Как из России делают врага

отметили
11
человек
в архиве
Как из России делают врага
Новые правители в странах СНГ бурно переписывают историю.

— Общее для большинства постсоветских «историй» — отталкивание от советской идентичности, отрицание общих завоеваний, горестей и побед. При этом новые истории строятся на этническом основании. На первый план вышли не классовые, социальные, политические факторы, а факторы этнические. Стало считаться, что только «национальный» историк может создать реальную историю своей страны. При этом «национальный» трактуется сугубо как этнически свой. Например, история Казахстана до недавнего времени писалась «не казахами». И теперь казахские историки считают, что «настоящая» история казахов раскрыта не до конца, либо она имеет не всегда правильную трактовку, утверждает Ирина Орлова, доктор философских наук, заведующая отделом социологии истории и сравнительных исследований Института социально-политических исследований РАН.

В новых независимых государствах, и в национальных республиках внутри России расцвел специфический ракурс исторического знания — этнический историзм. Общей является и канва нового написания истории, с вариациями, отражающими местные особенности. Сюжетную линию таких трудов можно примерно представить так: жил свободолюбивый, прекрасный народ, имевший свои традиции, свою культуру, но пришли захватчики, подавили сопротивление гордого народа, завоевали его территорию и его богатства. В результате народ почти утратил все основные признаки национальной уникальности: язык, культуру, традиции — и едва не исчез с лица земли. Но появились свои герои, богатыри, защитники, освободили страну от захватчиков и вернули народу независимость.

— Новая история, усвоенная массами, — это мощное средство сплочения нации и укрепления государства. Помимо осознания своей «особости», заслуг, побед, нацию сплачивает наличие общего врага. И в качестве врага в таких учебниках выступает Россия. В прибалтийских странах, Грузии, Молдавии утверждается, что Россия — страна оккупантов, что местное население подвергалось «гнету русских».

Поскольку бывшие советские республики получили независимость без борьбы, чего вообще-то практически никогда не бывало в истории, потребовались мифы о том, что они вырвали свободу у притеснявшей их России и русских, что их собственная история, преодолевающая «окраинный синдром», значительно знатнее и древнее, чем это считалось ранее.

В частности, советская Украина в учебниках приобретает образ колонии России. Украинский советский партийный аппарат рисуется как колониальная администрация, обслуживающая интересы оккупационного режима и московских верхов. Новая концепция истории Украины трактует Киевскую Русь как государство украинского народа. Октябрьскую революцию 1917 года — как большевистский переворот, а события 1917-1920-х годов не как Гражданскую войну, а как военно-большевистскую экспансию на Украине. Утверждение «государственность Украины восходит ко временам Киевской Руси, а Киевская Русь — украинское государство», на взгляд тамошних историков, помогает избавиться от комплекса «младшего брата», поскольку в их интерпретации получается, что «младшие» уже не украинцы, а русские.

Учебники истории на Украине объясняют детям, что Украинская повстанческая армия под руководством Степана Бандеры к 1943 году «освободила от немцев большинство городов Украины», что «включение Крымского полуострова в состав Украины было попыткой переложить на ее плечи моральную ответственность за выселение татарского населения и вынудить взять на себя ответственность за восстановление хозяйственной и культурной жизни полуострова».

В тех же учебниках сообщается, что голодомор 1932-1933-х годов был организован Москвой специально, чтобы «подавить волю украинцев к независимости». О том, что тогда же страшный голод разразился и в Поволжье, и в Казахстане, — ни слова.

Профессиональные историки Украины в 90-е годы оказались вовлечены в крайне политизированный процесс «поиска корней». Появилась масса публикаций, призванных стимулировать интерес широких масс к собственному прошлому, не важно, придуманному или реальному. Солидные журналы и газеты начали публиковать рассказы о так называемых «украх», которые несколько тысяч лет назад дали название Украине… О том, что трипольские племена, жившие на территории Украины в период неолита, создали первую в Европе письменность, которую потом использовали финикийцы.

Пересмотрены галереи великих личностей и списки памятных дат. Причем сделано это не только в новых независимых государствах, но и в национальных республиках внутри России.

Так, в Казахстане статус выдающихся национальных деятелей присвоен казахским ханам, баям, деятелям партии «Алаш», представителям репрессированной казахской интеллигенции. Антигероями же стали атаман Ермак, советские партийные деятели. Обязательным критерием для занятия места в новой галерее героев стала этническая принадлежность. Поэтому исторические персонажи, которые имеют реальные заслуги перед конкретным этносом, но к нему не принадлежат, в список не вошли.

На Украине статус выдающихся национальных деятелей присвоен князьям Киевской Руси, украинским гетманам Мазепе, Орлику, а также украинским деятелям ХХ в. Грушевскому, Винниченко, Петлюре, Бандере.

В Молдавии сегодня изучают не собственную историю, а историю румын. Общих постулатов несколько: Румыния — лучшая страна во все исторические времена, нет лучше нации, чем румыны. Россия же — страна оккупантов.

Все трактуется в соответствии с этой примитивной схемой, вопреки исторической правде. Поскольку плохих румын не бывает, то, например, маршал Антонеску, которого Гитлер лично благодарил за радикальное решение еврейского вопроса, оказывается либералом и демократом, на которого стоит равняться.

Вторая мировая война в этих книжках препарируется соответствующим образом. Так в учебнике «История румын. Новейшее время» однозначно утверждается, что «молдаване из Транснистрии (так называют Приднестровье в Кишиневе) подвергались «гнету русских». Стоит ли удивляться, что во время апрельского бунта молодежь водрузила флаг Румынии над зданием молдавского парламента.

Не только прибалтийские государства, но и Грузия по решению еще гамсахурдиевского Верховного Совета исключила из перечня государственных праздников не только 7 ноября, но и 9 мая…

Зато появились и новые даты. Внушаются представления о древних традициях грузинской государственности, восходящей к эпохе эллинизма, к древнегреческим мифам об аргонавтах, золотом руне и волшебнице Медее. Утверждается, что «по всеобщему убеждению» этот мифологический цикл отражает реальные эпизоды взаимодействия предков грузин с греками, а Колхидское царство Айэта есть первое национальное грузинское государство.

Вероятно, что с этого царства грузины ведут отсчет своей государственности. Об этом свидетельствует то, что уже на официально-государственном уровне в 2000 году отмечался 3000-летний (!) юбилей грузинской государственности.

Всячески оспаривается тезис, что присоединение к России спасло Грузию от неминуемой гибели, от поглощения Османской империей и Сефевидским Ираном. Утверждается, что «двухсотлетнее господство России» «отодвинуло Грузию назад на пути мировой политики». Наиболее резкие оценки относятся к советскому периоду. Советский период характеризуется в таких терминах, как «исторический провал», как время, нанесшее «непоправимый урон» этнополитическому и этнокультурному развитию страны.

Это своего рода болезнь роста новых государств, которые не в состоянии самоутвердиться и консолидировать свои общества иными способами. Формирование собственной идентичности у них строится на отрицании целого пласта общей истории и отталкивании от общей для всех советской идентичности.

Однако не все впали в русофобию, если судить по учебникам истории, изданным в 90-е годы, это Армения и Беларусь.

Среди тем, преобладающих в армянском историческом знании, четыре основных: древность и исключительность армянской истории и культуры, первородство армянского христианства, геноцид армян 1915-1922 гг. и карабахский конфликт.

Белорусские учебники по истории, как правило, дают сбалансированную оценку российско-белорусских отношений. Исключительно уважительное отношение сохраняется к совместной борьбе белорусов и русских, всего советского народа в годы Великой Отечественной войны. В Белоруссии не ведут войну с памятниками и могилами. В отношении советской эпохи преобладают взвешенные оценки, с признанием существенных приобретений для Белоруссии, в том числе территориальных.

За Киевской Русью признается ведущая роль в этногенезе белорусского этноса и его культурно-исторического развития. Несмотря на длительное влияние польского и литовского факторов, в историческом знании страны сохраняется идея славянского единства при высокой степени этнической толерантности.

В целом лицо современного исторического знания в Белоруссии определяет умеренность критического настроя, сдержанность в оценках проблемных ситуаций и самодостаточность белорусского этнического самосознания, не нуждающегося для самоутверждения в поиске врага.

И такой подход — единственно правильный. Недопустимо стравливать народы, пользуясь недобросовестными приемами и недостоверными фактами.
Добавил klinton11 klinton11 18 Мая 2009
проблема (2)
Комментарии участников:
www.plint.us
+2
www.plint.us, 18 Мая 2009 , url
1. Правила оформления новости:
— Уделите максимальное внимание составлению заголовка и описания к новости. Нет смысла копировать в описание всю новость, постарайтесь передать суть в 3-4 предложениях.
klinton11
0
klinton11, 18 Мая 2009 , url
Чтобы передать суть, этой новости, не хватит и 1000 страниц раскрытого текста. А если вы посмотрите на статистику переходов по ссылкам(1/3, редко 50%), вы поймете, почему я выложил данный текст полностью.
De-Luxis
0
De-Luxis, 18 Мая 2009 , url
. А если вы посмотрите на статистику переходов по ссылкам(1/3, редко 50%), вы поймете, почему я выложил данный текст полностью.
предпочитаю читать на н2, чем на оригинале, быстрее грузит, и траф меньше жрет (хоть и безлим, но все равно огр 10гб)


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать