Комментарии участников:
собственная стоимость активов домохозяйств [за вычетом обязательств по кредитам, залогам и пр.] в 2008 году резко сократилась на 11 трлн долларов.
безработица в США в этом году достигнет 9,4% и будет оставаться относительно высокой по меньшей мере до 2011 года. Ее средний уровень в следующие два года будет превышать максимум февраля (8,1%).
В условиях рекордной за 25 лет безработицы потребители тратят свои бюджеты только на самое основное, а сэкономленное благодаря падению цен на бензин используют для погашения долга
В феврале американцы больше тратили на мебель, одежду, бытовую технику и бензин. Авторынок по-прежнему переживает серьезные трудности.
Однако, по мнениюБернарда Баумоля (Bernard Baumohl), экономиста Economic Outlook Group., динамика продаж в январе-феврале это более весомый фактор, чем рост заявок на пособие безработице. «Если статистика розницы будет улучшаться и в предстоящие месяцы, это может стать долгожданным признаком того, что экономика начинает выходить из рецессии», — полагает он.
«Очевидно, что потребитель вовсе не в нокауте, — говорит аналитик Bank of New York-Mellon Майкл Вулфолк (Michael Woolfolk). — Трудность, однако, состоит в том, что для нормального подъема экономики нам необходим рост занятости и оживление на кредитном рынке, а этого пока не происходит».
Удивительная, просто потрясающая приверженность "бородатым" теориям общества всеобщего потребления. С каких это пор динамика потребления стала показателем состояния экономики такого государства, как США? У ребяток реальный сектор испарился, а они радуются тому, что шокированные кризисом люди несут в магазины последнее накредитованную, заложенную и перезаложенную "зелень", чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре.
А я думал, что это только в России умеют петь "всё хорошо, прекрасная маркиза". Где ваше производство, малшишки? Где ваши знаменитые американские товары? Где ваше потрясающее американское качество, я вас спрашиваю? Где дно того вонючего болота, в которое вас завели досужие умники? Эту бездну под ногами вы называете дном? Проснитесь! Ау! Есть кто -нибудь дома?
"А в ответ — тишина..." (с)

Версия 3. Мы имеем дело не с «заминкой», и не с «циклическим кризисом». А с самым настоящим системным кризисом. Кризисом системы «кредитного капитализма» и общества «всеобщего потребления». И всех ее институтов. Для исторической верификации этой версии потребуется не одно десятилетие. Предыдущий системный кризис – кризис системы «промышленного империализма» продолжался около 30 лет. Две мировые войны, Великая Депрессия 30-х гг. ХХ века, фашистский эксперимент в Италии, франкистский — в Испании, нацистский – в Германии, коммунистические в России и Китае стали трагическими эпизодами этой мировой драмы.
Определенно заявить – «Да, это было начало кризиса системы «всеобщего потребления» — можно будет году этак в 2038-м. Когда (и если) станет понятно, что придет на смену этой системе. Но, ряд признаков, указывающих на то, что подобная трактовка имеет право хотя бы на рассмотрение, имеются уже сегодня. Объем рынков производных финансовых инструментов уже в 2006-м году кратно превысил объем мирового ВВП. Совокупные долги (государственные, корпоративные, частные) ведущей экономики системы кратно превысили ее ВВП. Дефицит торгового баланса ведущей экономики системы очень велик, а главное – носит хронический характер. Уровень и качество жизни большинства (60-80%) населения ведущих экономик системы устойчиво снижается на протяжении как минимум двух последних десятилетий. Расслоение по уровню располагаемых доходов устойчиво возрастает и становится «наследственным»; подрывая тем самым ключевой миф системы.
А главное произошло очередное обострение «ключевого системного противоречия», которое также иногда именуется «фундаментальным культурным противоречием». Оно состоит в том, что «система всеобщего потребления» со стороны предложения опирается на массовое производство относительно недорогих и относительно качественных потребительских благ и услуг. Такое производство лучше всего обеспечивается в идеологическом плане «протестантской (конфуцианской) трудовой этикой». Основными ценностями которой являются: трудолюбие, скромность, аскетизм, командный дух, самообладание, точность, пунктуальность, вежливость, умеренность, бережливость, аккуратность, преданность семье и своему делу, готовность к самопожертвованию. А вот со стороны спроса и потребления эта система опирается совершенно на иные ценности: индивидуализм, эмоциональность, экстравагантность, фривольность, чувственность, сексуальность, недолговечность (товаров, отношений), ценность свободного времени, показное (демонстрационное) потребление, помпезность, яркость, торопливость жизни.
Предыдущее обострение этого противоречия (в 60-е годы ХХ века) породило феномен хиппи и экологические движения. А также привело к «выносу» скучного конвейерного производства в Индию, Китай, Бразилию, Индонезию и т.д… А, в развитые страны Запада была «импортирована» дешевая и непритязательная рабочая сила. Что породило букет новых проблем, особенно в Западной Европе. А все для того, чтобы обеспечить достаточно широким слоям западного среднего класса «празднично – спортивный образ жизни». И дальнейший рост материального потребления. Но, «закон предельной полезности», открытый экономистами еще в 19-м веке, оказался «природным», а не «системным». Он действует и в условиях «системы всеобщего потребления». Каждый следующий прирост материального производства обеспечивался все более дорогой ценой (с учетом психологических и социальных издержек) и приносил все меньший прирост удовлетворения от потребления. Не исключено, что в последние 2-3 года этот прирост стал нулевым или даже отрицательным.
Готовых рецептов политики в условиях системного кризиса не бывает по определению. Можно только обозначить векторы. Политической и духовной элите необходимо начертать контуры нового «общественного договора» и начинать выращивать институты под будущую конфигурацию общественной системы. Если она справится с этой задачей, у нее появляется шанс на два поколения вперед стать элитой «наследственной». Если нет – на смену ей неизбежно придет новая элита. Хорошо, если дело обойдется без физического истребления прежней элиты. Бизнесу надо искать новые формы (а возможно – и содержание) для своей деятельности. Достаточно перспективной идеей в этой связи представляется опора на инновации: технологические, управленческие, социальные. Если получится, то есть шанс сохранить за своими семьями капиталы, заработанные за последние 1,5 десятилетия. Если нет, то бескровная передача 95% капиталов новым собственникам (государству, силовой бюрократии, церкви, следующему поколению предпринимателей) будет наиболее щадящим выходом из сложившейся ситуации. Обывателям надо потихоньку искать свое место в новой системе; вплоть до смены места жительства, сферы и характера деятельности, образа жизни.
Игорь Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Член Совета директоров исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов
Прощайте, мадам! С Вами было забавно!
