Административное право: о "прогибах" и "перегибах" .

отметили
15
человек
в архиве
Поводом к написанию заметки послужил новостной материал о том, что на жительницу Ленинского района города Томска, игравшую во дворе своего дома в лото на деньги, сотрудниками ППС был составлен протокол за нарушение статьи 3.16 Административного кодекса Томской области.

Законный интерес СМИ и читателей в сомнительности повода для правового реагирования.
На эту тему можно шутить бесконечно, например,- государство опять выиграло; вспоминать поговорки: "заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет"; вспоминать цитаты из М. Жванецкого "вся страна производит впечатление тяжело работающей и ничего не производящей" и т.д.

Но, коль скоро речь идет о правовом регулировании, то позволим себе разобраться: о чем идет речь с позиции действующего федерального законодательства.
Для этого вспомним, что в соответствии с п. "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Иерархия законодательства РФ и субъектов федерации также установлена Основным законом: "Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. (часть 5 ст. 76 Конституции России).
Обратившись к КоАП РФ, увидим развитие вышеуказанных принципов иерархии действующего законодательства в соотнесении с принципом федерализма.
В силу части 1 статьи 1.1 КоАП РФ: Законодательство об административных правонарушениях. "Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и ПРИНИМАЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НИМ законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях" (выделено мной- ТГА)
В соответствии с пп 1-2 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях:
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения.
Эти общие положения и принципы содержаться в 1 Разделе Кодекса, который так и называется: "Общие положения", и как мы уже отметили, положения эти в ведении Российской Федерации, а не ее субъектов.

Применительно к случаю, отметим, что в свете статьи 2.9. КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения: "При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием".
Будем надеятся, что так это и произойдет, несмотря на то, что суровый Административный кодекс Томской области, вступивший в силу с 1 февраля 2009 года (ст. 15.1 Кодекса) не содержит диспозиции с федеральным законодательством (не имеет отсылочных норм к нему, в частности к КоАП РФ), что в принципе уже должно служить основанием для прокурорского надзора, как это предусмотрено ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" для целей защиты прав и свобод граждан и надзора за единством правового поля РФ.

Справделивости ради, стоит сказать. что ППС, входящая в состав милиции общественной безопасности, не компетентна решить дело по нарушению, ответственность за совершения которого предусмотрена ст.3.16 данного Кодекса, а имеет компетенцию лишь составить протокол об адмонарушении (что и произошло) в силу п.1 ст.14.1 Кодекса.
К сожалению, мне не удалось разобраться, кто же полномочен рассматривать дело по ст. 3.16 Кодекса. Определенности в Кодексе в этой части нет.
Так, предусмотрено ч.1 ст.14.2 (Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях), что "Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением дел об административных правонарушениях, для которых настоящей статьей установлен иной порядок, рассматривают административные комиссии в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях". Создана ли административная комиссия, в соответствии с каким актом, где опубликованным, не понятно.

Нам все же интересна также сама норма. предусматривающая ответственость. Она достаточно любопытна.
Статья 3.16 Административного кодекса Томской области (Игра в карты или иные азартные игры в общественных местах): Игра в карты или иные азартные игры на деньги, иные вещи на улицах или в других, не предназначенных для этого общественных местах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей.
По- мимо того. что законодатель Томской области в конец нас запутал определением "иные азартные игры", давая пищу дискуссии о том, каким актом лото отнесено к азарнтным играм, он указал, не просто на общественные места, а на "не предназначенные для этого" места. Соответственно, должны быть в наличии предназначенные.
Не владею информацией о наличии таких предназначенных" мест, поверим, что это — не дворовая территория и что они есть, в противном случае, мы уйдем в обсуждение вопросов о том, что если предназначенные места не созданы, то юридическая возможность правомерного поведения (игры в предназначенных местах) не обеспечена, и. таким образом, в действиях нашей героини нет состава адмонарушения в виду отсутствия вины.

Общеизвестны изменения отечественного законодательства, связанные с игорным бизнесом. Они касаются его организации. Вообще говоря, право на участие в играх- производно от права на распоряжение своей собственностью, да и способ приобретения собственности в процессе игры не запрещен законом. В любом случае, ограничение прав граждан допускается лишь на уровне федерального законодательства. Право участия в играх на деньги предусмотрено и ст. 1062 ГК РФ.
Да и об организации игры на деньги нельзя говорить при наличии двух участников игры, впрочем, речь идет о составлении протокола только в отношении одного игрока. Не думаю, что она играла сама с собой, очевидно сотрудники ППС определили ее как "организатора игры" несмотря на признаки равноучастной сделки. Наверное, по признаку принадлежности комплекта лото.

Тем самым. они творчески подошли к творческой новелле законодателя Томской области, которому без различно: организатор игры или игрок. По мнению этого законодателя, игроки и организаторы игр в равной степени представляют общественную опасность на улицах городов и селений Томской области.

Следует отметить гиперактивную позицию отдельных жителей г.Томска. Как следует из материала новостей, экипаж ППС прибыл по вызову жителя г.Томска, который не мог остаться в стороне от такого вольного времяпрепровождения женщин. Нравственность этого наблюдателя не могла мерится с тем, что прохожие внезапно узнают о таком явлении как игра на риск.
А тем временем, мы еще раз укрепились во мнении, что есть пища для прокурорской проверки и надзора по отношению к уже знаменитому кодексу из Томской области, тем более, что сообщается о других фактах как минимум чрезмерного и несоразмерного адморегулирования жизни жителей области.

Впрочем, ретивость в деле привлечения к адмоответственности жителей Томской области какая — то, прямо скажем. традиционная. Так законодатель выходил с очень интересной инициативой: дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 321.1 следующего содержания: Статья 321.1. Систематическое нарушение правил административного надзора "Систематическое нарушение правил административного надзора лицами, в отношении которых установлен надзор, — наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.
Остается только что и спосить, почему законодатель Томской области так суров. Или людей не слишком любят томские законодатели, или соревнуются с федеральным центром в деле ограничения прав и свобод граждан в целях "медвежьего" услужения из карьерных соображений руководства? Так это — за пределами их компетенции.

Впрочем, председатель Госдумы Борис Мальцев даже публичную "явку с повинной" сделал, не забыл же он. что сам является законодателем:
«Вина за подобные случаи лежит на законодателях. Они пишут законы, которые исполнители не так трактуют. Это повод для серьезного разговора»,

Ответ на все наши вопросы из уст руководителя: законодатели виноваты, да еще и исполнители не правильно толкуют.
Только вот к ответственности людей привлекают, причем ответственность эта установлена законодателями виновно и при неправильном толковании исполнителями.
Добавил precedent precedent 31 Июля 2009
Комментарии участников:
blogman
0
blogman, 31 Июля 2009 , url
Наверное, по признаку принадлежности комплекта лото.
Теперь лото надо в складчину покупать, с соответствующей справкой.
precedent
+1
precedent, 31 Июля 2009 , url
И отнять лото у детей в детских садах, у стариков- в дома для пристарелых
blogman
0
blogman, 31 Июля 2009 , url
ба, в детсадах уже в лото на деньги играют? Боже мой куда катицо этот мир :)
precedent
0
precedent, 31 Июля 2009 , url
зачем же на деньги? Изумила легкость связки "азартные игры" — "лото".
Для квалификации игра должна быть "азартной" сама по себе, не зависимо от того, какой интерес у выигравшего и (или) проигравшего.
blogman
+1
blogman, 31 Июля 2009 , url
"лото — не спорт, значит азартная игра .."
Наверно думали так… :)
Про покер тоже не написано, что это азатная игра, но стоило исключить из вида спорта, сразу забанили.
www.metallibrary.ru-balrog.id
+1
www.metallibrary.ru-balrog.id, 31 Июля 2009 , url
Вообще, есть вполне серьёзная математическая дисциплина — теория игр и исследования операций. Люди занимались практическим поиском оптимальных смешанных стратегий в многоходовой игре и исследованием влияния психологии игрока при наличии финансовых рисков на выбор оптимальной стратегии. Это научная деятельность, а не азартная игра.
precedent, покатит ли такое определение этой деятельности?
precedent
0
precedent, 31 Июля 2009 , url
нормальный вариант. Но. чтобы не было обвинений в вуалировании действительных целей, нужно соблюсти некоторые формальности и использовать необходимую юртехнику. А так, да.
klinton11
0
klinton11, 31 Июля 2009 , url
Молодец Гриша!
latpost
0
latpost, 31 Июля 2009 , url
очень длинно
precedent
0
precedent, 31 Июля 2009 , url
Это не я, это — законодатели длинно пишут. Пока процитируешь)))
latpost
0
latpost, 31 Июля 2009 , url
а в школе и университете выводы из прочитаного не учили делать =)


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать