ГИБДД подвела первые итоги применения видеокамер на дорогах

отметили
20
человек
в архиве
В Госдуму внесен законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных нарушениях. Основные поправки касаются приборов фото- и видео-фиксации нарушений на дорогах.

Первый опыт применения этой техники показал, что для ее всеобщего распространения не хватает нормативной базы. Теперь у водителей, выехавших на полосу встречного движения, может появиться альтернатива: вместо лишения прав — штраф пять тысяч рублей. Но только если это нарушение зафиксировано приборами фото- видео-фиксации.

Гостям штрафы не писаны

Лидерами по освоению видеотехники стали три региона: Татарстан, Краснодарский край и Московская область. Как рассказал "РГ" начальник ГИБДД Татарстана Ривкат Миниханов, в республике сейчас работает 72 стационарных устройства и 24 мобильных. С их помощью с начала года выявлено и разослано автовладельцам 121 тысяча постановлений. В среднем за один день обрабатывается порядка полутора — двух тысяч нарушений, зафиксированных в автоматическом режиме.

Здесь, кстати, камеры установлены, в том числе и на перекрестках, и в автоматическом режиме оформляются штрафы на тех, кто проехал на красный свет. Задача инспектора — оператора сводится тут только к тому, чтобы проверить правильность распознавания машины и ее номера и нажать кнопку отправки на печать постановления.

Определенную сложность у госавтоинспекции Татарстана вызывает транзитный транспорт. Кстати, от 10 до 15 процентов всех нарушений совершают именно не местные. Дело в том, в настоящее время завершаются работы по модернизации каналов связи с целью обеспечения устойчивого соединения с федеральной базой данных автовладельцев. Поэтому направлять "письма счастья" для машин из других регионов пока довольно проблематично.

— Таких нарушителей мы стараемся отлавливать при выезде из региона, — говорит Ривкат Миниханов. — Нарушил — номер зафиксирован прибором. На контрольных постах на границах республики его ждут. Как только он подъезжает к посту, камера распознает его номер и инспектор останавливает эту машину, чтобы оформить постановление по всем правилам и вручить его лично в руки. Сейчас вместе с соседними регионами решаем вопрос обмена такой информацией.

Краснодарский край, хоть и в лидерах по количеству камер, тоже не имеет доступа к федеральной базе данных. Здесь на дорогах установлено 42 прибора. Ими с начала года выявлено 35522 нарушения и разослано 32518 постановлений. Из всего транспортного потока — 27 процентов транзитных машин. Причем, не сложно догадаться, основное количество транзита приходится на летний сезон. Однако гостям региона не стоит расслабляться. Как рассказал "РГ" начальник отдела административной практики ГИБДД Краснодарского края Александр Любомирский информация о нарушениях зафиксированная электроникой на приезжие машины собирается и отправляется запрос в федеральную базу. Там по регистрационным знакам идентифицируют автовладельцев и отправляют их данные в ГИБДД Краснодарского края. А там уже заполняют постановления и рассылают по адресам хозяев машин. Все так сложно только потому, что в сегодняшнем законодательстве прописано, что административное нарушение должно рассматриваться по месту его совершения. Исключения только те случаи, когда автовладелец напишет ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства. Однако камере такое ходатайство не напишешь. Да и при фотофиксации водитель узнает о своем нарушении только уже тогда, когда получит постановление по почте.

Поэтому в новом законопроекте, внесенном подмосковной думой, предлагается внести такую формулировку: "Дело об административном правонарушении зафиксированном с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматриваются по месту нахождения органа, в который поступили материалы". Таким образом материалы не потребуется лишний раз пересылать.

Ценное письмо

У Московской области проблем с доступом к федеральной базе данных нет. Здесь вообще пошли иным путем. Если в большинстве регионов сначала начали устанавливать камеры, а потом думать, как с ними работать, то в Подмосковье для начала организовали так называемый центр принятия решений. То есть место, куда информация со всех камер собирается, где она обрабатывается и откуда рассылаются "письма счастья" проштрафившимся автовладельцам.

— Мы еще до вступления в силу поправок в КоАП внимательно изучили иностранный опыт, — рассказывает начальник ГИБДД Московской области Сергей Сергеев. — Наша рабочая группа ездила во Францию и в Германию и изучала работу центров видеофиксации. Мы посчитали, что нам экономически более выгодно создать единый региональный центр, чем строить такие в каждом муниципальном образовании. Хотя штрафы поступают именно в муниципальные бюджеты.

Сам центр требует больших финансовых вложений. К тому же многие вопросы можно решить только на региональном уровне. Ведь обработка информации это еще не все. Постановление надо отправить адресату. Поэтому Подмосковное ГИБДД заключила договор с Почтой России. Примечательно, что доставка каждого "письма счастья" обходится госавтоинспекции чуть дороже 30 рублей. Почта работает на условиях предоплаты. Поэтому ГИБДД надо еще рассчитать, сколько примерно постановлений будет отправлено за определенный период.

Кстати, дороговизна отправки — одна из причин того, что в автоматическом режиме наказывают только за превышение скорости более чем на 20 километров в час. Минимальный штраф за это нарушение — 300 рублей. До 20 километров — штраф 100 рублей. "Письмо счастья" обходится дороже.

Также подмосковное ГИБДД заключило договор со Сбербанком, чтобы тот предоставлял информацию об оплате штрафа. С того момента, как письмо было вручено начинается отсчет. Через сорок дней, если штраф не оплачен, у инспектора появляется информация об этом, и дело можно направлять судебным приставам. С приставами тоже налаживать работу удобнее на региональном, а не на местном уровне.

Суперкомпьютер для гаишника

Сейчас ГИБДД московской области полностью отладило работу этого центра, который впору назвать суперкомпьютерным. Его мощность около 45 терабайт. Такого объема памяти хватит на много лет, тем более что информация в нем хранится год. Нам показали, как обрабатывается информация, поступающая в центр с комплексов фото-видео-фиксации: на мониторе фото машины, виден четко номер, внизу информация об автовладельце. Скорость — 82 километра в час. Постановление не распечатывается. Два лишних километра списывается на погрешность прибора. Следующее зафиксированное нарушение. Тут уже скорость 92 километра в час. Постановление распечатывается, потом начальник проверит правильность, распишется, документ запечатают, присвоят ему штрих-код, выданный почтой, прикрепят уведомление и отправят.

Надо сказать, что у этого подмосковного центра очень широкие возможности. Сейчас в него стекается информация не только с подмосковных, но и с московских камер. У генерала Сергеева более масштабные планы. Со временем он предлагает повесить на центр не только правоприменительные задачи, но и сделать его центром организации движения Подмосковья. Привязать к нему все светофорные объекты и занять мониторингом транспортных потоков. Элементы этой системы уже закладываются при дорожном строительстве. Об этом ГИБДД Московской области уже договорилась с Федеральным дорожным агентством.
Компетентно

Сергей Сергеев, начальник ГИБДД Московской области:

— В данный момент в Подмосковье работает не так уж и много комплексов: на 36 километре Дмитровского шоссе, в Балашихе и в Железнодорожном. С начала этого года автовладельцам было отправлено почти 15 тысяч предписаний. А сейчас в сутки фиксируется около 500 нарушений. Большинство штрафов — те самые 300 рублей. В единичных случаях попадаются те, кто превысил скорость более чем на 60 километров в час.

Платить приходится и нашим сотрудникам, и высокопоставленным лицам, автоматике ведь все равно, кто за рулем, она просто фиксирует превышение скорости. Есть у этой техники еще один положительный момент: 36 километр Дмитровского шоссе был очагом аварийности. С момента установки камеры в этом месте ни одного ДТП! Количество нарушений снизилось на 20 процентов. Мы же не скрываем, что там камера установлена, даже знак специальный повесили.

Пока камеры работают только на скоростной режим и на проезд перекрестков на красный свет. Но со временем планируется расширить область их применения, и они же будут фиксировать выезд на встречную полосу. Но для этого необходимо внести изменения в КоАП, ведь сейчас за это нарушение предусмотрено безальтернативное лишение прав. А за нарушения, выявленные в автоматическом режиме можно наказывать только штрафом. Поэтому подмосковные законодатели предлагают дополнить статью о движении по встречке еще одним пунктом: если нарушение зафиксировано средствами фото- видеофиксации в автоматическом режиме — штраф 5000 рублей.
Добавил Ikar4eg Ikar4eg 18 Мая 2009
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать