемы вижу именно в том, что в головах произошли деформации… Очень хотелось бы верить, что не необратимые.
А до лучших времен СССР, поверьте, никогда не доберемся при существующем раскладе, при существующих ценностях.
Майбахов и Рублевки на всех тупо не хватит. А доступный общественный транспорт и хрущёвки не удовлетворяют тонкую душевную организацию деформированных голов.
Мишура… Мишура стала личностной целью большинства… Смыслом жизни. Альфои и Омегой, так сказать, существования.

Мне это не нравится :)
aleksejtimofeev
0
aleksejtimofeev, 24 Марта 2009 , url
Вы еще фильм "Так жить нельзя" не видели. "Комплеск неполноценности" порожденный этими фильмами Говорухина до сих пор живет.

Видимо у него появилась очередная тема для завершения обоснования своей закомплексованности, :).
Gone
0
Gone, 25 Марта 2009 , url
Смотрел краем уха… Благо, был юн и светел — не понял что хотел афтар. Видимо, мне повезло :)
dkonst
0
dkonst, 25 Марта 2009 , url
какраз по поводу фильма
Когда Станислав Говорухин снял фильм "Так жить нельзя!" на просмотре стал один человек и спросил "Зачем вы нам это показывает?" на что из другого конца зала раздалось " А зачем вы так живете?"
Osado
+8
Osado, 24 Марта 2009 , url
Ага, и в США нет миллионов потерявших дома.
И недвижимость замечательно продаётся, да, подешевела, но риэлторам на жизнь хватает.
Никого не увольняют и покупательная способность не снизилась.
Автомобили расходятся как горячие пирожки и нет неразгруженных судов в портах...

И только в поганой рашке всё так дерьмово. Ага, знаем.

suare
0
suare, 24 Марта 2009 , url

Станислав Говорухин: "Мы сделали все возможное, чтобы окончательно погрузиться в трясину"

Ты — да. И говорить с тобой не о чем. Ты — никто, болтающая пустота. Ты ей был всегда. Резюме по тексту (и всем другим твоим текстам, книгам и фильмам): на свалку истории. Покедова. Попутного ветра в спину.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать